Петрищева Алена Геннадьевна,
Кирьянова Ольга Леонидовна
педагог-психолог,
старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 37 «Малыш»
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Введение……………………………………………………………………….3
- Основная часть…………………………………………………………………3
- Подготовительный этап мастер-класса…………………………………..3
- Основной этап, содержание мастер-класса………………………………3
- Заключительный этап мастер-класса……………………………………..8
- Методические рекомендации к проведению мастер-класса…………………8
- Список информационных источников………………………………………..9
- ВВЕДЕНИЕ
Мастер-класс «На пороге школы: профилактика школьной дезадаптации» предназначен для родителей будущих первоклассников, а также родителей первоклассников, учителей начальной школы и воспитателей подготовительных к школе групп. Это уникальный мастер-класс, позволяющий в доступной форме познакомить участников с физиологическими особенностями развития и функционирования головного мозга, а также обучить участников простой диагностике, на основе которой они смогут эффективно выстраивать учебную деятельность первоклассников.
Цель – повышение психологической грамотности субъектов образовательного процесса, популяризация психологического образования.
Задачи:
- Обучить педагогов и родителей диагностике ведущих органов восприятия у детей старшего дошкольного возраста;
- Развивать критическое мышление, через анализ трудностей у детей и сопоставление с полученными результатами диагностики;
- Обучить играм, помогающим скорректировать выявленные нарушения в развитии ребенка.
- ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
- ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП МАСТЕР-КЛАССА
Методы работы: подготовить фокус-группу для инсценировки ситуации в классе.
Оборудование и материалы: презентация с музыкальным сопровождением, школьная парта, 3 стула.
Результат деятельности участников: на этом этапе деятельность участников не предусмотрена.
-
- ОСНОВНОЙ ЭТАП
СОДЕРЖАНИЕ МАСТЕР-КЛАССА
Методы работы: демонстрация слайдов, видеороликов, практические упражнения и игры.
Оборудование и материалы: бланк фиксации результатов диагностики на каждого участника, карандаш на каждого участника, емкость с белой и красной фасолью, две пустые емкости.
Результат деятельности участников:
– Участники научатся диагностировать у себя и детей ведущие каналы восприятия, а также научатся анализировать, как полученные результаты связаны с имеющимися трудностями;
– Познакомятся с вариантами игр на развитие межполушарного взаимодействия;
– Научатся выстраивать индивидуальный подход на основе полученных диагностических данных, который поможет педагогам в ходе образовательного процесса и родителям при подготовке с детьми домашних заданий.
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
Речь ведущего |
Слайды презентации |
|
Жить здорово! А когда в семье появляется первоклашка, ещё и весело! |
Звучит музыка «Жить здорово» |
|
Об этом поговорим сегодня. А сейчас, я приглашаю вас заглянуть в первый класс, одной из челнинских школ. Пройдёмте! Инсценировка: за партой сидят 3 детей, учитель готовится к уроку |
||
(К учителю) Здравствуйте, как ваше настроение? Как ваши первоклассники, справляются? В общем справляются, но есть несколько человек, с которыми сложно: 1ребенок – всё время вертится, никак не могу её усадить; 2 ребенок – ленится, правила знает, но не использует, делает глупейшие ошибки, очень невнимательная; 3 ребенок – очень эмоциональна, слёзы близко. Иногда как будто выключается, находится в ступоре. Давайте разбираться вместе! И вы наверняка сталкивались с детьми невнимательными, неорганизованными. В школе такие дети плохо читают, медленно и коряво пишут, делая большое число нелепых ошибок. Испытывают трудности в счете, чтении, письме. В большинстве случаев это не связано с тем, что ребенок не старается или не хочет учиться и быть успешным. Причины этих и многих других проблем учебной деятельности связаны с особенностями анатомического строения мозга (наличием правого и левого полушария) и его функционированием. |
||
Итак, давайте раскроем первый секрет мозга! Латеральный профиль – это комбинация ведущего полушария, руки, ноги, глаза и уха. Пол Деннисон классифицировал 32 профиля. Простая и при этом очень информативная диагностика латерального профиля, позволяет понять, с чем связаны трудности в обучении и работать на профилактику. Я предлагаю опробовать эту диагностику на себе, чтобы потом вы могли эффективно использовать эту диагностику. Для вашего удобства предлагаю воспользоваться бланком для фиксации результатов. Внимание на экран! |
||
Представленные слова разделите на 3 группы по 3 слова, так, чтобы между словами в группе была связь, смысл. |
||
Кто разделил по принципу: карась, чешуя, плавать. Ваше ведущее полушарие – правое. Отметьте на своём бланке правое полушарие. |
||
Кто разделил по принципу: карась, овца, орёл Ваше ведущее полушарие – левое Отметьте на своём бланке левое полушарие. |
||
Левополушарные и правополушарные дети – разные. Они по разному воспринимают информацию, с разной скоростью обрабатывают. Для левополушарного ребенка информация эффективнее воспринимается с темной доски и белым мелом, для правополушарного эффективнее белая поверхность с цветными пятнами информации, маркерная доска и маркеры. Левополушарные сосредоточенные, а правополушарные – торопыжки. Левополушарные идут в школу учиться, а правополушарные – дружить. Поэтому так важно, с первых дней сплотить и сдружить детский коллектив, чтобы правополушарные влились, нашли своё место под солнцем и эффективно включились в учебный процесс. Сомневаетесь? Тогда внимание на экран |
||
В какую сторону вращается девушка? По часовой стрелке или против? Вот они – игры разума! В зависимости от того, какое полушарие ведущее, мы по-разному воспринимаем информацию. Также и дети, они разные! |
||
Определить ведущую руку не составит труда. Отметьте руку в протоколе. А сейчас попрыгайте на одной ноге. Толчковая нога будет ведущей. Отмечаем. Далее ухо. Представьте, что вам хотят прошептать на ухо секрет. Какое ухо вы подставите? Бессознательно вы выберите ведущее ухо. Отмечаем. Далее глаз. А сейчас будет фокус! На вашем протоколе есть дырочка. Вытяните вперед руку, которой держите ручку, протокол перед собой. Совместите ручку и дырочку, так, чтобы в дырочку вы видели ручку. Теперь не двигая ручку, протокол и голову, закройте левый глаз. Видите ручку? Закройте правый глаз. Видите ручку. Перепроверьте себя еще раз. Тот глаз, которым вы видите ручку – ведущий! Отмечаем. |
||
Всего вариантов профилей – 32. Они входят в 3 группы. Первая группа «Перекрестный профиль». В этом случае каждое полушарие организует работу руки, ноги, глаза, уха на противоположной стороне тела. Это самый выгодный профиль, стрессоустойчивость 100%. В стрессовой ситуации обеспечивается полный доступ аудиальной и визуальной информации, ведущие рука и нога функционально не блокируюся. Это не означает, что перед нами потенциальный отличник, это означает, что оценка не показатель успешности в жизни, есть вещи ценнее и важнее оценки. Он может быть двоешником и троешником, и при этом успешно построить бизнес во взрослой жизни. |
||
Вторая группа «Односторонний профиль». Ведущее полушарие организует работу ведущих органов на своей стороне. Это самый «невыгодный » профиль. В стрессовой ситуации происходит частичное ограничение в работе ведомого полушария и нарушение межполушарного взаимодействия, что значительно снижает синхронную работу мозга. Стрессоустойчивость равна нулю. Дети склонны к неврозам. В стрессовой ситуации блокируется доступ аудиальной и визуальной информации, блокируется функциональная способность ведущей руки и ноги. Ребенок находится как будто в ступоре. |
||
Третья группа «Смешанный профиль». Сочетание может быть различным. |
||
На что важно обратить внимание:
|
||
Предлагаю посмотреть на профили, которые получились у наших первоклассников. 1 ребенок Ведущее полушарие – Левое Нога – левая Глаз ухо рука – правая Стрессоустойчивость 75% В стрессовой ситуации функционально блокируется нога, при этом полный доступ аудиальной и визуальной информации. При этом ребенок сидит на первом ряду, учитель там… ведущие глаз и ухо правые…Что будет делать ребенок, чтобы увидеть и услышать? Разворачиваться! А если учитель пойдет по классу? Вот тогда с парты падают тетради, стерки и карандаши ))) Я рекомендую ребенка с таким профилем пересадить на третий ряд, чтобы учитель и информация с доски были в поле зрения ребенка. |
||
2 ребенок Ведущее полушарие – Нога- рука- глаз- ухо- |
||
3 ребенок Ведущее полушарие – правое Нога, рука, ухо, глаз – правое Стрессоустойчивость – 0% В стрессовой ситуации функционально блокируются рука, нога, доступ визуальной и аудиальной информации. Возникает ситуация «Ступора». |
||
Второй секрет мозга Насколько хорошо ребенок владеет телом, насколько хорошо он скоординирован? Специалист, который спрашивает: когда ребенок стал держать головку, сел, пополз, пошёл, выясняют насколько качественно проходило моторное развитие ребенка первого года жизни, именно оно будет определять успешность усвоения программного материала в школе. Зал, поднимите руки, у кого дети в младенчестве пропустили этап ползания? На самом деле между ползанием и обучением прямая связь. Наш мозг состоит из двух полушарий (левого и правого), связывает их нервный пучок – мозолистое тело. Именно в период ползания, при скрестных движениях рук и ног, через мозолистое тело формируются дорожки, по которым будет бежать нервный импульс. Эти дорожки – это счет, чтение и письмо. И чем больше таких дорожек и выше их качество, тем лучше ребенок справляется с учебными задачами. А теперь представьте, ребенок не ползал, физически в дальнейшем больше нигде не скомпенсировался – межполушарные связи не сформировались, такой ребенок испытывает массу трудностей. Проверить насколько хорошо сформировано межполушарное взаимодействие, может простая проба «Зайки прыгают». Попробуйте. В норме ребенок достаточно легко справляется с этой задачей. |
||
Внимание на экран. Перед вами ребенок с несформированными межполушарными связями. Собственно чтение, счет и письмо у него такие же, как вы видите движения на этой пробе. |
||
Как помочь, в какие игры играть? В данном случае нужна коррекция, а для профилактики нужно много бегать, прыгать, кувыркаться, все игры на пересечение средней линии тела. Сейчас я продемонстрирую игру «Золушка и злая мачеха»: ребенку предлагается рассортировать белую и красную фасоль, белую он берет правой рукой, а красную левой, при этом емкости для фасоли расположены так, чтобы ребенок совершал перекрестные движения руками. |
||
Третий секрет «Перезагрузка» Обращаясь к третьему ребенку : во сколько ты ложишься спать? Когда мы кушаем, переработанная пища, естественным образом покидает наше тело, а когда мы что-то видим и слышим, что-то чувствуем, это откладывается где-то на подкорке и уже никуда не девается. Как мозг справляется с таким потоком информации? Он перезагружается во время ночного сна. Около 8ми часов вечера в организме начинает вырабатываться гормон мелатонин. Гормон сна, роста. Мы засыпаем и мозг начинает свою перезагрузку. Но, если до 10 ночи, ребенок не уснул, в организме начинает вырабатываться гормон стресса кортизол и мозг в эту ночь не перезагружается. И если гормон мелатонин не накапливается, мы не можем выспаться на несколько дней вперед, то кортизол прекрасно себе копится и в какой-то критический момент мы получим эмоциональный взрыв или психосоматику. Ночная перезагрузка крайне важна, режим дня обязателен. |
||
Итак, 3 секрета мозга, учитывая которые Вы поможете себе и своему ребенку быть более успешным. |
-
- Заключительный этап
Методы работы: шеринг.
Оборудование и материалы: не предусмотрены.
Результат деятельности участников: Обсуждение результатов самодиагностики, участники научатся сопоставлять выявленные нарушения с трудностями, которые испытывают дети и смогут подобрать коррекционные развивающие игры..
- Методические рекомендации к проведению мастер-класса
Мастер-класс не ограничен по количеству участников. Для более лучшего усвоения информации рекомендуется выполнение всех этапов диагностики самими участниками, а так же сразу на мастер-классе поиграть в предложенные игры на развитие межполушарного взаимодействия. Для объяснения процесса формирования и развития межполушарных связей рекомендуется подготовить видеонарезку с выполнением пробы «Зайки прыгают» детьми, с разным качеством выполнения пробы и соотнесения результатов пробы с детскими письменными работами.
- Список информационных источников
- Деннисон П., Деннисон Г. Программа «Гимнастика мозга». Часть 1 и 2, Пер. СМ. Масгутовой. М., 1997.
- Доман Г.,Доман Д. Дошкольное обучение ребенка. М., 1995.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 2000.
- Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973.