Норох Елена Викторовна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 28 «Чебурашка»
г. Лениногорск, Республики Татарстан
Актуальность
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Главная цель ранней профориентации детей – это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий. Получая такие знания, у ребенка, формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий, расширяется кругозор. Все это способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии.
Цель проекта – освоение знаний и представлений о труде взрослых посредством творческой и игровой деятельности.
Задачи проекта:
– знакомить детей с различными профессиями взрослых;
– расширять и закреплять представления о профессиях людей;
– расширять и активизировать словарь по теме;
– развивать зрительное внимание и восприятие;
-формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, ответственности в игровой деятельности.
Образовательные области реализации проекта
1.Социально – коммуникативное развитие:
– формирование представлений о важности трудовой деятельности в жизни людей;
– формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий.
– развитие эмоционально-положительного отношения к человеку труда;
– воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда;
2.Познавательное развитие:
– расширять и обобщать представление детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях.
– развивать интерес к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы.
3.Речевое развитие:
– развивать коммуникативные навыки и связную речь;
-знакомство с художественной литературой, произведениями о разных профессиях;
– формирование звуковой культуры речи;
– формирование словаря;
– формирование грамматического строя речи;
— развитие речевого творчества;
– ознакомление с художественной литературой.
4. Художественно – эстетическое развитие:
развивать образное и пространственное мышление, мелкую моторику рук, воображение, память;
побуждать детей к творчеству и самостоятельности.
5. Физическое развитие:
Охрана и укрепление здоровья, развитие физических качеств, формирование представлений о здоровом образе жизни.
Участники проекта: дети 3 – 4 лет, родители воспитанников, воспитатели, педагоги ДОУ.
Тип проекта: групповой с привлечением родителей, партнерский.
Сроки реализации: долгосрочный, октябрь – январь.
Вид проекта: творческий, игровой, исследовательский, информационный.
Материально-техническое обеспечение
– Оборудование сюжетно – ролевых уголков в группах;
– Пополнение методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса;
-Приобретение необходимого дидактического материала (макеты, игрушки, и т.д.);
– Создание картотеки сюжетно – ролевых игр;
– Обеспечение условий для развития толерантности;
– Создание дидактического, материала для ознакомления детей с различными профессиями.
Ожидаемые результаты:
1. Сформированы игровые умения;
2. Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе полученных знаний;
3. Знание детьми информации о таких профессиях, как повар, врач, шофер, парикмахер, фотограф, учитель, продавец, строитель, швея, художник.
4. Понимание детьми значимости профессий взрослых;
5. Проявление признательности и уважения к труду взрослых.
Этапы работы над проектом.
1.Подготовительный этап
1. Совместное планирование деятельности.
2. Подбор и изучение методической литературы.
3. Составление планов работы.
4.Подбор игр и оборудования.
5. Создание развивающей среды.
2.Основная часть
Практическая деятельность
1.Обеспечение условий для реализации проекта.
2. Разработка образовательных маршрутов для участников проекта.
3. Совершенствование предметно-развивающей среды в группе.
4. Внедрение в практику работы с детьми серии занятий «Все профессии нужны, все профессии важны»
5. Просвещение родителей по вопросам воспитания ранней профориентации. через различные совместные мероприятия.
6. Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме.
7.Осуществление контроля над реализацией проекта.
Мероприятия по реализации проекта:
В работе с детьми:
Беседы:
«Что такое профессии»
«Какие профессии ты знаешь»
«Профессии моих родителей»
«Без ученья не бывает профессионалов».
Дидактические игры:
«Кому что нужно для работы»,
«Инструменты для людей разных профессий»,
«Что пригодится при пожаре»,
«Исправь ошибку»,
«Для чего нужен этот предмет?»,
«Что мы делали не скажем, а что делали покажем».
«Бизиборд»
Чтение художественной литературы:
С. Писарева «Сказка о пропавших профессиях»
Заходер «Все работы хороши»
«Город добрых дел» Р. Скарри,
«Кем быть?» И. Карпова (серия книг о профессиях),
«А что у вас?» С. Михалков,
«Кем быть?» В. Маяковский,
«Строители» Б. Заходер,
«Дядя Стёпа – милиционер» С. Михалков,
«Чем пахнут ремесла?» Д. Родари,
«Доктор Айболит» К.Чуковский,
«Кошкин дом»
Заучивание стихотворений.
С. Чертков Детям о профессиях.
Рассматривание иллюстраций.
Просмотр мультфильма: «Все профессии нужны, все профессии важны»
Самостоятельная художественно – творческая деятельность:
Рисование: “Мама на работе”;
“Папа на работе”;
“Моя семья”.
Работа с раскрасками: «Профессии людей».
Сюжетно-ролевые игры:
- «Семья»
Цель:
закладывать представление о совместном ведении хозяйства, семейном бюджете, о взаимоотношениях в семье, совместных досугах; воспитывать любовь, уважительное отношение к членам семьи, заинтересованность к их занятиям, хобби.
- «Магазин»
Цель:
формировать навыки культуры поведения в общественных местах, вызвать у детей интерес к профессии «продавец», воспитывать дружеские взаимоотношения.
- «Больница»
Цель:
Вызвать у детей заинтересованность к профессии врача; воспитывать сопереживание, чуткое отношение к больному, культуру общения.
- «Строители»
Цель:
формировать конкретные представления о строительстве, его этапах; закреплять знания о рабочих профессиях; воспитывать уважение к труду строителей; формировать умение творчески развивать сюжет игры.
формы культурного, доброжелательного обращения; воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе.
- «Парикмахерская»
Цель:
расширить и закрепить знания детей о работе парикмахера; формировать нормы культурного поведения в общественных местах; уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу; учить благодарить за оказанную помощь и услугу.
В работе с родителями:
– Проведение родителями мастер – классов с детьми «Моя профессия» Знакомство с такими профессиями, как: врач, продавец, пожарный, полиция, модельер, повар.
– Изготовление картотеки «Сюжетно – ролевые игры»
– Помощь в подборе атрибутов для органайзера «В мире профессий»
– Оформление альбома «Профессии наших родителей»
Итоговые мероприятия:
– Создание органайзера «В мире профессий»
– Оформление альбома «Профессии наших родителей»
Анализ
В ходе реализации проекта ярко проявилась такая форма работы как, совместная партнерская деятельность воспитателей, детей и родителей.
У детей формируются игровые умения; доброжелательное отношение к сверстникам, умение взаимодействовать, договариваться, расширился круг знаний о профессиях. Ребята научились называть профессии людей (мамы, папы), познакомились с основными трудовыми действиями и инструментами необходимыми для работы. Стали использовать полученные знания в игровой деятельности, правильно применяют атрибуты и наряды. Обогатился словарный запас, дошкольники овладели обобщающим понятием «профессия». Формируется устойчивый интерес к профессии людей.
Использованная литература
1. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера,2011 80 с.
2. Белая К.Ю., Теселкина Н.В., Мурзина М.Р., Щеткина Т.Т., Прокопович О.И., Рымаренко Л.В. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. – М.: УЦ «Перспектива». 2013 – 104 С.
3. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.-128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ» (5)
4. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников. — М., 1988
5. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. — Балашов: Изд-во”Николаев”, 2004 – 52 с.
6. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: программно-методическое пособие. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005.- 143 с.
7. Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – М.: Сфера, 2005 – 64 с.
8. Шадрина Л.Г., Фомина Е.П. Развиваем связную речь. Методические рекомендации.- М.: ТЦ Сфера, 2012(Библиотека Воспитателя)
9. Шорыгина Т.А. Профессии, какие они? Издательство ГНОМ и Д, 2010
10. Беседы с ребенком. Профессии. Картинки с заданиями. М., 2013
11.Н. Н. Бурмистова Путешествие в мир профессий// Воспитатель ДОУ. 2013 № 9
12. Маханева М. Д. Скворцова О. В. Учим детей трудиться. М., 2012
13. Профессии. Демонстрационный материал. М., 2013
14. Профессии. Демонстрационный плакат М., 2013
15. Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. Метод. Пособие М., 2014
16. Шорыгина Т. А. Трудовые сказки. М.ТЦ Сфера 2014
Приложение №1
ИГРА-БЕСЕДА «Я В МИРЕ ПРОФЕССИЙ»
(интеграция образовательных областей «Социализация», «Речевая деятельность», «Познание»).
Цель: расширение знаний и представлений о труде взрослых
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить знания детей о профессиях людей;
- Побуждать детей рассказывать о трудовых действиях
знакомых им профессий (шофер, врач, парикмахер)
- Расширять словарь детей посредством изучения названий предметов – орудий труда различных профессий.
Развивающие:
- Развивать слуховое восприятие, речевой слух, коммуникативные навыки;
- Развивать речь, наблюдательность, сообразительность.
Воспитательные:
- Воспитывать дружеские взаимоотношения;
- Воспитывать интерес к различным видам профессий.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы. С. Писарева «Сказка о пропавших профессиях»; О. Повещенко. «Пришла беда нечаянно…»; В. Маяковский. «Кем быть?»; В. Талызин. «Чистотой встречает дворник…»; К. Чуковский. «Айболит»; Б. Заходер «Все работы хороши». Беседа о профессиях, чтение отрывков «Кем быть?» В Маяковского, рассматривание иллюстраций, сюжетно-ролевые игры «Больница», «Парикмахерская», «Магазин», «Строители».
Материалы: иллюстрации профессий, дидактическая игра «Чей предмет?», мяч.
Методы и приемы: сюрпризный момент, беседа, объяснение, рассматривание, игра, мотивация деятельности.
Содержание организованной деятельности
Воспитатель: проходите ребята, садитесь на свои стульчики.
Давайте поздороваемся.
Воспитатель: Дети, я сегодня пришла в детский сад с хорошим настроением, потому что всегда жду встречи с вами. Я люблю свою работу. Мы сегодня с вами поговорим о профессиях. Моя профессия называется – воспитатель. Кто знает, почему она так называется?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, я воспитываю детей.
Скажите, а что такое профессия?
Дети: Работа, которую человек выполняет для других людей.
Воспитатель: Какие профессии вы знаете? Я буду показывать картинки, а вы хором называйте.
Просмотр иллюстраций «Угадай профессии»
Воспитатель: Молодцы, ребята, сколько профессий вы знаете!
Воспитатель: Кто-то к нам стучится. К нам в гости пришел повар! (в группу входит ребенок в костюме повара)
Повар:
Я, повар – кондитер, смогу всё испечь,
Для этого надо хорошую печь.
Чтоб было отличным у всех настроенье,
Пеку для народа, торты и печенье.
Пеку я ватрушки, блины, кренделя,
Пирожные, сдобу, конечно, не зря.
И северный пряник блестит словно лаком,
С орехом, изюмом и жареным маком.
Воспитатель: Ребята, а как вы догадались, что это повар?
Тогда отгадайте загадки о других профессиях.
Загадки
Темной ночью, ясным днем
Он сражается с огнем.
В каске, будто воин славный,
На пожар спешит… (пожарный)
Кирпичи кладет он в ряд,
Строит садик для ребят
Не шахтер и не водитель,
Дом нам выстроит… (строитель)
Кто плывет на корабле
К неизведанной земле?
Весельчак он и добряк.
Как зовут его? (Моряк)
Наяву, а не во сне
Он летает в вышине.
Водит в небе самолет.
Кто же он, скажи? (Пилот)
Правила движения
Знает без сомнения.
Вмиг заводит он мотор,
На машине мчит… (шофер)
Мастерица на все руки
Нам сошьет пиджак и брюки.
Не закройщик, не ткачиха.
Кто она, скажи? (Портниха)
Кто пропишет витамины?
Кто излечит от ангины?
На прививках ты не плачь —
Как лечиться, знает… (врач)
Громко прозвенел звонок,
В классе начался урок.
Знает школьник и родитель —
Проведет урок… (учитель)
На витрине все продукты:
Овощи, орехи, фрукты.
Помидор и огурец
Предлагает… (продавец)
Учит вежливости нас,
Почитает вслух рассказ.
Не учитель, не писатель.
Это няня,… (воспитатель)
Проведём дидактическую игру «Чей предмет?».
Цель: закрепить понимание назначения и функций предметов труда, умение группировать их по способу использования.
Ход игры: Дети по очереди достают из мешочка предметы (половник, вата, монеты, расчёска, краска, нитки, шприц и т. п., которые необходимы для той или иной профессиональной деятельности.
Задача: по предмету назвать профессию, в которой он используется.
Воспитатель: Вы все справились с заданием.
Воспитатель: А теперь мы поиграем в игру «Когда я вырасту, я буду…»
Ход игры: Дети передают друг другу мяч и называют профессии.
Воспитатель: Ребята, вы все правильно назвали профессии, давайте попрощаемся с нашими гостями и скажем им «до свидания».
Приложение №2
НОД Лепка из пластилина
Тема: Витамины для зверят
Цель – учить лепить
Задачи: закреплять навыки лепки: отщипывать маленькие кусочки пластилина, скатывать их между ладонями или пальчиками на дощечке.
Закреплять знания о красном и жёлтом цвете. Продолжать воспитывать у детей отзывчивость, желание прийти на помощь.
Материалы: мягкая игрушка Зайчик, пластилин красного и жёлтого цветов, дощечки для лепки.
Предварительная работа: рассматривание шариков разных размеров, игры с шариками, опробование витаминок, лепка поделок круглой формы.
Ход занятия.
Воспитатель обращает внимание детей. Что кто-то стучится в дверь. Выходит и приносит зайчика.
– Посмотрите, ребята кого я встретила: Это зайчик, поздоровайтесь с ним.
– Ты почему грустный, зайчонок?
Зайчик чихает, кашляет.
-Неужели ты заболел, зайчик?
Зайчик здоровается с ребятами и рассказывает:
– Я вот гулял по улице без шапочки и варежек и простудился. А ещё я немного снега поел и теперь я, кажется, заболел. Ноя не хочу болеть! Если я заболею, то со мной никто не сможет играть, с больным. Ребятки, подскажите, пожалуйста. Что мне нужно сделать, что не разболеться?
Воспитатель: – Не грусти зайка, ребятки тебе помогут.
– Ребята, а вы хотите помочь зайчику в том, чтобы он не заболел? (Да). А как мы сможем помочь ему? (Ему нужны витамины).
Воспитатель обращается к зайке:- Ты присядь, зайчонок, отдохни.
Дети усаживаются на места.
– Ребята, а какой формы витаминки? (Круглой)
– А какого они цвета бывают? (И жёлтого, и красного)
– Посмотрите, какого цвета у вас пластилин? (Красного, жёлтого)
– А что нужно с делать, чтобы получился шарик? (Дети рассказывают и показывают).
– А как нам получить маленький шарик?
– Что-то у нас пальчики ещё не совсем размялись, давайте с ними поиграем.
Пальчиковая гимнастика.
Воспитатель напоминает детям о посадке за столом: спинка прямая, ножки вместе, рукава необходимо засучить.
Напомнить о приёмах лепки: отщипываем маленький кусочек пластилина, скатываем пальчиками на доске, или на ладони.
Обратить внимание детей на силуэт баночки: складывать витаминки мы будем в баночку, начиная с низу, располагая рядом друг с другом.
Дети начинают скатывать витаминки и складывают в баночки. Во время выполнения работы воспитатель помогает индивидуально, показывает приём скатывания, отщипывания кусочка пластилина.
По окончании работы в месте с зайчиком рассматривают баночки с витаминками.
Зайчик: – Ой! Сколько много витаминок! Я теперь точно не буду болеть. И я хочу угостить своих друзей витаминками, чтобы и они не заболели.
-Какие вы молодцы. Спасибо, ребятки, вы настоящие друзья.
-Я больше не буду есть снег и ходить без шапки, и вы ребятки не ешьте снег, договорились? Я пойду в лес, угощать своих друзей витаминками, Пока!