Гарифуллина Гульназ Ринатовна
учитель английского языка
МБОУ «СОШ №41»
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
«В игре ребенок живет, и следы этой жизни
глубже остаются в нем, чем следы действительно жизни».
К.Д.Успенский
У обучающихся младшего школьного возраста наблюдается большая тяга к изучению иностранного языка, однако многим учителям приходится сталкиваться с ситуацией, когда обучающиеся быстро устают от монотонного урока, уровень внимания и сосредоточенности стремится к нулю. Что же делать в таком случае? Ответ прост: нужно разнообразить урок тем, что нравится ученикам начальной школы – играми. Включение игр в структуру урока помогает сделать этот предмет интересным и любимым и самый сложный материал становится для детей доступным. Ведь игра – это именно то, что понятно и естественно для детей 1-4 класса. А при изучении иностранного языка, такого как английский, использование игр просто обязательно.
Особенностью игрового метода является то, что игра посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знания в предмете. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения, ученик уже может говорить наравне со всеми.
Использование игрового метода обучения способствует выполнению важных методических задач, таких как:
1. Создание психологической готовности учащихся к речевому общению;
2. Обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
3. Тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.
Ценность любой игры как воспитательного средства заключается в том, что, учитель через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизнь детей в игре, он формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры – таким образом, при правильном руководстве детьми игра становится школой воспитания.
Игровые методы могут использоваться при изучении английского языка во всех классах, но характер материала и задачи меняются от класса к классу. Игры подбираются в соответствии с программой и содержанием учебника, также в соответствии с возрастными особенностями детей и их уровнем подготовленности.
Одной из тем, изучаемых во 2 классе, является тема “My Birthday”, в рамках которой происходит знакомство детей с английскими числительными. Вариантов разнообразить урок и сделать его более ярким, запоминающимся множество. Представим наиболее полюбившуюся обучающимися игру «Funny Number Puzzles». Всем знакома игра-головоломка, в которой требуется составить фигуру из множества ее фрагментов, – мозаика. Мы нашли применение этой головоломки и при изучении числительных. Но целью играков является не составление картинок, а нохождение частей одного набора, объединенных одним числом. Каңдый набор состоит из 3-х частей: цифра, рисунок и само числительное на изучаемом языке.
Обучающиеся с удовольствием решают такие задачи. Удачен выбор формы парной или групповой работы (см. приложение 1).
Стоит отметить, что «Funny Number Puzzles» полезен при изучении английского языка в младшем школьном возрасте не только благодаря красочным ярким картинкам, способствующим запоминанию материала и формированию художественного вкуса и фантазии, но и благодаря необходимости применения мелкой моторики рук, что напрямую влияет на активное развитие речи.
Определенные трудности испытывают дети и при составлении предложений на английском. В отличие от русского, родного, английский язык является аналитическим языком и предполагает четкий порядок слов в предложениях. Поэтому и необходимо запомнить этот порядок: – Подлежащее – Сказуемое – Дополнение – Обстоятельство.
Мы провели параллели между этой особенностью изучаемого языка и конструктором «Лего» и открыли для себя новые возможности применения цветных кубиков.
Практика показывает, что с помощью конструктора школьники младших классов легче усваивают грамматические темы, с азартом строят предложения, запоминая нужный порядок лексических единиц.
Суть этой игры заключается в том, что каждому кубику присваивается слово по разным частям речи: существительные, глаголы, прилагательные, предлоги и т.д. Сценарий игры рассчитан на разное количество участников: в нее можно играть всей учебной группой или парами на уроках. Наиболее удачно она проводится на уроках-соревнованиях, то есть на состязаниях команд при ответах на вопросы и решении чередующихся заданий, предложенных учителем.
Учебная задача может быть самой разнообразной. Предлагаем следующие варианты: детям необходимо составить как можно больше грамматически правильных предложений и записать их в тетради. Также учителем могут быть даны готовые заготовки на русском языке в рамках изучаемой темы, а обучающимся дается задание перевести их и построить соответствующие конструкции цветных кубиков (см. приложение 2).
Известно, что прочно запоминается и успешно применяется на практике только тот материал, который вызывает эмоциональную реакцию. Для обучающихся игры с кубиками на уроках – это увлекательное взаимодействие со сверстниками и учителем, во время которой создается естественная ситуация общения на английском языке.
Еще одной из наиболее полюбившихся нами форм организации познавательной деятельности на уроках английского языка является подвижная игра, которую мы прозвали «Catch a Fly». Если учеников младшего школьного возраста она привлекает своей динамичностью, то учителя – универсальностью применения. Все, что необходимо для нее, это мухобойки и флэш-карты.
Для игры необходимо поделить обучающихся на две команды. Каждая команда получает мухобойку, которая передается от игрока к игроку в процессе игры, чтобы каждый член команды смог поучаствовать. Суть заключается в том, что игроки должны «хлопнуть» мухобойкой по слову на доске. Также вместо слов можно использовать флэш-карты. Флэш-карты представляют собой тематические карточки с изображением предметов или понятий. В случае правильного ответа, участники и команды получают определенное количество баллов. При неправильном же выполнении задания или подсказках снимается определенное количество баллов. В конце игры проводятся командные и индивидуальные итоги, выявляется победитель (см. приложение 3).
Следует отметить, что игра «Catch a Fly» эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. На таких уроках возможно вовлечение каждого в активную работу, эти уроки противостоят пассивному обучению. Они всегда стимулируют обучающихся, усиливают мотивацию обучения.
Так, игры делают процесс обучения, порой трудный и утомительный, веселым, а это усиливает мотивацию к учению.
Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребёнка к активной познавательной деятельности. Педагог должен постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяющий детям эффективно и качественно усваивать программный материал. Поэтому так важно использовать игровые элементы на уроках.
Практика показывает, что применение игровых технологий в рамках учебно-воспитательного процесса позволяет повысить активность познавательной деятельности обучающихся и их уровень усвоения излагаемого материала, а также развить и укрепить мотивацию к изучению иностранного языка.
Использование игровых приемов действительно является мощным средством стимулирования интереса к английскому языку, повышения мотивации в овладении им, позволяет добиться значительного эмоционального подъема, что положительно влияет на качество обучения и повышает его эффективность.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3