Имамутдинова Гульназ Ильгизаровна
учитель
МБОУ “Многопрофильный лицей № 10” ЕМР РТ
г. Елабуга
Урок: Технология Класс: 6
Раздел: Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся
Автор УМК: Учебник: Технология. Технологии ведения дома : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М. : Вентана-Граф, 2013.
Тема урока: Конструирование. Плечевая одежда. Снятие мерок для построения чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. – 2 часа
Тип урока: Комбинированный
Цели урока: Ознакомление учащихся с понятием «плечевая одежда» и видами плечевой одежды. Повторение правил измерения человеческой фигуры; ознакомление с новыми мерками для построения чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.
Предметные: владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства; запоминание терминов – основных конструкций плечевого изделия; понимание зависимости конструкции и модели ночной сорочки от особенностей фигуры; осознание основного технологического материала;
Метапредметные: алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности, поиск новых решений.
Личностные: проявление технико-технологического мышления при организации своей деятельности; овладение основными способами мыслительной деятельности учащимися; ставить и решать проблемы во время урока; формирование и развитие познавательного интереса учащихся к предмету «Технология».
Формулирования результатов урока, основываясь на требованиях SMART(a):
По цели урока: к концу урока обучающиеся смогут снимать мерки для построения чертежа плечевого изделия с цельнокроенным рукавом, чтобы в последующем иметь возможность, начертить выкройку и изготовить по ней данное швейное изделие.
Результаты урока: обучающиеся:
– Смогут давать определения терминам конструирование, одежда;
– Научатся классифицировать одежду, в зависимости от их назначения и способа эксплуатации;
– Применять правила снятия мерок в процессе измерения фигуры человека;
– Выполнять математические расчеты при определении мерок полуобхватов;
– Пользоваться при работе инструкционными картами; решать кроссворды;
– Познакомятся с новыми профессиями, связанными с процессом создания одежды;
– Снимут мерки для построения чертежа плечевого изделия;
– Будут понимать и анализировать связь и различие таких профессий, как закройщик швейного изделия и приемщик заказов швейного изделия, модельер-художник и модельер-конструктор.
Методическое оснащение урока
- Необходимое оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, манекен, сантиметровая лента, шнурок.
2.Дидактическое обеспечение: учебник, рабочая тетрадь, презентация по теме, карточки с заданиями.
Инструменты и материалы (для учащихся): альбом практических работ, сантиметровая лента, резинка.
Методы обучения:
Формы организации познавательной деятельности учащихся: рассказ, беседа с использованием проблемных и репродуктивных вопросов, обучение через деятельность, демонстрация, самостоятельная работа, практическая работа, работа с мультимедийными средствами.
Формы работы: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная, игровая форма, работа в таблице.
Межпредметные связи:
математика – снятие мерок и запись результатов измерения;
русский язык – грамотное написание понятий «Антропометрические», «Цельнокроеное»;
анатомия – строение фигуры человека; антропометрические точки.
Планируемые результаты:
Предметные |
Личностные |
Познавательные |
Коммуникативные |
Регулятивные |
Понимать понятие «плечевая одежда» и виды плечевой одежды; Уметь снимать мерки для плечевой одежды с цельнокроеным рукавом; – использовать умения работать самостоятельно для закрепления изученного материала |
Научатся представлять своё мнение и позицию; уметь самостоятельно приобретать новые знания и практические умения. сформировать желание выполнять учебные действия; осуществлять рефлексию процесса и результата деятельности; – ориентироваться на выполнение моральных норм (взаимопомощь); |
Научатся самостоятельно структурировать знания, ставить проблему и формулировать проблему; создавать способы решения проблем; Осуществлять сравнение моделей одежды, фигуры Представление о профессиях швейного производства |
Уметь вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). – умение отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности – умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; Уметь осуществлять учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем, |
Уметь ставить цель, планировать, осуществлять самоконтроль и оценку результатов своей деятельности «Проверь себя». Уметь осуществлять совместную деятельность: согласование и координацию деятельности с другими ее участниками. |
Организационная структура урока
Этап урока и время |
Действия учителя |
Действия учащихся |
Дидактическое сопровождение |
УУД |
Мотивация к деятельности Цель этапа: – организовать направленное внимание на начало урока; – проверка готовности рабочих мест; создание положительного настроя учащихся на урок. 2 мин. |
Приветствие через стих, проверка готовности к уроку, пожелание успеха. Включение в деловой ритм. |
Проверка и подготовка рабочего места. Включение в урок. |
Презентация |
Личностные: эмоциональный настрой на работу; самоорганизация. Коммуникативные: умение включиться в урок, отвечать на поставленные вопросы |
Повторение материала предыдущего урока. Формулирование темы и постановка цели урока. Цель этапа: повторение пройденного материала, согласование темы и цели урока 15 мин |
Подведение учащихся к определению темы урока через разгадывание кроссворда (работа в группах), в вопросах которого содержится материал пройденного урока. Да мы начинаем изучение нового раздела, связанного с изготовлением одежды. А какие виды одежды (по назначению) вы знаете? -А что нужно сделать, чтобы одежда соответствовала нашим размерам и особенностям нашего телосложения? -Как называется раздел по изучению создания одежды. |
Работа с кроссвордом (в группах), как повторение пройденного материала. Определение темы и цели урока через ключевое слово кроссворда. Ответы на вопросы. (- Бытовая, спортивная, национальная, производственная, форменная. Правильно снять мерки; – Конструирование.) |
Презентация, кроссворд (раздаточный материал) |
Регулятивные осознание целей и задач обучения; осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению. Познавательные формирование логических действий; развитие умения строить простые рассуждения. Коммуникативные отвечать на поставленные вопросы; работать в группе, строить речевое высказывание; умение с точностью выражать свои мысли. Личностные умение сотрудничать в совместном решении проблемы. |
Целеполагание и мотивация 10 мин |
Итак, мы начинаем изучать раздел Конструирование швейных изделий, тему: Одежда. Снятие мерок для построения чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Презентация – Подскажите, пожалуйста, какие швейные изделия изображены? – Чем они отличаются? – На какие две группы их можно разделить? Изделия, которые держатся на плечах или верхней части фигуры называются плечевые. Предлаг.проссмотр слайда – Что общего в изображённых изделиях? Предлаг.проссмотр слайда – Объясните, как вы понимаете смысл следующих пословиц и поговорок: Сто раз отмерь – один отрежь. Мерка дело красит. Без меры и лаптя не сплетёшь. – Итак, давайте дадим точное определение: – Мерки – это основные размеры фигуры человека, полученные путём её измерения. В этом году мы будем шить ночную сорочку, поэтому, исходя из вышесказанного, попытайтесь: 1. Назвать цели нашего урока. 2. Из разрозненных слов сформулировать тему урока. |
Выступление учащегося «История одежды» Перечисляют виды изделий. Рассуждения учащихся Ответы учащихся Поясные изделия Плечевые изделия Конструкция плечевого изделия (втачной рукав, цельнокроеный рукав) Объясняют смысл пословиц и поговорок. Запись в тетрадях. Научиться классифицировать плечевые изделия, снимать мерки с фигуры для построения чертежа плечевой одежды с цельнокроеным коротким рукавом. |
Историческая справка Слайды презентаций Слайды презентаций |
Познавательные: формирование логических действий Регулятивные: целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно, и того, что неизвестно. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: умение сотрудничать в совместном решении проблемы. |
4.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности Цель этапа: организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для изложения нового знания 8 мин |
В 5 классе вы уже шили фартук, давайте вспомним: – Чтобы раскроить из ткани изделие, нужна… – Чтобы её изготовить нужен… – Чтобы построить чертёж надо с фигуры снять… – Чтобы снять мерки нужен инструмент… Слайд – Какие мерки для изготовления изделия в 5 классе вы снимали? – Как вы думаете, достаточно ли этих мерок для построения чертежа ночной сорочки? – Какие участки тела следует ещё измерить, чтобы данных для построения чертежа было достаточно? |
Выкройка Чертёж Мерки Сантиметровая лента Обхват груди Обхват талии Обхват бёдер Длина изделия Нет По линии шеи. Длину спины. |
Слайды презентаций Слайды презентаций |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества; умение выражать свои мысли. Познавательные: строить высказывания в устной форме. Личностные: участие в диалоге, умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. Регулятивные: умение определять цель деятельности на уроке |
5.Построение направления выхода из затруднения 10 мин |
Демонстрация приёмов снятия мерок на манекене. Запись результатов на доске. 1. Полуобхват шеи 2. Полуобхват груди 3. Обхват плеча. 3. Длина спины до талии 4. Длина изделия Следовательно, для построения чертежа основы сорочки мы используем уже знакомые нам мерки из курса 5 класса, а также новые. Назовите их. – А какие мерки нам не пригодились? |
Полуобхват шеи Обхват плеча Длина спины до талии Обхват талии и обхват бёдер Прописывают на доске – 1. 2. 3. 4. |
Манекен, сантиметровая лента, кл. доска |
Коммуникативные: умение выражать свои мысли и аргументировать свой ответ; осваивать культуру общения, слушать товарища Познавательные: постановка и решение проблемы Личностные учиться понимать точку зрения другого |
7.Первичное закрепление Цель этапа: усвоение учащимися знаний по теме. 10 мин |
А сейчас – работа с таблицей мерок. – Прочитав назначение мерки и правила её снятия необходимо вписать название мерки и её условное обозначение. – Теперь проверьте друг у друга задание, есть ли замечания? – При снятии мерок надо соблюдать определённые правила, с которыми вы познакомились в 5 классе. Проверьте себя. -Человека, какой профессии можно встретить в области создания швейного изделия? Игра «Словесный поединок» (На чистых листах напишите все названия профессий, связанных с областью создания одежды, которых вы знаете. К доске выйдут двое желающих сразиться в словесном поединке. Каждый поочередно зачитывает по одному названию профессий. Побеждает тот, у кого названий больше. (Все следят за поединком и вычеркивают названия, которые прозвучали.) Проигравший садится на место, а победитель спрашивает у класса, есть ли желающие сразиться с ним. Если у кого-то в классе остались на листе невычеркнутые названия, он выходит, и игра продолжается. |
Выполняют задание в карточках с таблицей мерок Проверяют работу товарищей. Сообща выполняют задание, объясняют ответы. Участие в игре «Словесный поединок» |
Приложение 2 Карточки с таблицей мерок Листочки для записи, ручка (Приложениен 3) |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; осваивать культуру общения, слушать товарища. Личностные: умение определять и высказывать простые, общие для всех правила |
6.Физминутка. Цель этапа: снятие напряжения и усталости 2 мин |
Так как мы сегодня говорим об одежде и мерках, то и физминутка наша будет этому посвящена. |
Выполняют гимнастику |
Слайд презентации |
Коммуникативные: осуществление совместной двигательной деятельности в группе |
8.Применение знаний и формирование умений и навыков Практическая работа «Снятие мерок для построения чертежа изделия с цельнокроеным рукавом» Цель этапа: закрепить полученные знания (применение нового знания в задании) 30 мин |
Практическая работа проходит в форме деловой игры. Учащиеся разделяются на пары: один – клиент, с него снимают мерки, другой закройщик – он снимает мерки и заносит в таблицу. Затем участники игры меняются ролями. Результаты измерений записываются в таблице простым карандашом. Все снятые мерки у каждого учащегося проверяются учителем и записываются в той же таблице. Заранее обговаривается с учащимися, что ошибка в измерениях на 2 см ведет к снятию 1 балла с оценки «закройщика». Перед началом работы необходимо проверить знание правил охраны труда. Проверка учителем результатов измерения, оценивание работы. |
Выполняют практическую работу (в форме игры «Заказчик и закройщик»), Заполняя последнюю графу таблицы мерок: «Мои мерки» Называют правила охраны труда. |
Раздаточный материал «Таблица мерок» (Приложение 2) Слайд презентации |
Коммуникативные: строят речевое высказывание, сравнивая его с эталоном Регулятивные: контроль, коррекция, оценка – выделение и осознание усвоенного материала. Познавательные: Применение общенаучных знаний в процессе подготовки и осуществления технологических процессов. Обоснование и аргументация рациональной деятельности. Владение способами НОТ, формами деятельности, соответствующими культуре труда. |
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности 2 мин |
Мы закончили работу, она будет оценена по результатам проверки всех заданий. Организует рефлексию на основе приема незаконченное предложение, предлагая высказаться одним предложением, выбирая начало фразы:
2. Мне понравилось… Понравился ли вам урок? Благодарит учащихся за сотрудничество Выставляет отметки в классный журнал и в дневники учащихся |
Осуществляют самооценку, формулируют конечный результат. Формулируют вывод. Отвечают на вопросы учителя. |
Слайды презентаций |
Регулятивные: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять познавательную и личностную рефлексию, подводить итоги своей учебной деятельности. |
Постановка домашнего задания (трехуровневое) 1 мин |
-Вспомнить определения «Базисная сетка», «Чертеж»; –Найти в Интернете информацию об одежде древних римлян; – Выполнить эскиз плечевой одежды. Принести: альбом, масштабную линейку |
Записывают домашнее задание. |
Слайд презентации |
Познавательные развитие умения осуществлять поиск необходимой информации, для достижения цели |
Приложение 1
Кроссворд
Вопросы по горизонтали
- Стадия развития бабочки, используемая для получения волокон шелка.
- Для производства шелка, разводят бабочек под названием тутовый … .
- Волокно животного происхождения.
- Сырьем для получения шерсти является волосяной покров … (кого?)
- Процесс получения пряжи.
- Свойство, которым обладает шерсть.
Вопрос по вертикали
- Изделия, которые человек надевает на себя с целью обезопасить тело от негативного воздействия внешней среды.
Приложение 2
Практическая работа «Снятие мерок для построения основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом»
Задание 1.
Заполнить 1-2 графы таблицы
Задание 2.
Снять мерки, соблюдая правила снятия мерок и записать их в графу «Моя мерка»
Название мерки |
Условное обозначение мерки |
Моя мерка |
Контроль учителя |
Назначение мерки |
Правило снятия мерки |
Определение размера горловины |
От ярёмной впадины по основанию шеи |
||||
Определение ширины изделия по линии груди |
Спереди по выступающим точкам грудных желёз, сзади по лопаткам |
||||
Определение длины спины |
От седьмого шейного позвонка до талии |
||||
Определение длины изделия |
От точки основания шеи до желаемой длины изделия |
Приложениен 3
Игра «Словесный поединок»
№ п/п |
Профессии, связанные с изготовлением швейных изделий |
При создании разработки использовались материалы:
- Рабочая программа по технологии (Технологии ведения дома). 6 класс / Сост. О. Н. Логвинова. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2016. – 48 с. – (Рабочие программы).
- Синица Н. В. Технология. Технология ведения дома: 6 класс: методическое пособие / Н. В. Синица. – М.: Вентана-Граф, 2015.
- Синица Н. В. Технология. Технологии ведения дома: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н. В. Синица, В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2014.
- Синица Н. В. Технология. Технологии ведения дома: 6 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. В. Синица. – М.: Вентана-Граф, 2014.
- http://infourok.ru/material.html?mid=86964