Иванова Роза Геннадьевна,
Фархтдинова Людмила Константиновна
учитель-логопед, педагог-психолог
МБДОУ-детский сад “Тургай” дер.Ст.Ерыклы Тукаевский р-н
I. Вступительная часть
Мы долгое время жили в мире модели SPOD – устойчивой, предсказуемой, простой и определенной (англ.: steady, predictable, ordinary, definite). Эта модель мира достигла значительного прогресса в области человеческого развития, хотя весьма неравномерного, и была понятной и прогнозируемой. Так нам всем казалось.
Но в какой то момент началось перемещение в совершенно иную систему. Система мира- VUCA (англ.: V-volatility, U-uncertainry, C-complexity, A-ambiguity). Наша реальность изменилась. Она стала неопределенной, непредсказуемой, сложной, противоречивой. Мир сегодня и все его институциональные системы, в том числе и система образования вынужден существовать в новых условиях. Вместе с тем пришло понимание, что мир не будет прежним.
Казалось бы, с достижениями технологического процесса наша жизнь становится проще, приобретает комфорт и блага, мы получаем условия для более легкого и беззаботного существования. Однако инверсивное движение на иные ступени развития, абсорбция монотонности труда и его обнообразия креативно творческой деятельности труда сопровождается для многих из нас совершенно новыми проблемами. Концепция “Life-long learning» («образование длиною в жизнь») становится все более актуальной и приобретает особые смыслы в данном контексте.
В этой связи возникает вопрос: а готовы ли мы учиться всю жизнь? Ведь многие из нас, заканчивая школы, техникумы, вузы, с облегчением сбрасывают груз необходимости приобретения новых знаний. И что такое это новое, то, чему мы должны учиться? Чему учить детей, если жизнь показывает, что учиться приходится вновь и вновь?
Испокон веков обучение строилось как процесс, когда один обучает другого, причем только тогда, когда другой сам желает обучиться. Эта форма образования сегодня становится лишь одной из возможных. В последние десятилетия система образования начала меняться. Сегодня процесс обучения стал играть роль большого механизма подстройки социума под быстро меняющуюся среду VUCA-мира. Мир превращается в единую образовательную Вселенную. Технические, экономические и социальные новации становятся важными элементами развития для процесса обучения, когда образовательная среда все более выходит за пределы самой системы образования. Развитие образовательной среды начинает менять и программы, и содержание школьного обучения, и образовательные технологии. Происходит разрушение старых архаичных методов простой передачи информации только от ученика к учителю посредством устного урока. Развиваются программы обучения в системе Интернет, организуются сетевые платформы обучения, создаются совместные программы с системой дополнительного образования.
Современные дети должны быть готовы к требованиям дня, нужны полезные и нужные знания, умения и навыки.
II. Основная часть
В нашем детском саду успешно применяются педагогами навыки soft skills и мы стоим на пороге «Детского сада Будущего».
Как уже отмечалось ранее в нашей работе, в топ 5 самых востребованных навыков входят:
1. Навык эффективного общения – ораторское искусство.
2. Умение управлять своим временем – тайм менеджмент.
3. Экологическое мышление, способность к художественному творчеству.
4. Умение работать в команде – тимбилдинг.
5. Способность мыслить критически и не бояться высказывать свое мнение – эмоциональный интеллект.
Мы представляем методические рекомендации по работе над каждыми из этих навыков, которые практикуются педагогами нашего детского сада.
2.1. Навык эффективного общения – ораторское искусство
Одином из мягких надпрофессиональных навыков soft skills является навык ораторского искусства. Навыки убедительных публичных выступлений носят практический характер. Ораторское искусство помогает доступно и убедительно излагать свою позицию и пригодится как в работе, так и в повседневной жизни, помогает достигать поставленных задач в решении разнообразных жизненных целей. Оратор, который способен создать яркий текст и качественно его передать, способен привлечь внимание аудитории и склонить ее на свою сторону.
Ораторское искусство нужно для того, чтобы завоевывать достойное место в обществе, выдерживать конкуренцию и создавать свой публичный имидж. Так как в современном нестабильном и быстроменяющемся мире человек стал более публичным, то и навыки ораторского искусства надо начинать формировать уже с дошкольного возраста на ровне с приобщением детей к современным востребованным профессиям. Еще совсем недавно предприниматели, бизнесмены, политики не обучались искусству публичных выступлений. Сегодня мы наблюдаем, как среди них значительно вырос спрос на все виды услуг: корпоративные тренинги, персональных коучей и работу в группах.
Ораторское искусство — это глубокая, целостная работа личности над собой. Такая работа обогащает, делает человека многомерным. Затрагивает все грани внешней и внутренней жизни не менее глубоко, чем, скажем, чтение, рисование, занятия музыкой или танцами.
Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без неё нет подлинных успехов в учении, нет радости общения. Вся наша жизнь строится на общении – так устроено человеческое общество. Поэтому наибольших успехов в личной жизни, учебе, на работе достигает тот, кто умеет хорошо говорить. Такой человек на голову выше остальных.
Навык ораторского искусства заключается не только в постижении внешних приемов риторики или сценической грамотности. Когда мы что-либо произносим, мы всегда выражаем себя. Вопрос в том, как и что выражаем. Еще Самуил Маршак говорил, что «нельзя чувствовать и знать слово, если не чувствуешь и не знаешь действительности». Наша речь, как и наша человеческая природа, — это огромный котлован, очень глубокий. И здесь есть, чему учиться. Учиться нужно так же настойчиво, как читать и писать. Идти от слоя к слою. Ничто не заменит практики. Одно упражнение, сделанное со вдумчивым рассуждением, даст больше, чем десятки прочитанных книг. Всегда думайте о цели речи, о ее смысле. Что вы хотите донести, получить в результате? Спросите себя. Вам будет проще, если вы будете думать о пользе для людей, к которым обращаетесь. Что вы хотите, чтобы они сделали, выйдя из зала? Сколько бы техник и приемов вы не изучили, дело не в красоте или форме слов, а в их содержании. Как только вы ясно поймете свое «зачем», вы будете точно знать, что следует сказать. И даже без изучения науки речи, вы сможете стать убедительными, а ваша речь — сильной.
Педагог дошкольного образования в своей работе не должен забывать, что навыки ораторского искусства в современном VUCA-мире нужно во всех детях развивать с раннего возраста. Мастерами общения не рождаются – ими становятся, но существует категория людей, которым с детства не составляет никакой трудности выступить перед публикой, они чувствуют себя перед группой людей уверенно, могут смело вступить с ними в беседу, не испытывают стеснения. Это социальная одаренность. Социально одарённые дети всегда обращают на себя внимание. Задача педагога – выявить таких детей в группе и еще больше развивать в них навыки ораторского искусства. Их трудно не заметить среди сверстников: они выделяются активностью, ярко выраженным интересом к людям, потребностью в общении с детьми и взрослыми. Результатом социальной одарённости является формирование социально-коммуникативной компетентности как проявления социальной одарённости в деятельности: способность четко, уверенно, интересно, ярко и убедительно излагать свои мысли.
Требования, предъявляемые к речи выступающего:
1. Владение орфоэпическими нормами (четкое произношение каждого звука, каждого слова, каждой фразы, правильная постановка ударения, безукоризненное произношение звуков и прочее), ритмико-интонационными средствами языка и безукоризненное знание грамматики русского языка.
2. Владение коммуникативными качествами речи.
3. Логичность и речи.
4. Выразительность речи.
5. Хорошее выступление – выступление цельное в ритмико-интонационном отношении. Но в то же время внутри этого единого ритмико-интонационного целого должно быть разнообразие. Монотонность притупляет внимание, однообразие ритма и интонации отрицательно сказывается на восприятии. Поэтому хорошая воздействующая речь выдержана в определенной стилевой манере от начала до конца, что делает этот текст цельным и целым. В то же время единая стилевая манера предполагает элементы разнообразия: увеличение или замедление темпа, разнообразные интонационные контуры. Поэтому написанные при подготовке отрезки текста следует обязательно прочитывать вслух, по крайней мере – проговаривать «про себя». Именно интонация, ритм речи подскажут, где ограничить объем конструкции или, наоборот, увеличить его, где переставить слова и т.п. Подчеркнем: говоря о лексике и синтаксисе, мы подразумеваем в данном случае благозвучность текста, гармонию ритма, а не контактоустанавливающие особенности, о которых говорилось выше.
Будьте внимательны к тому, как разговариваете в течение дня. Наблюдайте за собой. Для этого предлагаю говорить медленнее. Если вам задали вопрос, прежде чем ответить, сделайте паузу, хотя бы секундную. Но не для того, чтобы обдумать ответ. Замрите, снова «нырните» внутрь себя и, почувствовав отклик, отвечайте. Но медленнее, чем привыкли. При этом старайтесь договаривать предложения до конца, аккуратно подбирая слова. Эта практика научит вас точному выражению мыслей и приведет к ясной речи. Есть большая разница между выражениями «я был рад» и «я был в восторге». Постепенно вы научитесь чувствовать эту разницу, расширите свой словарный запас. А также избавитесь от большого количества ненужных слов, усилителей и речевых шаблонов.
Приучите себя к мысленному рассуждению. Для этого вам нужно иногда ставить под сомнение известные вещи и задавать самому себе вопросы. Очень простые. Что такое свобода? Всегда ли нужно помогать другим? Техника «пять почему». Пусть вам будет интересно об этом думать. Такая практика поможет развить способности к выстраиванию логических цепочек, приходить к собственным умозаключениям и интуитивно схватывать главное. Ваше сознание станет более гибким. Но самое главное — это навык интуитивного познания мира и путь к настоящему творчеству.
Оратор должен произносить речь наизусть, т.к. слушатели плохо воспринимают чтение текста с листа. Иногда приходится заучивать текст выступления, и это бывает оправдано, когда приходится выступать с убеждающей речью на митинге, с приветствием на торжественном мероприятии. Заучивать можно небольшую по объему речь. Если же речь большая (лекция, доклад), то выучить ее на память удается не каждому, и тут могут возникнуть проблемы при воспроизведении: сильное волнение, шум в зале. Сбившись, оратор не всегда может продолжить заученную речь. Многие опытные ораторы советуют выступать с опорой на текст: выделить основные смысловые части; подчеркнуть основные мысли; выделить фактический материал (фамилии, статистические данные, цитаты). Таким текстом легко будет пользоваться во время выступления, и само выступление создаст впечатление свободного владения материалом, даст возможность оратору свободно общаться со слушателями. Не всегда у оратора есть возможность для предварительной подготовки выступления, и тогда приходится создавать речь в момент ее произнесения. Импровизированное выступление, как правило, хорошо воспринимается аудиторией, устанавливается непосредственный контакт со слушателями. Однако, из-за неотработанности, речь может быть не совсем гладкой, оратор не всегда успевает уложиться в отведенное время, некоторые вопросы остаются неосвещенными. «Творить речь» на глазах у слушателей – это высокое мастерство, результат долгой и кропотливой работы, показатель опыта и теоретической подготовленности оратора. Следует помнить, что чрезвычайно действенным инструментом оратора является его голос.
По нескольку раз прочитывать готовый текст речи и делать пометки на полях, которые способствовали бы эффективному воздействию слов на слушающих. Например, на полях сделать следующую пометку: «Здесь следует повысить голос: аргументов не хватает!» Примем во внимание этот пример и проанализируем, что нужно сделать, чтобы научиться эффективно владеть этим «оружием». Прежде всего, надо определить недостатки и достоинства своего голоса, а затем научиться выразительному чтению, что предполагает хорошую дикцию, средний темп говорения, умение ставить логические ударения и делать логические паузы, уметь варьировать диапазоны высоты голоса, применять разнообразные интонации.
Говорить, конечно же, можем мы все, даже малолетние дети. Но вот говорить красиво, логично, доходчиво, увлекательно, а также уверенно держаться перед аудиторией может все-таки не каждый. Умение выступать публично всегда являлось полезным навыком во все времена. Люди, отлично владеющие ораторским мастерством, всегда будут востребованы обществом и смогут найти себе работу. Это не секрет, что таких людей немного, они всегда выделяются среди окружающих. Они оказываются успешными руководителями, политиками, бизнесменами, журналистами, писателями, преподавателями, так как во многих профессиях знание риторики играет важнейшую роль.
2.2. Умение управлять своим временем – тайм менеджмент.
«Вообще ребенку доставляется большое удовольствие, если он сам заметил и выяснил себе какое-то явление, и если его рассуждение оказалось действительно верным, точно так же доставляет ему наибольшее удовольствие то, что он сделал сам и достиг без указания других»
П.Ф.Лесгафт
Цель: Создание условий для формирования у детей навыков самоорганизации и управления временем через различные виды деятельности.
Задачи программы:
1. Формировать у воспитанников умение выполнять работу по собственной инициативе, замечать необходимость тех или иных действий.
2. Развивать сознательность действий, наличие элементарного планирования (умение понять цель работы, предвидеть ее результат).
3. Развивать у детей умение давать достаточно адекватную оценку своей работе, осуществлять элементарный самоконтроль.
Данные методические рекомендации помогут педагогам, воспитателям и родителям в формировании и развитии у детей навыков самоорганизации и управления временем.
Время является одной из важнейших ценностей жизни, это самая дорогая единица валюты в мире. Научиться управлять временем – задача непростая, но достижимая.
Самоорганизация — это особый вид деятельности человека, характеризующийся целеустремленностью, активностью, мотивированностью, самостоятельностью и ответственностью. Другими словами, под этим термином понимается способность ставить цели и достигать их, своевременно выполнять необходимые задания, самостоятельно организовывать свою деятельность и четко придерживаться этой организации. Благодаря этому качеству:
- Повышается качество работы. Человек, способный организовать себя и свою деятельность, использует достаточное количество времени для выполнения работы, выполняет ее поэтапно и планомерно, лучше сосредотачивается на выполняемых действиях.
- Деятельность становится более упорядоченной. У организованного человека деятельность подчинена определенному распорядку, являющемуся для него наиболее оптимальным. Это позволяет не забывать о важных делах, делать все качественно и вовремя, четко представлять цели и задачи, планировать результаты.
- Экономятся время и силы. Хорошая самоорганизация позволяет хорошо планировать время — работа выполняется планомерно и остается достаточно времени для досуга, т.к. отсутствует спешка, нервозность, множественные переделки работы и т.д.
Зачем учить ребёнка самоорганизации?
Для того чтобы жить (а лучше жить счастливо и быть успешным), необходимо уметь добровольно и конструктивно распределять свою энергию во времени и пространстве. А чтобы ребенок мог легко и конструктивно распределять свою энергию (которой у него в избытке) во времени и пространстве, нужно создать потребность в этом. Лень и необходимость что-то делать — это два вечно борющихся между собой мотива. Ранняя помощь в этой борьбе, будет очень кстати их детям.
Поговорим о плане дел для ребенка.
Можно разрисовывать большой лист на месяц и туда вписывать события и планы, можно создать некий шаблон, и в нем просто отмечать, можно вырезать из картона (или распечатать из интернета) картинки и, по мере выполнения дел, добавлять их, прикрепляя к стене или на холодильник. Можно нарисовать в виде дерева и переставлять яркие фигурки по выполняемым делам.
Инструкция.
- Пригласите ребенка к составлению «плана мероприятий на месяц», проговорите, что и для чего он будет делать, спросите, чего бы он хотел сделать, чему научиться, что получить. Только все это играючи.
- Уточните у ребенка, какими бы он хотел видеть детали своего календаря «Каким цветом? Как это изобразим? Какую фигурку для этого выберем?».
- Объясните понятным ему образом, зачем нужно выполнять различные пункты календаря, какую пользу или выгоду это принесет ребенку.
Когда календарь готов, повесьте его туда, где наиболее высокая «проходимость» в доме. И после каждого выполненного действия ребенок должен либо отмечать, либо переставлять фигурки, либо наклеивать стикер, зависит от формата созданного вами календаря. Должны быть маленькие приятности, например, после трех выполненных пунктов – обнимашки, совместный танец, маленькая сказка. Если же весь день выполнялись все пункты – это очень хороший результат, по такому поводу надуйте шарик воздушный, пускайте мыльные пузыри. А за неделю успешной работы можно маленький праздник устроить!
Важные правила работы с календарем:
- положительное подкрепление должно быть каждый день;
- не откладывайте все дела на конец недели – это не работает, очень часто не получается все что обещали, сделать на выходных;
- если ребенок не смог выполнить планируемое задание, ничего не говорите, но и не отмечайте никак, оставьте поле не заполненным, чтобы было видно «это пустое место» без фигурки или закрашивания;
- и наоборот, когда вы проходите мимо календаря, обязательно акцентируйте внимание на том, что сделал ребенок или делает прямо сейчас.
Задача в том, чтобы ребенок смог зафиксировать, ощутить, как он тратит свою энергию во времени, и как это приятно — тратить ее с пользой. Когда ребенок выполнил пункт, отметил его в календаре и посмотрел, что еще на сегодня, он как бы «потрогал» происходящее. Первые дни, возможно, будет трудно, или наоборот, первые дни будут с энтузиазмом, а потом все начнет затухать. Корректируйте сложность, чтобы было интересно и возможно одновременно. Календарь, естественно, должен быть в виде понятном для ребенка и наполнен соизмеримо его возможностям и восприятию.
Через какое-то время (для некоторых нужно не менее года) станет заметно, что у ребенка формируется навык самоорганизации: он справляется с большим количеством дел, он понимает и знает планирование, может распределить свои силы и время.
Подборка самых удачных игр, помогающих чувствовать время, планировать и анализировать.
1. «Вспоминалки и представлялки»
Каждый вечер можно поиграть во вспоминалки и представлялки. Сначала вспоминать прожитый день. Обычно дети помнят только события вечера, наша задача помочь вспомнить еще утро и обед. А потом поиграть в представлялки и описать свой завтрашний день.
Так появляется понимание прошедшего и будущего времени, того, что было и еще только наступит. Так ребенок учится анализировать прожитый день и планировать предстоящий.
2. «Песочные часы»
Для этого понадобятся песочные часы, у которого три столбика с разноцветным песком. Столбик с розовым песком — это пять минут. С желтым песком — 10 минут. С синим песком — 15 минут.
На вопрос ребенка «когда?», можно ответить — когда просыплется синий (розовый, желтый) песок. В таких часах время действительно течет. Смотришь на них, и в это самое время ВРЕМЯ движется. Они дают понимание времени, которое так сложно объяснить словами ребенку.
Дети охотно соглашаются подождать, когда мы обозначаем цвет песочка, ведь это для них критерий длительности, который они могут сами отслеживать в отличие от абстрактных «десять минут».
3. «Экран настроения»
Каждый день предлагать отмечать цветом настроение дня. Выбрать три цвета: оранжевый — день прошел отлично; зеленый — день так себе; синий — день грустный. Такой экран настроения дает возможность ребенку регулярно прислушиваться к себе, к своим чувствам и выражать их (в данном случае цветом). Выражать без оценки и анализа. А еще можно видеть общую картинку в конце месяца. Видеть количество прожитых дней. Формируется понятие месяца.
4. «Таймер»
Предложить наводить порядок в игрушках, засечь пять минут и по звонку прекратить убираться. Когда прозвенел звонок, дети могут продолжать убираться, а мы получаем нужный эффект — привлекли к уборке.
6. «Отрывной календарь на каждый день»
Дети часто спрашивают о какой-нибудь дате, о каких-нибудь событиях. «Завтра» или «через неделю» или «осталось три дня» — все это малопонятно и не осязаемо.
На календаре отметить нужную дату и начинать отрывать листки, параллельно рассказывая, что день прошел, завтра будет новый и до нужной даты осталось столько-то дней. Так появляются названия дней недели, месяцев и общее понимание календаря.
Умение правильно обустроить рабочее место, организовать свой график и своевременно выполнять задания облегчает жизнь будущим первоклассникам, увеличивает эффективность их работы, а также позволяет родителям меньше беспокоиться за своих чад.
2.3. Экологическое мышление, способность к художественному творчеству.
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация тематических бесед, наблюдений развивают у детей мышление, способность видеть и чувствовать, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под наблюдением взрослого, ребенок обогащает свои знания, чувства у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Для получения результатов необходимо создать определенные условия и, прежде всего систему работы, используя разнообразные формы и методы, включая региональный компонент: это цикл наблюдений за растениями и животными, целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей; экологические занятия, спортивно – экологические праздники, инсценировки, театрализованные представления.
Экологическое мышление является креативным мышлением. Психологи и педагоги указывают, что в основе любой творческой деятельности лежит прогноз, и вместе с тем, творческая деятельность осуществляется благодаря воображению. П. И. Пидкасистый утверждает, что содержание, упорядоченное на основе логического следования, то есть отражающие связи отношения между явлениями и процессами, может прогнозироваться при помощи логического исследования. Способность к прогнозу необходима для экологически обоснованного поведения в окружающей среде и природосберегающей деятельности. Анализ продуктов творческой деятельности детей, таким образом, служит показателем отраженного опыта и способности детей использовать его в новой, нестандартной ситуации.
В ходе использования данных форм и методов у детей появляется интерес к условиям жизни растений и животных, желание участвовать в различных акциях, эмоционально реагировать на красоту природы, обретая практические навыки формирования экологической культуры. Так же, в процессе экологического образования и воспитания отдавать предпочтение таким методам, формам и методическим приёмам обучения, которые:
- стимулируют детей к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (занятия – деловые и сюжетно-ролевые игры, занятия- конференции, семинары, беседы, доклады, диспуты, викторины);
- способствуют развитию творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека (это методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей; это также традиционные методы: беседа, наблюдение, опыт, лабораторная работа с преобладанием эвристического характера познавательной деятельности учащихся);
- обеспечивают развитие исследовательских навыков, умений, учить понимать экологически целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания (использование проблемного подхода в процессе обучения);
- вовлекают учащихся в практическую деятельность по проблеме окружающей среды местного значения (выявление редких и исчезающих видов, организация экологической тропы, защита природы от разрушения, пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, листовки, плакаты)
Формирование основ экологической культуры у детей невозможно без участия семьи, т.к. родители показывают первый опыт общения с природой. Необходимо активно вовлекать родителей в жизнь детского сада, чтобы родители переосмыслили свое поведение в природе и захотели стать хорошим примером для своих детей. Чтобы в атмосфере взаимопонимания, взаимодействия они поняли, что бережное, экологически грамотное отношение к природе, своему городу должно стать нормой поведения, и для взрослого, и ребенка.
2.4. Умение работать в команде – тимбилдинг.
Новые веяния и тенденции – неотъемлемая часть современной жизни. Сегодня все чаще можно услышать разговоры о командах, командных ролях, team building, постановке командных целей и обо всем, что касается команд вообще.
Жизнь не стоит на месте и сейчас она неумолимо рвётся вперед семимильными шагами, одновременно становясь и проще, и сложнее. Сложнее, потому что перед людьми ставятся всё более трудные задачи, для решения которых требуется обладать особыми навыками и умениями.
Командообразование – инструмент, позволяющий сформировать дружный коллектив с высоким уровнем доверия, эмпатии и взаимопонимания. Для повышения эффективности команды используется тимбилдинг.
Данные методические рекомендации расскажут о том, что такое тимбилдинг, как он работает и какие результаты приносит.
Основная задача тимбилдинга – создание эффективной команды, которая позволит каждому участнику раскрыть свой потенциал и научит результативному взаимодействию.
Главными целями тимбилдинга являются:
- формирование ощущения сплоченности у коллектива;
- повышение уровня сопереживания, вовлеченности и доверия друг к другу;
- лояльное отношение вышестоящего персонала к нижестоящему и наоборот;
- предупреждение профессионального выгорания;
- раскрытие личностного потенциала сотрудников;
- адаптация людей, которые являются новичками в коллективе;
- психологическая разгрузка сотрудников разного звена;
- создание комфортной психологической среды, которая способствует повышению трудоспособности;
- налаживание продуктивного взаимодействия.
В структуру тимбилдинга входят игры, совместные мероприятия, отдых и другие элементы, помогающие персоналу лучше узнать друг друга.
Тимбилдинг можно успешно применять для сплочения коллективов с любым количеством сотрудников и можно адаптировать под любой бюджет. Частота проведения игр, совместных мероприятий зависит от взаимоотношений, текучести кадров и других индивидуальных особенностей штата.
Оптимальная частота – 1-2 раза в год, чаще к методу рекомендуется прибегать в следующих случаях:
- между сотрудниками часто происходят ссоры;
- конфликт заморожен, но он оказывает негативное влияние на общую атмосферу в коллективе и снижает трудоспособность персонала;
- наблюдается высокая текучесть кадров;
- эффективность сотрудников стала резко падать.
Основная особенность тимбилдинга – развлекательный характер, который дает возможность расслабиться. Сотрудники забывают о своих социальных ролях. Все это необходимо для повышения доверительных отношений и раскрытия качеств, которые невозможно проследить при выполнении рутинных деловых задач. Люди не захотят уходить из слаженного коллектива, все члены которого относятся к друг другу с уважением и всегда готовы прийти на помощь.
Существует 3 основных вида командообразования, которые используются комплексно или по-отдельности, рассмотрим их.
Соревнования – самый популярный вид тимбилдинга, который обеспечивает психологическую разгрузку за счет выплескивания негативных эмоций. Речь идет о спортивных соревнованиях, во время которых коллектив может быть разделен на команды.
Интеллектуальные мероприятия следуют за спортивными состязаниями. Главная цель – раскрытие эрудированности, повышение скорости мышления и командная работа.
Творческие мероприятия, во время которых персонал отдыхает и получает возможность раскрыть свой потенциал. Творческие мероприятия являются основой формирования сплоченного коллектива, ведь в них отсутствует дух соперничества и азарт.
Как стать командой? Группы становятся командами в установленном порядке. Они определяют значение своей работы, ставят общие цели, договариваются о едином подходе к делу, развивают до высокого уровня дополнительные навыки и предъявляют к себе спрос за достижение результатов.
Вопросы для дискуссии:
1. Есть ли у каждого из нас какие-либо важные навыки, которые недостаточно используются в рамках наших должностных обязанностей?
2. Можем ли мы лучше использовать имеющиеся у нас навыки и опыт в совместной работе, как выходя за рамки, так и оставаясь в рамках наших должностных обязанностей?
3. Могли бы некоторые из нас развить новые навыки в других областях и таким образом способствовать повышению возможностей всей группы?
Конечно, командообразование – это процесс, который требует тщательной подготовки, и потому сразу увидеть результаты невозможно. Сформировать команду из сотрудников за одно мероприятие нереально, здесь нужен системный подход.
Командообразование нужно внедрять последовательно, как при подъеме по лестнице, где с каждой новой ступенью устраняется проблема, мешающая коллективу чувствовать себя командой. При этом все мероприятия лучше разрабатывать с учетом сильных и слабых сторон группы. И от того, насколько долгосрочным будет сотрудничество участников команды, зависят ее успех и результативность. Тимбилдинг помогает развить у сотрудников привязанность к работе, сформировать верность своему делу, интересам коллектива.
2.5. Способность мыслить критически и не бояться высказывать свое мнение – эмоциональный интеллект.
Рассказываю, как устроен эмоциональный интеллект, почему развивать его никогда не поздно и к каким положительным переменам в жизни это может привести. И предлагаю конкретный план действий.
Что такое эмоциональный интеллект
В середине 1990-х западный мир взорвал психологический бестселлер журналиста Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект: Почему он значит больше, чем IQ». Через факты о человеческом мозге, историю эмоций и антропологию Гоулман попытался дать свою версию преуспевающего человека.
Безусловно, происхождение, наследственность и вложенные в образование силы влияют на состоятельность человека во взрослом возрасте, но на преуспевании в жизни — особенно если это касается людей без врожденных привилегий — сказывается уникальное сочетание интеллектуальных способностей и эмоциональной чувствительности, когда собственные чувства и желания человек использует не деструктивно, а для достижения долгосрочных целей.
Какими бы ни были университетский диплом, родительская семья и первые годы счастливой жизни, именно умение человека управлять своими чувствами и замечать чувства других скажется на его способности заводить долгосрочные отношения в личной жизни и бизнесе, приобретать влияние, обращать на себя внимание, возглавлять коллектив, дружить и заводить семью.
Эмоциональный интеллект в широком понимании — это признание за собой и другими как позитивных, так и негативных чувств, умение отделять личные ощущения от голых фактов, а также навык чувствовать настроение, темперамент, интонации и намерения в общении с другими людьми, независимо от того давние они знакомые или вы видите их в первый раз в жизни.
Важная часть эмоционального интеллекта — умение распознавать и честно описывать собственные эмоции, способность не поддаваться панике и отринуть «плохие эмоции» (гнев, ревность, раздражение, зависть, злость) и широкое распространение эмоционально окрашенного языка с Я-сообщениями.
Обычно психологи подразделяют эмоциональный интеллект на навыки четырех категорий.
Первый — умение ясно и внятно общаться с другими, объяснить ожидания, активно слушать, влиять и вдохновлять, работать в команде или возглавлять ее и улаживать конфликты.
Второй — общая эмпатия и комфортное самоощущение в большой группе людей: независимо от того, экстраверт вы или интроверт, вы чувствуете эмоциональные сигналы других и редко сталкиваетесь с недопониманием.
Третий признак — знание своих слабых и сильных сторон и спокойное сосуществование с ними, а также хорошее знание личных эмоций и их влияния на вашу жизнь.
И последнее — умение управлять эмоциями, ограничивать их разрушительное влияние на себя, способность выполнять взятые на себя обязательства, поддерживать долгосрочные отношения и меняться в соответствии со средой.
На что влияет эмоциональный интеллект и почему без него не обойтись
Как часто вы сталкивались с невероятно талантливым и при этом необязательным человеком, который не соблюдает договоренности? Приходилось ли вам бывать на его месте?
Вас перебивали неуместными замечаниями или своим вмешательством только усложняли конфликт?
Случалось, ли, что из-за неозвученных ожиданий ваши отношения становились только хуже и никто не мог определить, в чем причина?
Все эти ситуации отражают проблемы с эмоциональным интеллектом: когда непонимание намерений и настроения, эмоционального состояния и мотивации делает простое общение напряженным, негативным или даже грубым.
На что в первую очередь влияет эмоциональный интеллект?
— Осознание себя —
Чувствуя эйфорию или подавленность, беспричинное беспокойство или вполне конкретную озабоченность, человек с высоким EQ понимает, что происходит с ним и как это называется. Он в состоянии отличить тревогу от злости или паники, а спонтанную нежную радость — от сильной эмоциональной близости. Давая себе отчет в своих чувствах, он способен отстраниться от них и не углубляться в разрушительные и бесплотные мысли. Например, не примет легкое увлечение за большую любовь, а любопытную перспективу — за главную цель жизни.
Исходя из эмоций, он будет строить долгосрочные планы, где перепады настроения или новые события в жизни в целом не сильно изменят вектор его развития. Это совершенно не означает унылую жизнь, без впечатлений, в которой нельзя подвергнуться порыву. Скорее, это глубокое знание, как реагировать на конкретные эмоции.
Например, не продолжать бесплодный спор, когда все участники конфликта находятся на взводе. Не взваливать на себя слишком много обязанностей в состоянии эйфории. Не бояться признаться себе в неприглядных чувствах и взять за них ответственность. Не причинять другим добро без их запроса.
Такие «не» берутся из личного негативного опыта и часто автоматически настраиваются после нескольких промахов — просто требуется время, чтобы уловить связь между нашими чувствами и последующими действиями.
— Саморегуляция —
Понимая свои чувства, легко собой управлять — от осознанного питания до рабочего графика и планирования рабочего времени. Высокий EQ сказывается на том, что мы берем ответственность за нашу жизнь и итоговый результат всех отношений — рабочих и личных — и не ищем виноватых.
Вместо перекладывания вины на коллег, которые подвели, или вторую половину, которая не поняла нас правильно, люди с высоким EQ склонны задавать себе вопросы, на каком этапе недопонимание усугубилось, что именно они могли бы сделать лучше, — и используют эти знания в следующей аналогичной ситуации.
Самоконтроль способствует тому, что мы не позволяем негативным эмоциям — гневу, тревоге, усталости — сказаться на окружающих и следим за собственной репутацией: данное слово, обещание и договоренности соблюдаются нами на постоянной основе вне форс-мажоров. Результаты оцениваются по усилиям и собственным действиям, а не через анализ ошибок других. А новые условия и жизненные ситуации не повергают в тревожное состояние: человек с высоким EQ будет искать в трудностях возможность их решения и личного роста или перехода на другую работу и к другим отношениям.
Конечно, это не значит, что нужно превращаться в робота, у которого упорядочены все импульсы и реакции. Скорее, эмоциональный интеллект означает здравую оценку своих возможностей и достоинств, признание за людьми права вести себя как им хочется и умение решать конфликтные ситуации при столкновении интересов, не становясь их заложниками на многие месяцы.
— Мотивация —
Эмоциональный интеллект тесно связан с мотивацией и проактивным поведением — умением адекватно реагировать на перемены, объединять (а не разобщать) людей, представлять чужие интересы, делегировать власть и внушать людям веру в лучшее.
Человек с высоким EQ легко обучаем и относится к временным трудностям без упаднического настроя, руководствуясь принципом «не попробуем — не узнаем». Он хорошо анализирует свои и чужие ошибки, не самонадеян и потому умеет влиять на настроение группы, не запугивая и не давая легковесных обещаний.
Во-первых, эмоциональный интеллект влияет на желание оправдать свои и чужие ожидания и более ответственно относиться к данным гарантиям.
Во-вторых, потребность обсуждать взаимные ожидания на работе или в семье дает возможность высказать опасения, отчего «серых зон» в большой задаче со временем становится меньше.
В-третьих, эмоциональный интеллект почти всегда связан с рациональным распределением ресурсов и инициативностью: вместо прокрастинации проактивный человек выберет обучение или помощь другому, обустройство общего пространства, дополнительные навыки или свободное время.
Вы наверняка замечали, что в любом коллективе есть человек, которому нужно немного больше, чем другим, и он охотно делится этим — у него есть идеи, как провести вечер, он растит цветы в офисе или приносит угощения, без жалоб помогает другим и берет на воспитание стажеров. Всё это так или иначе пример мотивации на рабочем месте.
В личной жизни все работает примерно так же. Мы знаем людей, которые всегда позвонят первыми, выберут новое место для общего ужина, закажут групповую поездку, пригласят на свидание, никогда не забудут о дне рождения, — все это тоже признаки эмоционального интеллекта.
— Эмпатия —
В широком смысле эмоциональный интеллект влияет на способность понимать, что чувствуют и думают другие. Это может включать в себя много информации разного рода: как знания по социальной психологии о групповом поведении или отношениях в паре, так и конкретные умения успокоить и вывести из ступора паникующего человека, знания правильных формулировок и способов отвлечь внимание.
В целом эмпатия — это настроенность на других в любом их состоянии, принятие их настроения, понимание языка и считывание невербальных знаков. Первое, на что влияет эмоциональный интеллект, — на умение опознавать эмоции других и делать из этого выводы. Правило не кричать на плачущего ребенка или не вести долгие споры с агрессивно настроенными людьми — базовое правило эмпатии, которое помогает сократить напрасно потраченные усилия.
С эмпатией связано и ощущение справедливости — отсутствие предубеждений и предпочтений, умение использовать навыки всех участников процесса для общего блага. И, конечно, человек с развитым эмоциональным интеллектом обычно хорошо понимает то, о чем не говорят: уважает слабые места, помнит о травмах, не сталкивает конфликтующие стороны, видит иерархию и умеет с ней считаться.
— Социальные навыки —
Все вышеперечисленные зоны влияния эмоционального интеллекта подводят к главному: совокупность этих качеств помогает нам лучше понимать людей, не питать по отношению к ним неоправданных ожиданий, не требовать от себя и других больше, чем в наших силах, не становиться заложниками эмоций, не поддаваться групповому влиянию.
Люди с высоким EQ чаще всего работают над риторическими приемами или уже хорошо владеют техникой убеждения. Они умеют вербально обозначить приоритеты, не ждут, что их эмоции будут угаданы, и редко скатываются в пассивно-агрессивное поведение.
Эмоциональный интеллект помогает объединять людей и инициировать перемены в семье или группе, не вызывая ни у кого негативных чувств, видеть плюсы всех по отдельности, когда требуется достижение общих целей, обмениваться опытом и обучать друг друга. Коллективы с такими людьми — это почти всегда питательная среда, где легко вырасти и получить много смежных навыков, а заодно закрепить уверенность в себе.
И, конечно, эмоциональный интеллект необходим, если требуется подойти к конфликту осознанно, разрешить его без взаимного обвинения и невыгодного компромисса. Вместо тревоги и страха сдать позиции. Человек с высоким EQ выберет искренний разговор между конфликтующими сторонами, не будет избегать роли посредника, а поможет высказать взаимные претензии и выработать стратегию дальнейших действий.
Как улучшить эмоциональный интеллект: 5 действенных шагов
В отличие от многих врожденных талантов — вроде математических способностей или музыкального слуха, — эмоциональный интеллект как навык социальный можно совершенствовать всю жизнь.
В рабочем коллективе, паре, в отношениях с родителями, друзьями и детьми мы можем постоянно работать над эмпатией и навыками коммуникации, что обязательно скажется на качестве наших отношений, настроении и образе жизни.
— Шаг первый —
Ставить себя на место другого человека
Для начала неплохо бы изучить человека, на место которого мы хотим себя поставить. Плачущий маленький ребенок чаще всего устал или голоден. Раздраженная соседка могла не выспаться из-за стройки под окном. Недовольный коллега переживает трудное расставание. На маму свалилось слишком много новой работы. Жена устала, разрываясь между домом и работой. У лучшего друга депрессия больше года. Анализируя, с кем и в каком состоянии мы говорим, мы лучше понимаем, что они сейчас чувствуют и почему поступают именно так. Совершенно не нужно оставлять людям возможность ошибаться без последствий — в некоторых ситуациях просто необходимо обрисовать грани допустимого. Но знать, что происходит в жизни тех, с кем мы сталкиваемся каждый день, обязательно нужно, чтобы наши взаимные ожидания и требования были справедливыми. Поставьте себя на место женщины, которой нужно проехать полгорода с детской коляской, или мужчины, который не был в отпуске два с лишним года, или ребенка, которому никогда не отказывают. И вам будет гораздо проще понять, что они чувствуют в настоящий момент.
— Шаг второй —
Называть эмоции: свои и чужие
Большинство людей не умеют называть свои эмоции и считают это лишним навыком. Тем временем гнев сильно отличается от обиды и разочарования, и анализировать свои и чужие эмоции необходимо, чтобы знать собственные слабые места. Один из лучших способов — пополнить эмоциональный словарь новыми описаниями эмоций: отделить тревогу от раздражения, усталость — от апатии. Лучше всего это делать в сочетании с дневником настроения: вести ежедневно дневник меняющегося настроения и записывать эмоции во время и после событий — встреч, разговоров, культурных мероприятий и новых знакомств. Так вы, во-первых, увидите, какие события дня и каким образом на вас влияют (положительно или отрицательно), во-вторых, разберетесь в клубке противоречивых чувств, которые у вас вызывают разные ситуации и люди. Когда вы поймете, какие негативные эмоции доминируют в жизни, будет проще найти им выход: неслучайно от гнева советуют активные виды спорта и пробежки, а тревогу не советуют заедать сладким. Когда вы научитесь называть и определять свои эмоции, будет гораздо проще определять чужие — по вербальным и невербальным сигналам. И навсегда отделите эмоции, имеющие отношение к вам, от случайных: не нужно осмысливать поведение раздраженного в общественном транспорте человека, а вот постоянные претензии партнера стоит принять во внимание.
— Шаг третий —
Расширять кругозор
Часто проблемы с эмоциональным интеллектом связаны с тем, что мы потонули в своем информационном пузыре. Уже сейчас доказано, что знание нескольких иностранных языков помогает человеку лучше усваивать информацию о многообразии мира. Необходимо расширять кругозор — читать художественные книги и мемуары, смотреть игровое и документальное кино, интересоваться наукой, путешествовать, заниматься самообразованием, — чтобы понимать, насколько люди разнятся талантами и устремлениями и как проблематично для жизни и карьеры мерить всех одной мерой. В мировой литературе и кино обнаружатся скромники и карьеристы, аферисты и идеалисты, и у каждого из них будет своя захватывающая история. Понимать сложный и неупорядоченный мир, в котором каждый может найти то, что ему нужно, — важный шаг для урегулирования конфликтов, выстраивания гармоничных отношений и управленческого роста. Книги, фильмы, выставки, поездки и новые навыки — не просто эрудиция, но и способ лучше понимать других.
— Шаг четвертый —
Думать на два шага вперед
Эмоциональный интеллект имеет отношение к долгосрочному планированию: выстраиванию приоритетов и целей, стратегическому распределению ресурсов и тактике ближайших действий. В построении отношений с окружающими всегда стоит разделять людей на тех, с кем мы проводим большую часть времени, и тех, кто не имеет на нашу жизнь влияния. Все силы эмоционального интеллекта стоит употребить на то, чтобы общение с ближним кругом было наполненным и интересным. Тратьте свое время на тех, у кого вы многому учитесь, кто превосходит вас в личных и профессиональных качествах, окружайте себя неравнодушными и гармоничными людьми, и общение с ними принесет плоды. Подумайте, как попасть в такой коллектив или собрать такой, если вы за него отвечаете. Подумайте, какая жизнь вам важна и комфортна и какие действия вас к ней приведут. Адаптируйте бюджет под свои цели и учитесь экономить. Откладывайте деньги на продуманную покупку. Помогайте другим, обсудив это и придя к договоренности. Смотрите на конфликт и препятствия как на промежуточный этап, преодолев который перед вами откроются новые возможности. Тщательно проговаривайте все рабочие и личные обязательства заранее и не давайте напрасных обещаний, равно как не формируйте необоснованных ожиданий. Эмоциональный интеллект помогает соизмерить душевные силы и уловить настроение того, кто может и хочет вам помочь продвинуться дальше в ваших планах. Если окружение и намеченные цели не соответствуют вашему нынешнему состоянию, никогда не поздно переиграть и получить то, к чему вы стремитесь.
— Шаг пятый —
Пройти тренинг или психотерапию
Очень часто для глубоких изменений трудно найти ресурсы и знания, чтобы совершить резкий качественный скачок в понимании себя и других. В таком случае психологический тренинг или психотерапия могут быть очень полезным инструментом на пути познания себя. Тренинг рекомендуется психологически здоровым людям, без проблем с аппетитом и сном, в устойчивом позитивном состоянии для достижения карьерных и личных целей с персональным коучем по мотивации. Тренинги показаны тому, кто устал от рабочей рутины или неблагополучной личной ситуации и у кого достаточно внутренних сил на значительную работу над собой.
Психотерапия — более глубокое и долгосрочное предприятие, требующее переоценки себя, своих достижений, окружения и образа жизни. Часто она сопровождается приобретением новых привычек, расставанием с токсичным окружением, сменой работы и даже места жительства, и ни один хороший терапевт не подскажет, в какой пункт назначения терапия вас приведет. И тренинги, и терапия направлены на расширение эмоционального интеллекта, развитие способности определять и контролировать эмоции, работать со страхами и негативными установками и преодолевать негативные паттерны через принципиально новый набор действий. Не ссориться, когда хочется. Выслушать, когда тянет поговорить. Прийти на помощь, когда попросили об этом. Видеть большую картину за рамками привычного. Всему этому учат хорошие тренинги и психотерапия, когда попадают на благодатную почву — человека, готового работать над собой.
III. Заключение
Таким образом, подводя итоги вышесказанного:
Ораторское искусство – это
– умение чётко и ясно выражать свою мысль;
– конструктивность речи;
– динамичность речи;
– презентация речи.
Как мы знаем, научиться плавать, стоя на берегу, невозможно. Нужно войти в воду и тренироваться. То же самое относится к навыкам выступления перед публикой и к навыкам общения.
Эффективность тайм-менеджмента зависит от выполнения основных его правил, а также четкого понимания того, зачем он вам нужен, как управлять своим временем и какие преимущества вы будете иметь.
Правильно спланированная методическая работа показывает, что желаемого результата в экологическом воспитании детей можно добиться при хорошо спланированном воспитательно-образовательном процессе и тесном сотрудничестве с родителями.
Показатели командной работы можно выразить через ключевые слова: цель, ответственность, мотивация, доверие, самоорганизация, ценности, которые формируются и развиваются внутри коллектива и непрерывное образование.
Эмоциональный интеллект – это наша способность распознавать свои и чужие эмоции, намерения и мотивацию, а также управлять своими и чужими эмоциями для решения практических задач. Это совокупность навыков, которая помогает нам более эффективно жить и развиваться в социуме.
Для того, чтобы система образования нашла способы подготовить детей к жизни в среде нестабильности, противоречивости, рисков, самой системе придется не только смириться с VUCA- реальностью как с чем-то предопределенным, нужно самой стать лидером изменений.