Тема: «Закрепление пройденного материала.
Состав чисел в пределах 10»
Копанева Елена Петровна
учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№13 г.Лениногорска»
Цель: закрепить знания состава чисел в пределах 10.
Предметные результаты:
научатся применять навык прибавления и вычитания 1, 2, 3 к любому числу в пределах 10,
выполнять арифметические действия с числами, решать задачи изученных видов.
Личностные
– формирование интереса в расширении и углублении получаемых математических знаний.
Познавательные
– умение ориентироваться в своей системе знаний:
– находить ответы на вопросы, применяя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
– развитие умения определять общую цель и пути её достижения
Регулятивные
– умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
– планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные
– взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
-строить понятное для слушателей высказывание, формулировать простые выводы.
Задачи урока:
- Актуализировать знания учащихся о составе чисел первого десятка.
- Развитие логического мышления учащихся, а именно анализа, синтеза, сравнения, классификации и обобщения.
- Развитие психических процессов: внимания, памяти, речи.
- Развивать гибкость мыслительных процессов.
- Воспитание гуманизма, товарищества, бережного отношения к окружающей природе.
Форма урока: урок – путешествие
Структура урока
- Организационный момент.
- Актуализация знаний
- Постановка цели и задач урока.
- Первичное закрепление.
- Применение и добывание знаний в ходе выполнения заданий.
- Рефлексия.
Ход урока
- Орг. момент.
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнём скорей урок.
– Ребята, сегодня на уроке математики мы покажем нашим гостям, чему мы с вами научились за это время.
Девиз урока : не говори не знаю – говори – научусь!
2.Актуализация знаний
а) Составление числового ряда.
– На столе у вас карточки. Кто скажет, какое задание я для вас приготовила?
(вставить пропущенные числа)
1, 2, …, 4, …, 6, …., ….., 9, ….
– Что у вас получилось? (числовой ряд от 1 до 10)
б) Беседа о зимних забавах.
Загадка о зиме
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
– Как вы думаете, почему я сегодня загадала вам загадку о зиме? (Потому что сейчас идёт зима.)
-Назовите зимние месяцы. Какой первый зимний месяц? Какой сейчас идёт месяц?
-А я предлагаю вам на уроке математики совершить прогулку в зимний лес.
Вспомните загадку- на чем можно кататься зимой? (на санках)
-Удобно нам будет кататься на санках по лесу? На чём лучше отправиться на прогулку в лес зимой? (на лыжах)
– Но сначала надо нам собраться. Что нам понадобится? (перечисляют необходимые предметы)
в) Устный счет
Игра «Поймай снежинку»
(на доске снежинки от 1-10 – по 2 человека решают примеры наперегонки, используем хлопушку – мухобойку, учитель называет выражения разными способами)
6+1 7+3 1+2 5+4
4+2 8-4 10-2 8-3
Индивидуальные задания на доске. Решение примеров.
1 чел. подбирает к лыжам палки, 1 чел. находит пары варежек.
Проверка работы на доске.
Учитель читает примеры с индив. ответами. Дети, как только слышат ошибку, показывают знак рукой.
г)Запись числа в тетрадь.
3.Постановка цели и задач урока.
Определение темы урока.
-Кто скажет, какая будет тема урока? (Закрепление знаний о составе чисел
в пределах 10)
-Какие задачи перед собой поставим? (на доске начало фразы)
Повторять …. Состав чисел в пределах 10
Закреплять … знание нумерации чисел от 1до 10
Решать …. задачи
– Сегодня на уроке мы будем закреплять знания изученных случаев состава чисел; закреплять знания нумерации чисел от 1 до 10.
4. Первичное закрепление.
1) Решение цепочки примеров «Дорожка»
– Вещи подготовлены. Снежинки мы поймали. Теперь нам нужно проложить дорожку.
Учитель читает задание, весь класс выкладывает ответы при помощи фишек на карточке с числовым рядом от 1-10 у себя на партах.
8 -3 +2 – 1 -3 +2 =
10 -1 +3 -2 – 2 +4 =
Вывод: мы с вами хорошо собрались на прогулку в лес. А какие знания вам помогли это сделать? (знания состава чисел)
– А теперь немного подзарядимся и в путь.
Физминутка
Мы немножко отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И ребят лучи согрели.
- Применение и добывание знаний в ходе решения задач и выполнения заданий.
- Решение задач
РАБОТА В ПАРАХ. Повторяем ПРАВИЛО работы в парах.
(На доске иллюстрация зимнего леса)
– Ребята, мы пришли в зимний лес. Тихо, не шумите, ведь в лесу есть животные.
Все ли животные активно живут зимой? (Нет. Есть животные, которые проводят зиму в спячке.)
– Кого мы можем встретить в зимнем лесу? (Белку, лису, зайца, волка, лося, кабана).
– Как белочка подготовилась к зиме? А что она готовит на зиму? (грибы и орехи). Но сегодня она приготовила для вас задачу.
(Условие задачи на доске. У детей карточки с условием задачи и 3 вопросами.)
Белочка заготовила на зиму 6 орехов и 4 гриба. |
Сколько было котят? |
Сколько орехов осталось? |
|
Сколько грибов и орехов у белочки? |
– Какое условие задачи? Прочитайте вопросы и выберите подходящий вопрос к этой задаче. Обведите его в кружок. Работаем в парах, дружно.
– Почему не выбрали другие вопросы? Объясните.
– Запишем решение задачи в тетрадь и на доске.
6+4=10 (з) Ответ: 10 запасов.
– А теперь составьте задачу про белочку, которая решается так :
6-3=3
Записываем в тетрадь. (Ответ: 3 ореха.)
Вывод: Какие знания вам пригодились в решении этой задачи?
Динамическая пауза для глаз
Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!
2) Самостоятельное решение. Состав числа 8,9.10.
– Ой, ребята погода начинает портиться- закружило, завьюжило.
Где наша лыжня? Как нам вернуться домой?
Посмотрите на доску, перед вами «Числовые домики» 8, 9,10.
– Заполните пропуски и мы сможем вернуться домой.
8 9 10
4 |
|
3 |
|
2 |
|
1 |
4 |
|
3 |
|
2 |
|
9 |
|
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
Самостоятельная работа на карточках.
Проверка: поставьте плюсик, если вам удалось верно заполнить домик.
Вывод: Какие знания нам пригодились для выполнения задания?
3)Решение геометрической задачи. стр.9 №5. РАБОТА В ГРУППЕ.
– Ребята, а пока мы путешествовали по лесу, у нас получилась вот такая дорога: замкнутая ломаная из трех звеньев.
Что это? (ТРЕУГОЛЬНИК.)
– Прочитайте задачу №5 на с.9. Какое условие задачи?
– Перед вами треугольники на карточке. Обсудите в группе, как надо прочертить 1 отрезок, чтобы у вас получилось 3 треугольника? Есть ли разные решения?
– Получилось ли у вас 3 треугольника. Покажите.
Проверка на доске.
4) Решение примеров. Составление зимней картины.
– Давайте покажем нашим гостям, какой праздник приближается.
Вам надо решить карточку с примером. Это часть картинки, которую мы вместе соберём.
У детей на партах часть разрезанной картинки, на обратной стороне которой записаны примеры. Дети читают их, говорят ответ и прикрепляют картинку на доску. Таким образом, должна получиться картина «С новым годом!»
1 ряд |
5-3=2 |
4+5=9 |
2 ряд |
7-3=4 |
7+3=10 |
|
10-9=1 |
2+6=8 |
5+5=10 |
9-3=0 |
|||
3-3=0 |
8-5=3 |
3+2=5 |
10-3=7 |
|||
3+5=8 |
8-4=4 |
8+2=10 |
6-4=2 |
– Ещё немного и наступит самый любимый праздник всех ребят – Новый год. Наверное, многие будут ставить ёлку дома. А какую ёлку вы выбираете- живую или искусственную? Почему? Как вы думаете, надо ли беречь деревья, ёлки?
6.Рефлексия
– Где мы с вами сегодня побывали? Понравилось ли вам работать на уроке?
Какие задачи решали? Удалось ли нам выполнить задачи урока?
– Над чем ещё надо поработать?
– На полях нарисуйте шкалу и «Зажгите фонарик».
Оцените себя:
– все удалось – фонарик наверху,
– были ошибки, не всё удавалось – фонарик посередине,
– были трудности- фонарик внизу.