Мустакимова Рамзия Раисовна
Мифтахова Чулпан Марсельевна
воспитатели
МБДОУ «Детский сад № 28 г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
Тип проекта: познавательно – творческий
Вид проекта: краткосрочный
Сроки реализации: месяц (апрель)
Участники проекта: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Актуальность проекта
В истории дошкольной педагогики проблема творчества детей всегда была одной из актуальных. Современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.
Актуальность темы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Работая с детьми дошкольного возраста я заметила: дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ изобразительные и выразительные навыки детей остаются на среднем уровне, многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами. Нет главного – “своих”, искренних рисунков, отсутствует творческий подход, они не отражают то, что значимо для рисующего их ребенка. Проанализировав рисунки дошкольников, пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Этим можно на много повысить интерес дошкольников к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Использование нетрадиционных способов рисования вызывает у детей обилие положительных эмоций; даёт возможность использования в качестве изобразительных материалов часто неожиданных предметов, удивляя малышей оригинальностью и непредсказуемостью. Знания, умения, педагогический такт дают возможность ребёнку сотворить собственную картину мира, а нетрадиционные методы рисования сделать рисунок красивым, понятным, привлекают его и заинтересовывают.
Идея педагогического опыта– развитие творческих способностей, каждого ребенка средствами нетрадиционных техник, помочь реализовать себя, уметь соединять в одном рисунке различные материалы для получения выразительного образа.
Чтобы выявить и реализовать возможности детей, я разработала проект на тему «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования». Разработанный мною проект составлен в соответствии с условиями ФГОС дошкольного образования, а также с учётом психологических аспектов развития ребёнка дошкольного возраста.
Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха.
Цель: повысить уровень развития художественно – творческих способностей детей используя в работе нетрадиционные техники рисования.
Задачи:
Развивающие:
– Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности
Образовательные:
– Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
Воспитательные:
– Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
Оздоровительные:
-Укреплять здоровье детей, используя, комплексы здоровье сберегающие технологий, благотворно влиять с помощью нетрадиционной технике рисования на эмоциональное состояние и психическое развитие детей.
Этапы проекта:
Подготовительный:
– определение проблемы, цели и задач проекта;
– изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование), разработка конспектов, составление перспективного плана.
Основной (или этап реализации проекта):
– создание развивающей среды на основе различных видах искусства, предметного окружения;
– отбор наиболее доступных нетрадиционных техник изображения;
– ознакомление детей с нетрадиционными художественными техниками.
Заключительный:
– совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Развивать умение выбирать самостоятельно технику;
– выставка «Творения нашими руками»;
– оформление альбома «Творения нашими руками».
Ожидаемый результат:
– развитие мелкой моторики рук;
– обострение тактильного восприятия;
– улучшение световосприятия;
– концентрации внимания;
– повышение уровня воображения и самооценки.
– расширение и обогащение художественного опыта.
Формы работы с детьми.
– дидактические игры. Для развития воображения и фантазии.
-чтение загадок.
-рассматривание картин, изображений, иллюстраций.
-чтение художественной литературы.
-тестовые задания (дорисовывание кругов).
– беседы.
– занятия с использованием нетрадиционной и не стандартной изо технологии.
Формы работы с родителями.
– консультации.
-беседы.
-наглядная информация: буклеты, памятки.
-привлечение родителей к пополнению среды (нетрадиционные материалы).
– участие в конкурсах, выставках.
План мероприятий
Апрель |
|
1 неделя |
Лепка. Тема: «Веточка для козы» Беседа «Имеется ли дома уголок для детского творчества?» Консультация для родителей «Нетрадиционные техники и материалы в детском художественном творчестве» Дидактическая игра «Удивительная ладонь» |
2 неделя |
Рисование «Волны». Рассматривание картин, изображений, иллюстраций Беседа «Любит ли ваш ребенок рисовать?» |
3 неделя |
Лепка травы. Чтение загадок. Тестовые задания (дорисовывание кругов). Мастер- класс для родителей :«Нетрадиционные техники рисования» |
4 неделя |
Рисование тарелочек Дидактическая игра «Волшебная нитка» Выставка «Творения нашими руками» |
Литература:
1. Боровик О. В. Развитие воображения. – М., 2019.
2. Галанов А. С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству.- М., 2015.
3. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству.- СПб, 2018
4. Лебедева Е. Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития. – М., 2020.
5.Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование / Под ред. Казаковой Р. Г. – М., 2019.
Приложение 1
Консультация для родителей
«Нетрадиционные техники и материалы в детском художественном творчестве»
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве.
Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно – развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлен на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и.т.д).Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами обогатили уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник
Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать. А самое главное самовыражаться.
Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, подвергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.
Виды нетрадиционных техник рисования достаточно разнообразны, и в каждой технике ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. Например, если мы возьмём рисование пальчиком или ладошкой – этот метод рисования помогает ребёнку почувствовать свободу творчества, даёт взаимодействие с изобразительным материалом (с краской) без кисточки. Рисуя пальцами или ладошкой, ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.
А вот техника «Выдувание» – развивает фантазию детей, тренирует лёгкие, благотворно сказывается на развитии плавности речевого дыхания, развивает нестандартное решение, будит воображение.
Техника «Прижми и отпечатай» – привлекает детей процессом печатания, угадывания того, что получится в результате оттиска разнообразных материалов (пробки, поролон, пуговицы, банки с дном разного размера, крышки и т. д.)
Техника «Рисование мозаичными мазками» – пробуждает фантазию, развивает творчество, даёт возможность отойти от традиционных способов изображения, сохраняя при этом реалистичность художественного образа.
Интересная техника «Рисование по сырому листу» – происходит растекание красок на листе, их смешение, в результате чего образуются плавные тонкие переходы цветов и оттенков.
Можно использовать технику «Рисование углём» – уголь позволяет получить линию бархатистого чёрного цвета или чёткие глубоко чёрные линии.
Такой вид рисования как «Смешение красок на листе» – позволяет развить фантазию, творческий подход к изображению, смелость.
Есть ещё интересный нетрадиционный приём «Набрызг». Это очень непростая техника. Её суть состоит в разбрызгивании капель краски. Данная техника требует усидчивости, терпения.
Очень интересны и такие приёмы как рисование «Тычком» (жёсткая кисть, ватная палочка или рисование от пятна и т. д.) Нетрадиционных техник рисования много, ведь рисовать можно чем угодно, лишь бы было воображение.
Техники рисования пальцами, ладошкой, тычком, пробками, поролоном позволяет сделать работы детей более интересными и красочными. А использование этих методик имеет ряд преимуществ:
– Способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия
– Пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости
– Уточняют свои представления о цвете, форме, и размере предметов и их частей
– Развивается мышление, речь, воображение
– Способствует обогащению знаний об окружающем и приобщению к фольклору и литературе, та как темы занятий предусматривают использование загадок, стихов
– Волшебное возникновение изображения доставляет детям удовольствие. Вызывает положительные эмоции
– Ребёнок видит результат своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.
– Способствует снятию детских страхов;
– Развивает уверенность в своих силах;
– Учит детей свободно выражать свой замысел;
– Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
– Учит детей работать с разнообразным материалом;
– Чувство фактурности и объёмности;
– Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
– Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Приложение 2
Мастер класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования».
Цель: Вовлечение родителей в образовательный процесс.
Задачи:
1. Формировать навыки, умения организовывать совместную деятельность с детьми.
2. Развивать общение взрослого и ребёнка, умение находить общие интересы.
3. Применить нетрадиционные техники работы с семьей.
Оборудование:
– рабочее место для каждого родителя;
– лист бумаги А4;
– акварель 12 цветов;
– Салфетки для каждого родителя;
– листья сухие;
– кисточки №7;
– баночки для кистей;
– коктейльные трубочки;
– листы китайской капусты;
– зубные щетки;
Уважаемые родители! Сегодня пойдёт речь об нетрадиционных техниках рисования. Это делается для того чтобы вы тоже были информированы о нетрадиционных техниках рисования. Ведь может получится так, что ребёнок придёт из детского сада и спросит у вас что такое нетрадиционные техники рисования, а вы не сможете ему ответить.
Существует много техник нетрадиционного рисования. При помощи этих техник быстро добиваются желаемого результата. Если вы заметили то детям очень нравится рисовать пальчиками. Это одна из техник нетрадиционного рисования. Также детям очень нравится оставлять отпечаток своей ладошки или ставить кляксы на бумаге. С помощью этих техник можно нарисовать всё что угодно. Давайте мы сейчас посмотрим, как это делают ваши дети. (включить видео)
У каждого дома есть не нужные вещи. Например такие как зубная щётка, нитки, огарок свечи тушь для ресниц и многое другое. Всё это можно применять в технике нетрадиционного рисования, Рисовать можно как угодно и где угодно! Уважаемые родители, Уважаемые родители скажите пожалуйста какие техники нетрадиционного рисования вы знаете? Назовите их.
Таких техник очень много. Их около 200 видов.
Это такие техники как «Кляксография», «Граттаж», «Монотипия», «Печать листьев», «Рисование пальчиками», «Рисование методом тычка» «Раздувание краски» и многое другое.
А сейчас я хочу провести небольшой мастер- класс по нетрадиционной технике рисования. Прошу присесть за столы. Я хочу научить вас, как с детьми использовать смешанные нетрадиционные техники рисования в одной работе.
Первая техника у нас будет монотипия пейзажная.
Монотипия (от моно… и греч. — отпечаток) — вид печатной графики. Техникамонотипии заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным.
Необходимые материалы: бумага, кисти, краски.
Этап работы:
Складываем лист бумаги пополам, на верхней части листа рисуем пейзаж. Например реку, полянка, небо и солнышко. Затем складываем лист пополам у нас с вами получится отпечаток или отражение как в реке или озере. Рисовать нужно очень быстро чтобы не высохла краска иначе отпечаток не получится.
Следующий наш этап будет – техника кляксография с трубочкой.
С помощью клаксографии мы с вами нарисуем деревья для нашего пейзажа.
Кляксография – это способ рисования с помощью клякс.
И так, берём кисточку макаем в краску и ставим кляксу на бумагу. Затем с помощью коктейльной трубочки выдуваем ствол дерева с низу в верх. Затем быстрыми движениями выдуваем ветки нашего дерева, направляя трубочку вправо-влево.
Следующий наш этап будет – техника оттиск засушенными листьями.
При помощи кисточки нанести краску на засушенный лист, прислонить его к бумаге и прижать ладонью. Заранее выберите место для отпечатка. Тоже самое можно сделать при помощи листа китайской капусты.
Теперь по своему желанию и усмотрению вы можете дорисовать ваш пейзаж при помощи кисти, коктейльной трубочки или зубной щетки.
Следующий наш этап будет – техника набрызг.
Это самый простой метод. Для него мы используем зубную щетку и стеку. Держать щетку над листом, отвернув от себя, и быстрыми движениями проводить стекой снизу вверх. Вы можете сами менять величину крапинок, приближать или отдалять щётку от листа.
– Уважаемые родители! Наш мастер- класс подошел к концу. У всех получились очень красивые работы вы можете забрать их домой и показать их своим родным. Я думаю, что всем понравится ваш пейзаж. Благодарю всех за внимание.
До свидания!
Литература:
Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» – М. 2017г.