Курылев Сергей Владимирович
педагог-организатор ОБЖ
МБОУ “Средняя общеобразовательная школа № 120 с углубленным изучением отдельных предметов” Московского района г.Казани
Пояснительная записка
Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию проект на тему «Комплексная безопасность образовательных учреждений»
Актуальность проекта: Участившиеся случаи совершения в образовательных учреждениях противоправных действий в отношении учащихся и сотрудников школ диктуют насущную необходимость обучения данных категорий действиям в чрезвычайных ситуациях
Аудитория проекта: учащиеся, педагоги, администрация и персонал образовательных учреждений г. Казани.
Цель проекта: получение учащимися, педагогами, администрации и персоналом школы практических действий в случае совершения противоправных действий.
Задача проекта: создать основной алгоритм действий учащихся, педагогов, администрации и персонала школы в случае совершения против них противоправных действий (нападение с ножом, ружьем).
Практический этап реализации проекта
Первый этап – проведение уроков безопасности с педагогическим коллективом. Планируемый результат – получение каждым педагогом индивидуальных знаний по действиям в случае совершения противоправных действий.
Второй этап – проведение педагогами уроков безопасности в школах (полный охват всех классов). Планируемый результат – получение коллективных знаний учащимися, расширение индивидуальных знаний педагога в случае противоправных действий.
На первый и второй этап приглашаются сотрудники Росгвардии, МЧС, проводится видео запись уроков безопасности. Видео размещаются на сайтах образовательных учреждений, в социальных группах класса, родительских группах. Обеспечивается максимальная обратная связь в ходе поступающих вопросов по безопасности от школьников. Реализуется площадка для обсуждения и внедрения элементов безопасности (пример – проводы детей домой).
Третий этап – разработка для каждой школы своего индивидуального алгоритма безопасности с учетом особенностей образовательного учреждения (пошаговая инструкция). Планируемый результат: разработанная инструкция распространяется среди педагогического коллектива, администрации и персонала.
Четвертый этап – создание единого интернет ресурса «Безопасная школа», реализуется на базе Управления образования г. Казани.
Пятый этап – проведение на постоянной основе в каждой школе единых дней безопасности. Планируемый результат: проведение классными руководителями тренировок во время классного часа по 8-10 минут.
Уникальность проекта: проведение таких уроков – это гибкая платформа для моделирования любой ситуации с точки зрения совершения противоправных действий.
Обратная связь – все поступающие в ходе проведения занятий можно обсуждать с учащимися.
Сроки реализации проекта на базе образовательного учреждения – одна учебная неделя.
Первый этап – одно общее занятие с педагогическим коллективом (понедельник)
Второй этап – проведение занятий с учащимися классными руководителями (вторник-четверг)
Третий этап – инструкция по безопасности формируется с учетом особенностей каждой школы (пятница).
На данный момент различные этапы протокола реализованы на базе 5 образовательных учреждений г. Казани ( МБОУ СОШ № 120 Московского района, СОШ № 12 Вахитовского района, гимназия № 3 Кировского района, СОШ № 125 Советского района, ГБОУ ККШИ имени Героя Советского Союза Б.К. Кузнецова).
Технологическая карта урока
по Основам Безопасности Жизнедеятельности
Протокол безопасности в Образовательных учреждениях.
Действия учащихся в случае совершения в отношении них противоправных действий (нападение вооруженного преступника)
(Протокол безопасности разработан преподавателем ОБЖ Курылевым С.В.)
ФИО: Курылев Сергей Владимирович
Место работы: МБОУ СОШ № 120 Московского района г. Казани
Должность: Преподаватель-организатор ОБЖ
Класс |
9 |
Предмет |
Основы безопасности жизнедеятельности. |
Авторы учебника |
А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. Протокол безопасности учащихся (разработан преподавателем ОБЖ Курылевым С.В.) |
Тема |
Протокол безопасности в образовательных учреждениях. Действия учащихся в случае совершения в отношении них противоправных действий (нападение вооруженного преступника) |
Тип урока |
Открытие новых знаний. |
Технология |
Создание учебных ситуаций, проектная деятельность. |
Формы работы |
Фронтальная, самостоятельная, работа в группах. |
Материально-техническое оснащение |
Презентация, учебный материал – учебный макет АК-74, учебный макет – пистолет Макарова, учебный макет – патроны к АК 74. |
Цель |
Обучающая: – познакомить учащихся с основными положениями Конституции Российской Федерации, Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, Федеральными законами «О противодействии терроризму» и «О противодействии экстремистской деятельности». Развивающая: – способствовать развитию критического мышления, создание модели противоправных действий и действий учащихся, внимания. Воспитательная: – ценностное отношение е к своей личной безопасности и окружающих. |
Задачи |
– сформировать протокол безопасности; – практически отработать действия в случае нападения на школу вооруженного преступника; – отработать действия по эвакуации из помещения школы из класса, коридора, запасного выхода; – освоить практические навыки в ситуациях нападения ( в столовой, коридоре, на втором этаже, спортивном зале, в гардеробе); – определить причины и цели экстремизма и терроризма; |
Основные термины, понятия |
Глобальные проблемы современности, террор, терроризм, экстремизм, молодежная субкультура. Конституция Российской Федерации, Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, Федеральные законы «О противодействии терроризму» и «О противодействии экстремистской деятельности». |
Планируемые результаты |
Предметные: – развивать умение формировать современную культуру безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций социального характера. Личностные: – использовать в повседневной жизни приобретённые знания. Метапредметные: – выработать отрицательное отношение к любым видам антиобщественного поведения; – научиться составлять план своих действий при угрозе террористических актов. – научиться оказывать первую помощь пострадавшим. |
Формируемые УУД: |
Познавательные: – строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. умение сравнивать и анализировать информацию. Регулятивные: – научиться организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете; – научиться развивать навыки самооценки и самоанализа. Коммуникативные: – научиться делать выводы, слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. |
Межпредметные связи |
ОБЖ. Протокол разработанный Курылевым С.В. |
Этапы урока |
|
Ход урока
Этапы урока
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Развитие УУД |
I. Мотивация Цель: эмоциональный настрой обучающихся на урок; включение детей в деятельность на личностно–значимом уровне: 3 мин. |
Приветствие обучающихся. Проверка готовности класса к уроку.
|
Предполагаемые ответы детей. Деятельность в группе . |
Приветствуют учителя. Личностные: развитие познавательного интереса, формирование определённых познавательных потребностей и учебных мотивов Коммуникативные: планирование совместной деятельности с учителем и со сверстниками. |
II. Целеполагание Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока: 7 мин. |
Постановка проблемы определения темы и цели урока. Перед учащимися разложены учебные макеты АК – 74, пистолета Макарова, патронов к АК -74. Слайд №1– слова помощники, с помощью которых обучающиеся определяют тему урока. Терроризм – это тяжкое преступление, когда организованная группа людей стремиться достичь своей цели при помощи насилия. Террористы – это люди, которые захватывают в заложники, организуют взрывы в многолюдных местах, используют оружие. |
Просматривают видеофрагмент. Дают определения понятиям. Ответ учащихся. Обществознание. |
Определяют тему урока и цели. Личностные: проявление интереса к поставленной проблеме. Регулятивные: целеполагание; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Коммуникативные: развитие умения точно и правильно выражать свои мысли. Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели. |
III. Планирование: 5 мин. |
Учитель совместно с детьми составляет план работы над темой: -Ребята, как вы думаете, что мы должны сделать сегодня на уроке для изучения данной темы, что мы должны знать и уметь? Нам надо с вами сегодня поработать над этой темой и для начала давайте построим план нашего урока. 1.Угроза терроризма. 2.Методы и средства по борьбе с терроризмом. 3.Организационные основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации. 4.Разработать протокол безопасности класса |
Предполагаемые ответы детей. Термины, примеры. |
|
IV. Открытие новых знаний: Цель: организовать учебную деятельность обучающихся на восприятие, осознание, первичное обобщение новых знаний. 15 мин. |
Формирование протокола безопасности. 1. Ключ всегда находится в замке двери внутри (два- три ученика на время закрывают кабинет). Дальнейшая цель – должен уметь закрывать дверь каждый ученик. 2. Выключаем свет (выполняют два-три ученика) 3. Выключаем сотовые телефоны и параллельно строим баррикаду (четыре ученика выполняют, остальные смотрят) 4. Прячемся под задними партами, закрываем голову и корпус тела рюкзаком и ставим перед собой стул. 5. Полная тишина в классе. Параллельно ученикам разъясняется, что нельзя никому открывать дверь и выходить из класса 6 Правила эвакуации – эвакуация проводится по одному, из дальнего окна, ученики покидают помещение класса и затем возвращаются в класс. Очень важно разъяснить соблюдение мер безопасности при выполнении каждого задания. Важно – отработать действия учащихся и в том случае, если они оказались одни в классе (к примеру нападение произошло во время перемены и дети самостоятельно забежали в класс) |
Учащиеся получают вводную и параллельно отрабатывают практические навыки. Групповая работа. |
Познавательные: умение слушать и понимать информацию, осуществлять решение учебных задач операции анализа, делать обобщения и выводы. Регулятивные: умение адекватно воспринимать оценки и оценивать одноклассников. Личностные: воспринимать речь учителя, непосредственно не обращённую к учащемуся, проявлять в некоторых случаях помощь, оценивать собственную учебную деятельность, причины неудач. Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и отвечать на вопросы. |
V.Закрепление темы: 5 мин. |
Практическое закрепление на примере одного ученика: Выполнение протокола безопасности в виде последовательных действий. |
Участвуют в дискуссии. Аргументируют свою позицию. |
|
VI. Итоги урока. Рефлексия: 6 мин. |
Ученики отвечают на следующие вопросы. Что составляет правовую основу борьбы с терроризмом и экстремизмом? |
Участвуют в блиц-опросе. Ответы детей. Учащиеся встают из за парт, строятся и организованно покидают кабинет. |
|
VII. Постановка домашнего задания: Цель: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. 2 мин. |
Продумать, где в школе находятся помещения, в которых можно спрятаться в случае нападения на школу. Выполнение домашнего задания в виде ответа на уроке. |
Ученики записывают задание в дневник. Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения. Познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели; построение логической цепи рассуждений; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение моделировать ситуацию. |
|
VIII. Оценочно – результативный компонент: 2 мин |
«Спасибо за совместную работу!» Учитель отмечает работу детей. Без отметочный (словесное оценивание) |