Павлова Елена Федоровна
учитель начальных классов
МБОУ “Аксубаевская СОШ№3”
пгт Аксубаево, Республика Татарстан
Аннотация к уроку математики для 1 класса по теме «Число и цифра 5. Состав числа 5»:
УМК «Школа России»
Данный урок разработан в соответствии с требованиями, предъявляемыми к современному уроку в рамках реализации ФГОС, рабочей программой по математике для 1 класса УМК «Школа России». На уроке для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся были применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах, которые в ходе урока сменяли друг друга.
Поддерживался высокий темп работы учащихся. Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено.
Урок начинается с мотивации к учебной деятельности, цель которой настроить учащихся на работу и на восприятие материала. Актуализация знаний ранее изученных тем и постановка учебной задачи – следующий этап. Задача этого этапа – подготовить учащихся к работе на уроке.
Подготовка к усвоению новых знаний – следующий этап урока. Здесь использовался метод наглядности и счетные палочки на столах детей. Для снятия усталости и утомления проведена физкультминутка, позволяющая детям в игровой форме закрепить полученные знания и систематизировать их.
На этапе изучения нового материала – использовалась практическая деятельность учащихся, метод наглядности и фронтальная беседа. Подведение итогов было завершающим этапом, оценка учащимися своих результатов учебной деятельности. А рефлексия урока позволила осознать, понять, чему научились учащиеся на уроке. Существенным является умение ученика максимально точно и выразительно излагать свои мысли. Данный урок свободно можно провести в реальных условиях повседневной школьной жизни, реализуя поставленные цели и задачи. Такой урок способствует развитию творческих способностей и личностных качеств: оценить самому роль знаний и увидеть их применение на практике, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.
Тема урока: “Число и цифра 5. Состав числа 5”.
Цель урока: формирование интеллектуальной активности личности и развитие творческого потенциала через личностное включение обучающихся в систему знаний в процессе изучения числа и цифры 5.
Задачи урока:
- Создать условия для знакомства с числом и цифрой 5, получением числа 5, познакомить с графическим обозначением числа пять – цифрой 5, учить детей писать цифру 5
- Развивать мыслительные операции, произвольное внимание, математическую речь, интерес к предмету
- Формировать способность к учебному взаимодействию с учителем, сотрудничеству с одноклассниками, воспитанию интереса к предмету, адекватно оценивать результат своей работы.
Планируемые результаты:
предметные:
- Сформировать умение вести счет как в прямом, так и в обратном порядке (от 0 до 5).
- Развить умение распознавания цифры 5 в знаковой среде (в ряду цифр, букв и символов)
- Научить правильно писать цифру 5 и соотносить количество предметов с цифрой (от 1 до 5).
метапредметные:
личностные
- Сформировать положительное отношение к уроку, мотивационную основу учебной деятельности, понимание необходимости учения.
- Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.
- Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности
- Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
регулятивные
- Способствовать выполнению пробного учебного действия – поиска цифры 5.
- Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
- Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
познавательные
- Подвести под понятие цифры и числа 5.
- Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать, работать с разными видами информации.
- Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике и тетради.
- Работать над использованием знаково-символичных средств.
- Работать над формированием умений выполнения действий по образцу.
- Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.
коммуникативные
- Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
- Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.
- Помочь ребенку в аргументации своего мнения.
Формы работы: фронтальная, работа в парах, метод информационного поиска, метод контроля и самоконтроля, наглядный, метод самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Мотивирование (самоопределение) к деятельности. |
Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на урок. Создание положительного настроения учащихся на урок Создание положительного настроения учащихся на урок Создание положительного настроения учащихся на урок Создание положительного настроения учащихся на урок Создание положительного настроения учащихся на урок. Мы – умные! Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! В первом классе учимся! Всё у нас получится. – А что необходимо уметь на уроке математики? -Сегодня мы узнаем больше, чем вчера. |
Приветствуют учителя. Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. -Думать, рассуждать, считать. |
2. Актуализация знаний |
Учитель создает ситуацию, при которой возникает необходимость получения новых знаний: а) предлагает детям вспомнить изученный материал. б) сообщает, какие есть интересные задания, связанные с этим материалом. Учитель создает ситуацию, при которой возникает необходимость получения новых знаний: – предлагает детям вспомнить изученный материал – сообщает, какие есть интересные задания, связанные с этим материалам. Внимательно слушайте задачи, ответы показывайте числовыми карточками: Решение задач в стихотворной форме 1.Два помидора у Саши, Два огурца у Серёжи. Сколько овощей мы получим, Если вместе сложим? (4) 2+2=4 2. Две марки есть у Сани, Одна у маленького брата. Все марки посчитайте сами, Ну, постарайтесь-ка, ребята! (3) 2+1=3 3. Возле грядки три лопатки. Возле кадки 1 лопатка. Все лопатки сосчитать – Сколько будет? Ровно… (4) 3+1=4 – Молодцы! |
4 3 марки 4 лопатки |
3.Постановка учебной проблемы урока. |
Учитель активизирует знания учащихся. Ставит проблемную ситуацию. На доске из фишек числовой ряд: 3, 1, 4, 2, □. -Что вы видите на доске? – Расставьте их по порядку. – Какого числа не хватает? – Где располагается число 5 в ряду? Давайте из палочек выложим цифру 5. – Послушайте, сколько раз я хлопну в ладоши, столько палочек вы выложите. Сколько палочек вы выложили? – Что надо сделать, чтобы палочек стало 5? – Как мы получили 5? – Правильно, какая тема нашего урока? – Какие задачи урока? – Найдите и покажите в числовом ряду число 5. |
-Числа не по порядку. Ученик выходит и передвигает, оказывается одного числа не хватает. -5. – После 4, перед 6, между 4 и 6. – 4 палочки. – Добавить еще одну палочку. – К 4 прибавили 1, получилось 5. – Сегодня мы познакомимся с числом и цифрой 5. – Узнать состав числа 5, научиться ее писать. |
4.«Открытие» нового знания. |
– Ребята, чем примечательно это число? – Чем отличается от других и где встречается? – Кто из вас раньше видел цифру 5? Где? – Запомните, 5 предметов мы всегда будем обозначать цифрой 5. – Как вы думаете, где в числовом ряду будет стоять число 5? Посчитаем до 5 и обратно. Работа проводится по рисунку 1 (с. 36 учебника) или с использованием наборного полотна.
-Как девочки расположились на лавочках? Параллельно на наборном полотне – 4 и 1. – Потом на одной лавочке осталось три девочки, а на другой стало – две. Запись на наборном полотне – 3 и 2. – Потом на первой лавочке осталось сидеть две девочки, а на второй стало три девочки. Запись на наборном полотне- 2 и 3 – Затем ещё одна девочка пересела на вторую лавочку, и на первой лавочке осталась одна девочка, а на второй их стало четыре. Запись на наборном полотне (доске): 1 4. – Посмотрите на записи, сделанные на доске. – Пользуясь записями, расскажите, как можно получить число 5? Проблемная компетенция Упражнение в получении числа 5 разными способами . Игра «Заселяем домик», с.36 – С какой задачей мы справились? |
– Лучшая отметка в школе, пять лучей у звезды, пять пальцев на руке. – Номер дома, монета, страница учебника, на линейке…. – После числа 4. – 1, 2, 3, 4, 5. – 5, 4, 3, 2, 1. (состав числа 5) -На двух лавочках сидят пять девочек. -Сначала на одной лавочке сидели четыре девочки, а на другой – одна девочка. Учащиеся проговаривают хором: Пять – это четыре и один. Пять – это три и два. Пять – это два и три. Пять – это один и четыре. Работа в парах. – Определили состав числа 5. |
5.Физкультминутка |
Раз, два, три, четыре, пять! Все умеем мы считать, Отдыхать умеем тоже- Руки за спину положим, голову поднимем выше. И легко – легко подышим. |
Исходное положение – ноги на ширине плеч. Слушают стихотворение, выполняют движения. |
6. Первичное закрепление |
Показ образца написания цифры 5 на доске, сопровождающийся следующими пояснениями: – Сегодня мы научимся писать цифру 5. Вот так она выглядит. (Педагог читает стихотворение и рисует на доске цифру 5. Написать цифру пять, что крючок нарисовать. Но у цифры, у крючка, Леска больно коротка. – Начинаем писать немного правее середины верхней стороны клетки, ведем палочку наклонно чуть выше середины клетки, потом вправо пишем полуовал, касаясь правой стороны клетки. Сверху от палочки вправо пишем волнистую линию, доходящую до правого верхнего угла клетки. – Давайте вместе с волшебным карандашом в воздухе пропишем цифру 5. – Пропишите цифру 5 в тетради. – С какой задачей мы справились? |
Дети выполняют. – Научились писать цифру 5. |
7. Закрепление изученной темы |
Работа в рабочих тетрадях на печатной основе, стр.13. Рассмотрите первую картинку. – Кто на них изображен? Прочитайте числовые выражения. – Работая в парах, договоритесь с каким рисунком будете выполнять задание. Прислушивайтесь к мнению соседа. Выберите для данного рисунка подходящее выражение и соедините его карандашом. – Объясните друг другу свой выбор. Давайте проверим. Поднимите руку, кто сделал также. Молодцы! Аналогичная работа по второй картинке. – Рассмотрите рисунок в задании 2 (с. 36). – Что хотите сказать? Записывают на д о с к е или на наборном полотне: 4+1=5. – Если от 5 бусинок убрать одну, сколько бусинок останется? Запись:5-1=4. |
Дети работают в парах. -С помощью бусинок показан состав числа 5. -Четыре. Сравнивать числа с использованием знаков. |
8. Рефлексия |
Решение примеров. − А теперь проверим, как вы научились решать примеры. В итоге на д о с к е (наборном полотне) появляются следующие записи: 4+1=5 5-1=4 3+2=5 5-2=3 2+3=5 5-3=2 1+4=5 5-4=1 – Какой вывод можно сделать? Работа над развитием внимания, наблюдательности учащихся. Игра «Кто самый внимательный?»с.37 |
Детям раздаются звезды на которых написаны примеры в пределах 5 . Решение примеров. Учащиеся делают вывод, глядя на примеры. |
10.Итог |
– Что нового узнали? Чему научились? Достигли мы целей урока? Оцените свою работу – Подведем итог. Посмотрите на свою карточку «Светофорик» и закрасьте кружок в тетради таким цветом, который преобладал у вас при оценке заданий на уроке. Посмотрите на свою карточку «светофорчик» и закрасьте кружок в тетради таким цветом, который преобладал у вас при оценки заданий на уроке. – Какое задание вам понравилось больше всего? Почему? – Что показалось наиболее трудным? Легким? Завершается урок. Он пошел ребятам впрок. Постарались все понять. Учились тайны открывать. Ответы полные давали. На уроке не зевали. Все сумели? Все смогли. Вы сегодня МОЛОДЦЫ! |
Самооценивание себя на уроке. Формулируют полные ответы на вопросы. Высказывают предположения Подводят итог своей работы на уроке и оценивают себя Учащиеся фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых не хватает для решения новых проблем , оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности Адекватно понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности, дают самооценку на основе критерия успеш Подводят итог своей работы на уроке и оценивают себя. Учащиеся фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности. Адекватно понимают причины успеха/ неуспеха в учебной деятельности, дают самооценку на основе критерия успешности. |