Величко Надежда Сергеевна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 18
комбинированного вида»
г. Зеленодольск, Республика Татарстан
Конспект ООД по ФЭМП с использованием игровой методики технологии ТРИЗ – «Круги Луллия», танграмм.
Возраст детей: средняя группа 4-5 лет
Образовательные области:
«Познание»,
«Речевое развитие».
Цель: Обобщение полученных знаний по ФЭМП.
Задачи:
Образовательные: Закрепить умение детей двигаться в заданном направлении (вперед, назад, налево, направо); умение считать предметы в пределах 5 по образцу, умение различать и правильно называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Закрепить счёт до 5.
Развивающие: Развивать логическое мышление, внимание. Развивать восприятие и представления детей через накопление и расширение сенсорного опыта. Активизировать речь детей, развивать связную речь; мелкую моторику и координацию движений рук. Формировать навыки самоконтроля.
Воспитательные: Воспитывать самостоятельность, активность, воспитывать интерес к математическим занятиям. Воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее.
Методы и приемы: сюрпризный момент, словесный, наглядный, вопросы, поощрение.
Демонстрационный материал: елочки с цифрами от 1-5; картинка тучки со снежинками.
Раздаточный материал:
1)стаканчики с счётными палочками (индивидуально) наградные геометрические фигуры;
2)конвертики с танграмм (парам) (образец схема фигуры животного),
3) круги Луллия (коллективно) (маленький круг – цифры от 1 до 5, средней круг с количественным изображением предметов, большой круг -цвета).
Предварительная работа: проведение дидактических игр математического содержания. Повторение названий геометрических фигур, составление их из счётных палочек, обучение умению соотносить количество предметов с цифрами.
Игра «Геометрическое лото».
Игра «Чудесный мешочек».
Игра «Найди свой домик».
Игра «Наоборот».
Игра «Живые цифры».
I. Мотивационно-ориентированный этап
Ребята, давайте с вами оправимся в путешествие по зимнему лесу, в страну Математике. Математика – это целая наука! В этой стране живут числа, разныегеометрические фигуры: маленькие – большие, высокие-низкие, узкие-широкие. Математику можно изучать в играх. Ребята, вы любите играть? Давайте возьмемся за руки. Построение детей в круг.
Воспитатель:
Ребята к нам сегодня в группу пришли гости. Гости добрые и хорошие. Они пришли на нас посмотреть, какие мы умные, добрые, послушные, красивые, как у нас глазки блестят, да и щёчки горят. Они хотят посмотреть, как мы умеем играть.
(Организационный момент) «Подари улыбку»
Давайте поздороваемся с гостями, встанем в круг, подарим друг другу улыбку и скажем:
Тогда садитесь за столы.
II. Поисковый этап.
Посмотрите ребята, как много у нас ёлочек в зимнем лесу. Давайте посчитаем, сколько всего елочек (5). И у каждой елочке своя цифра. Цифры эти не простые. Они с математическими играми.
III. Практический этап.
Давайте расставим елочки с цифрами по порядку. ( кто поможет, выходит двоя ребят)
Посмотрим, какая игра спряталась в цифре 1.
Цифра 1 знакомит нас с игрой «Разноцветные палочки» (работа с четными палочками).
Из этих палочек можно сложить любую фигуру.
Я вам буду загадывать загадки, а отгадки вы выкладывайте на столе с помощью разноцветных палочек.
1. Он давно знаком со мной каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны одинаковой длины.
Вам его представить рад, а зовут его… (Квадрат).
(Сколько палочек вам понадобилось? Что мы знаем о квадрате).( все стороны равны у него четыре угла.) Давайте найдём в группе предмет квадратной формы
2. У меня углы прямые, как и у квадрата,
Но длина у двух сторон разная ребята.
Знает каждый дошкольник, что зовусь я…. (Прямоугольник). ( у него четыре угла, но две стороны длиннее, чем другие две)
Что мы знаем о прямоугольнике?.
3. Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, –
Ну, пожалуй, и довольно! –
Что ты видишь? …. (Треугольник) ( три угла , три стороны)
Молодцы! Все получилось! Давайте поставим палочки в стаканчики.
Следующая елочка с цифрой 2. Что же за игру скрывает цифра 2?
Игра «Сложи по образцу танграмм».
ЗАГАДКА ПРО ЗАЙЦА
От лисички тот зверек
Убегает наутек.
Ну—ка, угадай—ка!
Это белый … (Зайка)
Посмотрите, у вас на столах лежат конвертики с игрой танграмм. И карточки-образцы. Вам надо сложить картинку по этим карточкам?
Что у тебя получилось? Какие геометрические фигуры ты использовал? (Треугольник квадрат)
Молодцы! Пришло время немного отдохнуть. Поиграем с вами в игру
«Мы пойдем налево, мы пойдем направо». (Физкультминутка)
Мы пойдем налево,
Мы пойдем направо.
Два раза повернемся,
Потянемся, проснёмся.
Попрыгаем на месте,
Шагнем вперёд все вместе.
Обратно как пингвины
Покатимся со льдины.
И руки поднимем,
Опустим, поднимем. Да!
И друга обнимем
3Елочка с цифрой 3. Цифра 3 знакомит с игрой «Угадай количество».
А помогут нам играть Круги Луллия». На верхнем круге у вас расположены цифры по порядку, а на среднем картинки с разным количеством предметов, на нижнем кругу расположены цвета.
Я назову цифру, вы находите ее на верхнем круге и, с помощью стрелки, соединяете цифру и картинку с таким же количеством предметов и цветом, что бы правильно соединить цифру и количество вам надо сначала посчитать, сколько предметов на картинке.
Например: цифра 1. Я нашла ее на верхнем круге, а на нижнем нашла 1помидор красного цвета. Стрелкой их соединяю.
Игра не легкая, но вы обязательно справитесь!
Почему ты соединил цифру 3 с этой группой предметов? (потому, что здесь три перца)
Молодцы!
Елочка с цифрой 4.
Игра «Заснеженные ели».
Посмотрите на наши елочки, сколько их (5). А как вы узнали, что 5-ть елей. (Дети: нужно посчитать).
– Сколько снежных тучек летает над елями? (Дети: одна).
– А как вы узнали? (Дети: посчитали).
Представьте, ребята, что на улице поднялся сильный ветер, и над елками появилась снежная тучка. Тучка стала осыпать снегом елку с цифрой 1. Это первая елка, которая попала под снегопад. А теперь тучка повисла над елкой с цифрой 2. Какая по счёту эта елка? (вторая). Ветер не унимался и переместил тучку к елке с цифрой 3. Какая по счету елка номер 3? (третья). Тучке очень понравилось летать над елками. И она полетела к елке с цифрой 4. Какая по счету елка? (четвертая). Но больше всего тучке понравилась елка с цифрой 5. Какая по счету эта елка? (пятая).
Давайте еще раз посчитаем елки по порядку (первая, вторая, третья, четвертая, пятая)счёт туда и обратно. А знаете, ребята, почему тучке понравилась пятая елка?
Потому, что цифра 5 приготовила подарки для вас! Посмотрите, это раскраски с цифрами!
IV. Рефлексивно-оценочный этап.
Ребята, давайте вернёмся из путешествия обратно к нам в детский сад! Вам понравилось путешествовать и играть в математические игры?
Что мы с вами сегодня делали? Какая игра вам больше всего понравилась? Чем игра понравилась?
СМАЙЛИКИ