Зиятдинова Гулия Рафаэлевна,
Козырева Дарья Андреевна
учителя математики
МБОУ СОШ Лицей №177
г. Казань
УДК:51.8
Аннотация:
Данная статья содержит основные пункты, которые необходимо выполнять для введения геймификации в уроки математики.
Ключевые слова:
Математика, геймификация, обыкновенные дроби
Введение
В наше время дети гораздо больше увлечены компьютерными играми, чем изучением математики. Поэтому педагоги начинают искать все более разнообразные способы привлечения и удержания внимания детей на требуемом материале. И уже совсем не нова «геймификация обучения», то есть использование элементов игр в обучении детей. Геймификация и серьезные игры преследуют общие цели: решить проблему, мотивировать и стимулировать обучение посредством игрового мышления и техник. Использование игровых элементов во время обучения помогает удержать внимание, интерес к обучению, улучшает запоминание и повышает мотивацию, желание победить.
Геймификация как способ обучения математике
Итак, выделим несколько элементов, которые нам необходимо ввести в нашу работу для появления элементов игры в учебе:
- Четкие правила игры. Дети должны знать, что можно, что нельзя и при соблюдении каких правил они смогут достигнуть желаемого результата. Правила должны быть несложными, четкими. Надо четко объяснить за что игрок получает или теряет очки. Какие могут быть сторонние «миссии».
- Таблица успехов. Детям, кроме получения приза, еще важна ситуация успеха. И прозрачность в начислении очков. По рейтинговой таблице будет четко видно кто, сколько очков и за что получил. Пользование таблицей должно быть удобно, если игрок видит только лидеров и не сразу может найти в рейтинге себя или своих знакомых, эффективность такого рейтинга снижается.
- Выбор платформ для использования во время обучения. Лучше заранее предупредить детей о том какие платформы будут задействованы. Что бы дети могли заранее позаботиться о регистрации на сайте, и разобраться с меню платформы.
- Коллекционирование и неожиданные награды. Собирание различных предметов всегда привлекает детей и взрослых, особенно если эти предметы сложно добыть. Можно за усложненные или дополнительные задания давать кодовые слова, элементы пазла и т.д. При собирании всех элементов можно дать дополнительные очки. Или наградить грамотой, отметкой и т.д.
- Возможность наставничества. Дать возможность помочь более слабым командам, объяснить, провести по решению задания.
- Право на ошибку. У ребенка обязательно должна быть возможность отработать и проверить свой навык. Не всегда это может получиться с первого раза. Значит необходимо предоставлять несколько попыток для прохождения задачи, но поощрять игроков, прошедших с первого раза.
- Сюжет. Сюжетная игра увлекает больше, появляется симпатия к определённому персонажу, желание ему помочь. Поэтому если удастся сочинить сюжет, героев и вплести задания в их историю это значительно бы повысило интерес обучающихся.
- Мотивация и вознаграждения. Мотивация делится на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя это удовольствие игрока от достижения результата. Внешняя – это получение наград различного плана.
- Статус и сила: быть лидером команды, выбирать задания, и стиль работы команды.
- Доступ: доступ к чему то эксклюзивному, специальная миссия и т.д.
- Приз: неожиданный приз мотивирует сильнее. Приз может быть какой-то небольшой вещью, если позволяет ситуация, отметкой и прочее.
Согласно этим пунктам прилагаем к рассмотрению план использования цифровых образовательных ресурсов для изучения математики на уровне 5 класса на изучение темы дроби.
На тему «Обыкновенные дроби» в пятом классе отводится около 50 часов. Что составляет 8-10 недель. Это достаточно объёмная тема, дети успевают устать и потерять концентрацию, тем более что она разделяется на 2 и 3 четверти, а значит большой перерыв в виде каникул.
Мы разработали памятку, дополнение к обычному изучению данной темы, согласно основным принципам, выделенным нами ранее.
План.
- За неделю до начала изучения предложить детям разделиться на команды по 4-5 человек и выбрать лидера.
- Образовав команду подготовить выступление на тему «Доли и дроби». Тема долей пятиклассникам знакома с начальной школы. Выступление желательно с презентацией, если дети уже умеют их выполнять, или с рисунками в обратном случае.
- На первом занятии выдать каждой команде свод правил, ввести сюжет игры, позволить выбрать персонажа. Можно подготовить большую карту, прикрепленную в кабинете, или при возможности создать сайт, страницу Вконтакте и т.д.
- Использовать цифровые образовательные ресурсы каждый урок неудобно, не хватает времени. Поэтому предлагаем выбрать 1-2 дня в неделю когда класс будет выполнять задания на определенном ресурсе. Мы использовали Учи.ру, Якласс, Яндекс учебник. На этих же платформах можно давать детям дополнительные миссии, задания для отработки навыка и т.д.
- Подводить итоги раз в неделю, выбирая лидера класса. И отражая это в турнирной таблице. Турнирная таблица должна быть в доступе. На стене кабинета, или в группе Вконтакте посвященной игре.
- Задания, выполняемые детьми, должны проверяться вовремя, иначе интерес будет потерян.
- Так же отметки членов команды необходимо учитывать для турнирной таблицы, тогда будет стимул получать хорошие оценки помогать отстающим внутри команды.
- Подведение итогов следует провести отдельным занятием, с вручением грамот, призов. Так же можно попросить каждого ребенка написать небольшой анализ и пожелания.
Выводы
Современные дети привыкли работать с большими объёмами информации и привлечь их внимание может быть сложно. Игровая форма в сочетании с классическим стилем преподавания поможет дать качество материал, не теряя внимания детей. Мы выделили основные пункты, которые стоит учесть. И привели пример применения данного способа в введении темы «Обыкновенные дроби» в пятом классе.
Список литературы
- URL: https://www.calltouch.ru/blog/kak-primenyat-gejmifikacziyu-v-onlajn-obrazovanii/
- URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/605c6f2f9a79473a61646994