Манакова Галина Леонидовна
педагог дополнительного образования
МБУДО «ДДТ» ЛМР РТ
г. Лениногорск, Республики Татарстан
Использование цифровых технологий в дополнительном образовании является одной из актуальных инновационных проблем нашего времени. Технология обучения созданию интерактивных дидактических игр для детей в дошкольном возрасте – сложный и системный процесс. Создание и развитие информационного общества основывается на широком применении интерактивных технологий в образовании, что определяется несколькими факторами. Во-первых, внедрение интерактивных технологий в дополнительное образование значительно ускорило передачу знаний из технологий и человеческого социального опыта не только от одного поколения к другому, но и от одного человека к другому. Во-вторых, современные интерактивные технологии, повышающие качество обучения, позволяют человеку быстрее и успешнее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. В-третьих, внедрение интерактивных образовательных технологий является важным фактором в создании системы образования, отвечающей требованиям информационного общества и процесса реформирования традиционной системы образования.
Цифровые технологии позволяют передавать учебные материалы детям через игры, не перегружая их, имитируя процессы, которые трудно визуализировать в реальных условиях.
Рассмотрим использование цифровых технологий в дополнительном образовании на примере интерактивной песочницы.
Игра представляет собой смоделированную реальность, в которой ребенок может ошибиться и начать все сначала. Даже если цель игры не будет достигнута, проблема развития навыков, интеллекта и опыта постепенно будет решена. Игра позволяет незаметно применять полученные знания. Играя, дети учатся обобщать, анализировать, а также мыслить теоретически.
Познавательные игры в интерактивной песочнице
- • игры на ознакомление с окружающим миром (познаем то, что рядом с нами: животные, реки, моря, города)
- • географические игры (моделируем в песочнице климатические зоны и жизнь на них, узнаем, как живут люди в разных уголках планеты)
- • фантастические игры (дети имитируют жизнь на других планетах- ландшафт Луны, поверхность Марса)
- • исторические игры (строят, ломают, изучают стратегию боевых действий и снова строят)
- •игры-экскурсии по городу (знакомим с родным городом и его историей).
Познавательные игры на песке в виде дидактической сказки
• сенсорные игры (о своих физических и чувственных возможностях, о свойствах вещей и окружающего)
• языковые игры (поупражняться в грамматике и развить фонематический слух)
• дидактические навыки (конкретные умения и навыки, развить психические процессы)
• игры-загадки (развивают саморегуляцию и учат четкому выполнению учебной задачи)
Интерактивная песочница – это песочница, оснащенная компьютерами, специальными датчиками, проекторами и разработанным программным обеспечением. Датчик глубины, подключенный к компьютеру, измеряет расстояние до песка, а специальная программа обрабатывает данные, полученные датчиком, и посылает команды проектору для выделения определенных областей песочницы. Истинные текстуры воды, гор и других поверхностей проецируются на песок. Игра с песком – одна из форм естественной деятельности для детей.
Интерактивная песочница позволяет детям проявлять свое воображение, творить и создавать свой собственный мир. Научные факты доказали, что игра с песком положительно влияет на эмоциональное состояние детей, помогает избавиться от психологических травм, развивает воображение и способствует умственной работе. Игры с песком позволяют детям выражать себя, оставаясь самими собой. Игра с песком – одна из форм естественной деятельности для детей.
Самая интересная игра с песком для детей будет, когда она будет оснащена инновационными технологиями. Одним из таких изобретений является интерактивная песочница. Интерактивная песочница – это уникальное устройство, которое позволяет перевести песочницу на новый уровень, раскрыть внутренние резервы и природные способности дошкольников. Работа интерактивной песочницы основана на технологии дополненной реальности, благодаря которой обычный песок превратился в волшебную вселенную. Пользователи могут видеть живописные пейзажи и перерисовывать их в мгновение ока: копать озера, строить вулканы и даже целые замки.
Интерактивная песочница – это помощник в образовательном процессе, который позволяет визуализировать эволюцию земной поверхности в режиме реального времени, которая происходила в течение миллионов лет и переживала ледниковые периоды, извержения вулканов и т.д. Также можно изучать цвет, форму и размер объектов, сгруппированных в соответствии с различными сенсорными характеристиками. Кроме того, можно управлять различными объектами, такими как корабли или танки. Поэтому мы можем создавать и изменять наш собственный мир в режиме реального времени и объяснять детям различия между водоемами, что такое вулканы и почему происходят извержения. Через некоторое время пользования, с помощью педагога, дети могут создавать различные геометрические фигуры вручную, что позволяет им лучше запоминать понятие форм, сенсорные критерии цвета и размера.
После того, как ребенок научиться обращаться с песком, можно приступить к строительству объектов: строить природные ландшафты (реки, озера, океаны, горы и долины). Дети постепенно получают информацию об окружающем мире и участвуют в его создании. Хорошо сопроводить все песочные картинки рассказом педагога. Такие занятия не только развивают представления об окружающем мире, но и развивают пространственные направления. Дети не боятся ошибаться, если они допустят ошибку, они легко могут все исправить. Далее можно приступать к созданию сказок на песке: колобок, теремок и т.д. Постепенно дети учатся связывать слова с действиями персонажей и начинают действовать самостоятельно.
Кроме того, можно научиться грамотности и арифметике с помощью интерактивной песочницы. Песочница – это небольшая модель окружающего мира, место, где внутренняя борьба и конфликты маленьких людей играют определенную роль во внешнем мире, могут выражать их через внешний мир и смотреть на свой внутренний мир со стороны. В результате исчезнет страх ошибок, неуверенность в себе и сомнения. Занятия в интерактивной песочнице снижают невротические способности детей: повышенную тревожность, беспокойство при социальных контактах, беспокойство в новых ситуациях, чрезмерную эмоциональную восприимчивость, а также негативные отношения с родителями и сверстниками. Использование интерактивных песочниц позволяет значительно повысить мотивацию детей работы в команде.
Таким образом, использование в образовательном процессе интерактивной песочницы позволит существенно повысить мотивацию детей к занятиям, а также поспособствует более интенсивному и гармоничному развитию познавательных процессов, закреплению пройденного материала. А главное, научит ребят работать в команде и уважать труд товарищей.
Интерактивная песочница это прогрессивный инструмент, который сделает любой образовательный процесс интересным, увлекательным, полезным и продуктивным.