Матросова Екатерина Юрьевна,
Тришкина Елена Анатольевна
воспитатели
МБДОУ «Детский сад № 37 «Малыш»
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Дети – это самое дорогое, что есть в нашей жизни. Большую часть своего времени в дошкольный период они проводят в детском саду. Вполне естественно, что и родитель, заинтересованный в развитии собственного ребенка, стремится принять активное участие в жизни группы воспитанников детского сада.
Мы – педагоги группы Френе, активно сотрудничаем с родителями и создаём условия для становления и развития личности ребёнка в её неповторимости. В своей работе мы используем методику французского педагога-психолога Селестена Френе, в основе которой лежит следующее положение: «Развитие личностных качеств взросло-детского коллектива, посредством социально-значимых проектов, где происходит участие на равных родителей, детей и педагогов», поэтому родители для нас – мощнейшая подмога и опора. В нашей группе родители как раз имеют возможность не просто наблюдать за работой микросоциума, но и полноправно участвовать в ней, анализировать и делать выводы, одним словом, развиваться совместно с детьми.
Нынешние родители на вопрос: «Каким вы хотите видеть своего ребенка к концу дошкольного периода?» отвечают: «разносторонне развитой личностью, самостоятельным, адаптированным к социуму». Для достижения этой цели необходимо активное включение в работу всех участников педагогического процесса: воспитателей, родителей и детей. Только в этом случае происходит результативное взаимодействие родителей и педагогов, возможное в неком комплексе «большая семья». Таким образом, объединяются семьи и педагоги, которые имеют общий взгляд на ценности жизни, воспитываемые в детях.
Главной задачей при формировании этих ценностей, является выявление позиций людей по отношению к вопросам воспитания, к источнику развития ребенка, к самому определению понятия личности и т. д. Это мы делаем в процессе анкетирования и собеседования с родителями, а также на диспутах родительских университетов и семинарах-практикумах.
Главными точками соприкосновения семьи и педагогов в этой среде являются готовность каждого меняться и работать над собой, овладевать педагогическими технологиями, применяемыми в группе, поддерживать традиции этой «семьи» и действовать также дома.
Для включения в процесс, происходящий в группе, родителю приходится менять свою позицию «пассивного исполнителя» на позицию «активного педагога», он становится координатором в мастерской, автором при работе над докладом, инициатором в увлекательно-познавательном эксперименте или может быть главным держателем проекта. Родитель должен понимать, что любое развитие подразумевает взаимосвязь познания, эмоций и деятельности.
Вполне естественно, что один человек может выдвигать идеи, другой ставить и решать проблемы, третий хорошо формулирует задачи и следит за процессом выполнения, четвёртый, имея четкие указания координатора, быстро и ответственно все выполняет. Но при реализации всевозможных проектов в нашей группе родители и педагоги могут «примерить» и освоить разные роли. Если выявился активный координатор из родителей, в каком-либо деле, мастерской, проекте, воспитатель может принять позицию стороннего наблюдателя и эксперта, и при необходимости прийти на помощь.
В нашей педагогической системе ценится и уважается человек, и его возможности, это система, где «считаются» с личностью и дают необходимые импульсы для ее саморазвития. Реализуются цели группы в проектной деятельности, которая совершается «вместе» с настоящими переживаниями и мотивами, при продуктивном мышлении и осознанных поступках. Это и дает возможность ощутить радость и удовлетворение жизни, быть психологически и физически здоровым в насыщенной событиями жизни взросло-детского коллектива родителей, детей и воспитателей.
Разнообразные способы работы с родителями.
1. Проекты. Привлечение родителей к работе по проекту, в этом случае родитель выступает в роли координатора проекта или его помощник. Самые яркие за последний год проекты в нашей группе: «Дом моей семьи»; «Как я провел лето»; «Интересные и загадочные места России и Набережных Челнов»; «Будущие защитники России»; «Цветы нашего края»; «Весенний поход»; «Загадочная бумага»; «Птицы нашего края»; «Полезная техника»; «Тайна звука».
2. Родительские мастерские по интересам.
Мастерские являются одной из коллективных форм совместной работы родителей с детьми, объединенных общей целью для получения значимого результата.
В рамках текущего проекта, этот вид деятельности предполагает принятие родителем роли «воспитателя», т.е. взрослый должен организовать с небольшой группой детей определенную работу (создание поделок, подготовка декораций, пошив костюмов к сказке и т. д.) Чаще всего родитель выбирают мастерскую по своим интересам, где он сможет передать свой опыт работы и свое мастерство, но бывает и наоборот, если родитель хочет научиться какому либо новому умению или попробовать себя просто в роли организатора дела.
Работа в мастерских помогает детям развивать чувство ответственности, самооценку и самоконтроль, осуществлять посильную деятельность с учетом их индивидуальных особенностей и интересов. Работа совместно со взрослым даёт возможность активно использовать «зону ближайшего развития» ребенка, что стимулирует его к дальнейшему поиску и исследованию.
Темы для мастерских могут определяться текущим проектом или стойким интересом отдельных детей и взрослых. Мастерские работают в свободном режиме, в удобное для родителей время, обычно вечером.
Координаторами конкретной мастерской являются родитель и ребенок, а участниками – все желающие.
3. «Родительская газета Френе».
Это дополнительный способ общения родителей и педагогов. В газете есть четыре рубрики: «Я сделал…», «Я хвалю…», «Я критикую…», «Я хотел бы…». Любой родитель и педагог может написать информацию в газете. Есть два правила: запись не должна быть анонимной и обязательно наличие даты.
4. Настенный «Блокнот Френе».
Работа с «Блокнотом Френе» предполагает дать ответ, написать текст или сделать схему, рисунок родителями или любым взрослым кто знает ответ на вопрос детей, зафиксированный на специальном листе блокнота. Если ответа нет, то возникает необходимость обращения к справочной литературе – энциклопедиям, словарям, определителям. Использование блокнота вопросов способствует формированию энциклопедических знаний детей, и взрослых, а также получению навыков работы с литературой.
5. Взросло-детский проект издательство газеты «Сорока Белобока».
Здесь работа заключается в сборе информации, сканировании свободных текстов и рисунков, компьютерной верстке и печати очередного номера газеты.
6. Активное участие родителей в праздничных шоу.
В нашей группе организована настоящая театральная труппа, родители помогает сочинить сценарий праздника, шоу-программ, массовых гуляний, проводят мастер-классы по сценическому мастерству, разучиванию песен и постановке танцев, ведут подбор музыкального и шумового сопровождения мероприятий, играют роли на утренниках.
7. Общий сбор с родителями и детьми.
По окончанию проектов или огромных значимых мероприятий подводятся итоги (рефлексия) на общих сборах. Рефлексия – это способность человека понимать, анализировать собственные психические состояния, поведение, деятельность, а также отношение к себе других людей.
Рефлексия в нашей группе это анализ сделанных дел, произошедших событий и «взгляд на себя на стороны». Это значимый элемент в работе группы, который способствует развитию аналитической деятельности (анализа и самоанализа), развитию гибкости мышления; формированию активной позиции в процессе, осознание своей значимости; развитию нравственных качеств.
Способность и стремление к рефлексии – это одно их важнейших условий успеха и своевременного корректирования деятельности. Доказано, что осознание – это первый толчок к изменению. Способность к рефлексии – это важней показатель умственного развития человека и его нравственной культуры, независимо от того взрослый ты человек или ребенок.
Для каждого ребенка самым главным примером и мотиватором в жизни являются родители, на которых они стремятся во всем быть похожими. Детский сад и семья должны взаимодействовать тесным образом. Заинтересованность родителей и активная жизненная позиция – необходимое условие успешного формирования личности ребенка.
«Какой же результат Вашей работы?» – спросите Вы, уважаемый читатель, этой брошюры. Педагогами проведен сравнительный анализ поступления детей выпускников наших групп в школы, это же является основной задачей дошкольного образования, и детей из обычных групп.
Группа по методике Френе. |
Обычная группа |
|
2019 учебный год |
12 выпускников, из них в гимназию поступило 9 детей, общеобразовательная школа 3 ребенка. |
20 выпускников, из них в гимназию – 5 детей, общеобразовательная школа 15детей. |
2020 учебный год: |
10 выпускников, из них в гимназию поступило 9 детей, общеобразовательная школа 1 ребенок |
24 выпускников, из них в гимназию – 6 детей, общеобразовательная школа 17 детей |
В последние годы родители задумались об открытии класса, который будет продолжать работать по системе С. Френе, и общими усилиями это у нас получилось. В 2021 году первый класс начал свою работу на базе СОШ№ 42. И результаты проведенного анализа показывают, что дети, посещающие наши группы более активны, общительны, раскрепощённые, у них неординарное мышление, что способствует поступлению в лучшие учебные заведения города.
Использование элементов педагогики С. Френе позволило детям на примере своих родителей «взять на себя» активную гражданскую позицию. Родители, благодаря активному участию в жизни группы, осваивают наиболее удачные приемы педагога, предлагают свои, обогащают содержание домашнего воспитания. Наиболее важным результатом свободного посещения родителями дошкольного учреждения является то, что они изучают своего ребенка в непривычной для них обстановке, подмечают, как он общается со взрослыми и сверстниками.
Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. У детей и родителей укрепляется чувство гордости за свою семью. Так мы, сообща, растим будущее нашей страны!
«Природа ребенка такая же, как и природа взрослого. Высокий рост человека вовсе не свидетельствует о его превосходстве над окружающими, взрослый и ребенок находятся в позиции «на равных». Ребенок чувствует, страдает, приспосабливается так же, как и вы, но в другом ритме, потому что, с одной стороны, ему мешает его незнание, неопытность, а с другой стороны, он обладает неизмеримым жизненным потенциалом, который у взрослых часто бывает ослаблен. Между ребенком и взрослым – разница не в самой природе, а только в степени развития. Человек высокого роста почему-то склонен считать тех, кто ниже его, низшими существами. Спустившись со своего «возвышения», сразу приобщаешься к новой педагогике».
Селестен Френе
Библиография:
- Арнаутова Е.П. «Планируем работу с семьей». Управление ДОУ 2002. №4.
- Арнаутова Е.П. «Педагог и семья». М., 2001.
- Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?». М., 1997.
- Данилина Т.А. и др. «Интеграция работы ДОУ с семьей». Управление ДОУ. 2002. №4.
- Дуброва В.П. «Теоретико-методические основы взаимодействия д/с и семьи». Учеб. пособие. Минск, 1997.
- Зверева О.Л. «Д/с и семья: первые годы революции и современность». Управление ДОУ. 2002. №4.
- Зверева О.Л. «Конкурс знатоков педагогических секретов». «Дошкольное воспитание». 1997. №10.
- Зверева О.Л. «Методическая помощь воспитателя в подготовке к общению с родителями». Управление ДОУ. 2002. №4.
- Зверева О.Л., Ганичева А.Н. «Семейная педагогика и домашнее воспитание». М., 2000.
- Зверева О.Л. «Вместе с семьей». Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М., 2004.
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями ДОУ». М., 2005 г.
- Куликова Т.А. «Семейная педагогика и домашнее воспитание». М., 1999.
- Митрошина Н.П. «Об опыте взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений С.-Петербурга», 2001.
- Островская Л.Ф. «Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников». М., 1990.
- Петровский В.А., Виноградова А.М., Кларина Л.М. «Учимся общаться с ребенком». М., 1993 . 16. Под ред. Спиваковской А.С. «Популярная психология для родителей». 1997.
- Семушина Л.Г., Борщанская Б.Р., Красницкая Г.И. «Практикум по дошкольной педагогике». М., 1999.
- Руководство для воспитателей д/с «Учимся общаться с ребенком». М., 1993.
- Урунтаева Г.А. «Диагностика психологических особенностей дошкольника». М., 1997.
19. Френе С. Избранные педагогические сочинения. Пер. с французского Вульфсона Б.Л. / С. Френе – М.: Прогресс, 1990.