Кондрашкина Мария Амировна
педагог дополнительного образования МБДОУ «Дом детского творчества»
г. Лениногорск, Республика Татарстан
Технологическая карта мастер-класс
Тема мастер-класса |
«Применение современных образовательных технологий в обучении школьников шахматам: дидактический синквейн» |
Цель мастер-класса |
Повышение мотивации педагогов к использованию современных образовательных технологий в работе со школьниками |
Задачи |
|
Планируемые результаты |
|
Ресурсы |
Ноутбук, экран, презентация |
Обоснование, актуальность |
Как всем известно, шахматы формируют и совершенствуют такие черты характера, как решительность, выдержка, терпение, сосредоточенность, трудолюбие, целеустремленность, усидчивость, способность к риску. В шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера. Игра в шахматы развивает умственные способности, фантазию ребенка, думаю, с этим никто спорить не будет. Вместе с тем, шахматы – ценнейшее и очень сильное воспитательное средство. Игра в шахматы развивает творческое, нестандарное мышление, тренирует память детей. Именно поэтому шахматы способствует повышению усвоения учебного материала в школе. Изучение данной темы является актуальным вопросом, и в конечном результате будет способствовать развитию популярности шахмат. В концепции данного мастер-класс взята образовательная технология – технология развития критического мышления, в основе которой лежит теория осмысленного обучения известного советского психолога Льва Семеновича Выготского |
Целевая аудитория |
Мастер-класс будет интересен педагогам дополнительного образования, тренерам шахматных школ, учителям школ |
Автор-составитель |
Кондрашкина Мария Амировна, педагог дополнительного образования муниципального бюджетного учреждения «Дом детского творчества» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» РОеспублики Татарстан |
Литература |
И.Г.Сухин «Шахматы для детей» – Издательство: АСТ, 2013 И.Г.Сухин «Шахматы. Полный курс для детей» – Издательство: АСТ, 2017 В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы» А.Казак «Маленьким о шахматах» Э.Долби «Шахматы. Как стать хорошим игроком» – М.: Эгмонт Россия ЛТД, 2005 |
Ход мастер-класса.
Синкве́йн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.
В дальнейшем стала использоваться в дидактических целях как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.
Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.
Википедия
Составление синквейна – довольно увлекательное и творческое занятие, которое при всей своей простоте помогает учащимся самого разного возраста развивать системное мышление и аналитические способности, вычленять главное, формулировать свои мысли, расширять активный словарный запас.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.
1. Предмет (тема) – одно существительное |
1. Кто? Что? |
2. Два прилагательных по теме |
2. Какой? Какая? |
3. Три глагола по теме |
3. Что делает? |
4. Предложение по теме из 4 слов |
4. Предложение |
5. Ассоциация по теме – одно слово |
5. Одно слово |
Перейдем к практике
Поставьте нумерацию от 1 до 5. И попробуйте составить синквейн.
Посмотрите на схему составления синквейна, которую я использую в работе с детьми. Она поможет вам быстрее справиться с заданием.
Я предлагаю вам тему синквейна «Шахматы»
Первый пример:
1. Предмет (тема) – одно существительное |
1. Кто? Что? |
Шахматы |
2. Два прилагательных по теме |
2. Какой? Какая? Какое? Какие? |
Черно-белые, современные |
3. Три глагола по теме |
3. что делать? Что делает? |
Используются, применяются, хранятся |
4. Предложение по теме из 4 слов |
4. Предложение |
Становятся увлекательным соревнованием |
5. Ассоциация по теме – одно слово |
5. Одно слово |
Игра |
Второй пример:
1. Предмет (тема) – одно существительное |
1. Кто? Что? |
Шахматы |
2. Два прилагательных по теме |
2. Какой? Какая? Какое? Какие? |
Настоящие, деревянные |
3. Три глагола по теме |
3. что делать? Что делает? |
Символизируют, обозначают, выпускаются |
4. Предложение по теме из 4 слов |
4. Предложение. |
Приносят людям радость |
5. Ассоциация по теме – одно слово |
5. Одно слово. |
Развлечение |
Третий пример:
Шахматы.
Новые, старые.
Обучают, помогают, тренируют.
Относятся к популярным видам хобби.
Занятие.
Обращаю ваше внимание, что чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Давайте попробуем еще раз. Тема – Пешка или Конь
Примеры:
1. Предмет (тема) – одно существительное |
1. Кто? Что? |
Пешка |
Конь |
2. Два прилагательных по теме |
2. Какой? Какая? Какое? Какие? |
||
3. Три глагола по тем |
3. что делать? Что делает? |
||
4. Предложение по теме из 4 слов |
4. Предложение. |
||
5. Ассоциация по теме – одно слово |
5. Одно слово. |
Возможные варианты:
Пешка |
Слабая, добрая |
Ходит, рубит, стоит |
Белая пешка срубила черного коня. |
Воин |
Конь |
Интересный, красивый |
ходит буквой Г, прыгает, скачет |
Конь может прыгать. |
Скакун |
Можно предложить изменить, дополнить синквейн!
Например, я предлагаю придумать шахматной фигуре то качество, которое ей не свойственно. Например:
Ладья |
Дальнобойная и сильная |
Ходит по любым прямым линиям. Делает рокировку |
Ладья может поставить мат |
Тура |
Может перепрыгивать через другие фигуры |
Еще одна вариация. В конце изучения большой темы возможно применение такого варианта синквейна.
Заполняются только 2,3,4,5 строчки. Необходимо догодаться, какая тема синквейна.
Пример:
????????
Настоящие, деревянные.
Символизируют, обозначают, выпускаются.
Приносят людям радость.
Развлечение.
Второй пример:
???????
Новые, старые.
Обучают, помогают, тренируют.
Относятся к популярным видам хобби.
Занятие.
Догадались? Это шахматы!
Педагогическая ценность синквейна.
Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
Использовать синквейн на занятиях можно на различных этапах занятия. Для формирование новых знаний и понятий, обобщения и систематизации знаний, подведение итогов по теме.
Вариативность
Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (как и в паре, в группе) составления нового синквейна, возможны варианты:
- составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
- коррекция и совершенствование готового синквейна;
- анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих её определить).
Простота построения синквейна.
Делает его одним из эффективных методов развития ребенка разного возраста, который позволяет быстро получить результат.
Если дети пока не умеют читать и писать, они могут устно составить синквейн, отвечая на наводящие вопросы.
Применяя педагогический синквейн в своей практике, я отмечаю, что при достаточной простоте в применении: не требуется специального обучения, оборудования и достаточного времени, оно очень эффективно и полезно для детей. В частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли, закрепления и систематизации полученных знаний.
Подведение итогов.
В ходе мастер-классы получены следующие звания и навыки:
– научились составлять синквейны на шахматную тематику.
– узнали, на каких этапах занятия эффективно применять синквейн.
– познакомились с рядом игровых заданий, которые можно применять в процессе обучения детей шахматам.
В заключении необходимо выбрать одну их трех шахматных фигур – пешка, слон, ферзь.
Прочитайте комментарий к каждой фигуре:
Пешка – было интересно
Слон – все понравилось, буду изучать данную тему
Ферзь – отличная информация, буду применять в практике.
Спасибо за внимание!