Кондратьева Татьяна Николаевна,
Шмелева Марина Геннадьевна
воспитатели
МБДОУ «Детский сад №28 г. Лениногорска» МО «ЛМР» РТ
г. Лениногорск
Интерактивное пособие по речевому развитию дошкольников
Цель: создание условий для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры «Речевой домик «Умка».
Задачи:
- развивать у детей словесно-логическое мышление, грамматический строй речи, правильное звукопроизношение, зрительное и слуховое внимание, память, мелкую моторику, зрительное восприятие, наблюдательность и пространственные представления;
- обогащать и активизировать словарный запас детей;
- вызвать у детей интерес к речевой деятельности, желание говорить и общаться со сверстниками и взрослыми.
Возраст: 2-3 года.
Преимущества игры:
- многофункциональность (более 10 развивающих заданий в одной игре);
- яркий и интересный дизайн для детского восприятия;
- подразумевает интерактивность при выполнении заданий;
- вариативность (возможность использования игры, как в речевой, так и в познавательной деятельности);
- безопасность (изготовлена из натурального материала – дерева, не содержит токсичных веществ и мелких деталей).
В комплект игры входит:
- домик из фанеры 33х38,5 см;
- 5 карточек: «Игрушки», «Животные», «Детеныши животных», «Один предмет», «Много предметов»;
- 48 двухсторонних вкладышей «окошек» с предметными картинками.
Методические рекомендации включают в себя последовательность использования комплекта игры.
«Чего не стало?»
Цель: способствовать умению детей образовывать существительные родительного падежа единственного числа.
Оборудование: предметные картинки-вкладыши 3-4 шт. (Если ребенок быстро справляется с заданием, количество картинок можно увеличить до 4-5 шт.).
Ход игры:
Вариант 1.
Воспитатель раскладывает картинки-вкладыши в окошки домика. Ребёнок рассматривает и называет их. Затем даётся время на запоминание ребёнку. После этого предлагается закрыть ребёнку глаза. В это время воспитатель убирает одну картинку или переворачивает её дном вверх. Задаёт ребёнку вопрос: «Чего не стало?». Ребёнок открывает глаза, разглядывает и отвечает, например: «Не стало куклы» и так далее.
Вариант 2.
Принцип игры тот же, что и в первом варианте, только играют двое детей. Каждый по очереди является ведущим. Один ребёнок закрывает глаза, второй прячет картинку. И наоборот, меняются ролями. Детям очень интересно угадывать и прятать картинки. Игра проходит быстро и занимательно.
«Один – много»
Цель: формирование у ребенка умения употреблять существительное единственного и множественного числа, а так же умения преобразовывать существительное единственного числа в существительное множественного числа и наоборот.
Оборудование: карточки и картинки-вкладыши с изображением предметов в единственном и множественном числе.
Ход игры:
Вариант 1.
У ребенка картинки-вкладыши с изображением одного предмета. Воспитатель вставляет в домик карточку с изображением предметных картинок во множественном числе. Показывает на одну картинку и говорит: «У меня много кубиков, а сколько у тебя?» Ребенок отвечает: «У меня один кубик» и вкладывает картинку–вкладыш в окошко домика на картинку, где много кубиков. И т.д. с остальными картинками.
Вариант 2.
Принцип игры тот же. Только теперь у воспитателя карточка с изображением предметных картинок в единственном числе, а у ребенка – картинки-вкладыши с изображением предметов во множественном числе. Воспитатель: «У меня один кубик, а сколько у тебя?» Ребенок: «У меня много кубиков» и т.д.
Вариант 3.
Изменить слова так, чтобы они обозначали много предметов. Воспитатель говорит: «У меня мяч, а у тебя?» Ребенок отвечает: «У меня мячи» и т.д.
Вариант 4.
Изменить слова так, чтобы они обозначали один предмет. Воспитатель говорит: «У меня деревья, а у тебя?» Ребенок отвечает: «У меня дерево» и т.д.
«Чей малыш?»
Цель: формирование у детей умения различать и называть животных и их детенышей, домашних птиц и их птенцов.
Оборудование: картинки-вкладыши, изображающие животных и их детенышей, птиц и их птенцов.
Ход игры:
Вариант 1.
Воспитатель показывает на маму — собаку и предлагает ребенку выбрать из двух вариантов — щенок и гусенок, например, чья это мама и наоборот. Ребенок находит нужную картинку и вставляет ее в окошко на картинку мамы-собаки. Постепенно добавляется все больше и больше животных.
Вариант 2.
Воспитатель раскладывает карточки с животными и птицами в окошки домика. У ребенка предметные картинки-вкладыши с детенышами животных. Ребенок берет по одной картинке и воспитатель его спрашивает: «Кто у тебя нарисован, Элина? (цыпленок) Кто у цыпленка мама? (курица). Позови, цыпленок, свою маму (пи-пи-пи). Воспитатель имитирует кудахтанье курицы». Затем ребенок находит маму цыпленка и ложит вкладыш на картинку курицы. И наоборот: воспитатель раскладывает картинки с детенышами животных и птиц, а у ребенка – картинки с животными и птицами.
Вариант 3.
Перевернуть все картинки-вкладыши другой стороной и предложить ребенку открывать по две карточки по очереди. Задача: составить пары животных и назвать их.
Вариант 4.
Аналогично варианту №3, но играют два ребенка. Кто составит первым больше пар животных и назовет их, тот и выиграл.