Галеева Халидя Каюмовна
воспитатель – дефектолог
ГБОУ «Нурлатская школа -интернат для детей с ОВЗ»
г. Нурлат, Республика Татарстан
Цель: Изготавливать круглую подставку для посуды
Задачи: обучающие:
– познакомить со свойствами бумаги, как материалом для плетения изделий;
– научить приемам плетения круглого донышка;
Развивающие:
– развивать внимательность, пространственное и объемное воображение;
– формировать эстетический вкус;
Воспитательные:
– воспитывать интерес, трудолюбие, аккуратность, усидчивость.
Оборудование и наглядный материал: бумажные трубочки, клей ПВА, ножницы, влажные салфетки, корзины
Ход занятия
1.Организационный момент
Проверка готовности учащихся к занятию. Физминутка.
Воспитатель: Ребята, какое сегодня число? Какой день недели? Какое время года? (Ответы детей)
2.Работа с выставкой изделий.
Слайд 1.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на выставку изделий. Что вы видите? Какие изделия представлены? (Дети перечисляют). Да, это корзины. Для чего они нужны? Из какого материала они изготовлены? (Из бумаги, из ленточки, из прутьев). Плетение из лозы – одно из немногих занятий, дошедших до нас практически без изменения. На первом месте в искусстве плетения всегда стояло утилитарное назначение изделий, что позволяет рассматривать лозоплетение как один из видов декоративно-прикладного искусства. Научиться плести может каждый. В Средние века техника лозоплетения была одной из самых распространенных. Слово Лозоплетение вам уже знакомо. Значит, плести из лозы. Что такое лоза? Лоза – это послушный и приятный материал, которой можно создавать из него самые разные формы плетеных изделий. По-другому лозу называют прутья. Человек научился плетению очень давно. Он научился плести из гибких ветвей, лапти, колыбели, лукошки.
Сейчас в век высоких технологий, плетеные изделия можно встретить повсюду. Ассортимент плетеных изделий очень велик: стулья, столы, кресла, диваны, этажерки, детские кроватки, коляски, чемоданы, корзины разного назначения; детские игрушки и другие.
Важное место занимают корзины – они незаменимы при сборе и транспортировке овощей и фруктов, при хранении с/х продукции, не могут обойтись без корзин грибники.
Слайд 2 (Беседа о республиканском и всероссийском конкурсе по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Абилимпикс. Ребята, как вы уже знаете, ваш одноклассник Трофимов Сергей участвовал в этом конкурсе и занял 1 место по республике, а всероссийском этапе занял 3 место. Показ его работ)
3.Сообщение темы
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии мы с вами попробуем сплести вот такую подставку.(Показ) Как вы думаете, для чего можно использовать эту подставку? (Ответы детей). Из какого материала она сделана?
Слайд 3. Плетение из бумажных трубочек, бумажной лозой – популярный вид рукоделия, Материалом служат трубочки из газет, журналов или тонкой бумаги.
4.Инструктажи по ТБ
У вас на партах лежат карточки, где расписаны правила ТБ во время работы. Ребята, давайте познакомимся с правилами, которые необходимо соблюдать при плетении подставки. (Дети читают вслух)
Техника безопасности во время плетения газетной лозой.
Работу начинай только с разрешения воспитателя.
Не отвлекайся во время работы.
Необходимые инструменты используй только по назначению.
Не работай с неисправными инструментами.
Инструменты и материалы храни в предназначенном для этого месте.
Содержи в чистоте и порядке рабочее место.
Не оставляй ножницы с открытыми лезвиями.
Намазывай только необходимое количествоклея
5.Практическая часть
Воспитатель: Какие материалы нам понадобятся для работы? (бумажные трубочки, клей ПВА, ножницы, влажные салфетки).
По ходу работы вы будете знакомиться с приемами плетения подставки для посуды.
Мы начинаем нашу работу, основу мы с вами приготовили заранее. Как сделали мы основу? ( Ответы детей). Для основы мы взяли 8 бумажных трубочек. На 4 трубочки приклеили крест на крест еще 4 трубочки. Это называется основа крестик для плетения.
Для продолжения работы нам понадобится дополнительные 2 трубочки – это рабочие трубочки (веревочки). Берем 2 трубочки, обратите внимание один конец потоньше, а другой потолще и их надо наращивать, чтобы дольше плести.(Показ наращивания, объяснение).Где конец толще, туда капнем клей, а другую трубочку тонким кончиком прикладываем туда и слегка сплющиваем. Вот такая удлиненная трубочка получается. Теперь полученную удлиненную трубочку согнем пополам и обхватываем верхние 4 трубочки, в углу перекрещиваем их, нижнюю трубочку переведем наверх, а верхнюю вниз. Делаем так 1 круг. Этот прием называется Веревочка в две трубочки, потому что работаем с двумя трубочками. Образовалась вот такая рамка.
А сейчас продолжаем плести веревочкой, оплетая по 2 трубочки таким же приемом, для этого эти 4 трубочки разъединяем по 2. Расстояние между трубочками должны быть одинаковы.
Делаем полных 3 круга.
6.Физминутка для рук и глаз
Проведём, друзья, сейчас
Упражнение для глаз.
Влево, вправо посмотрели,
Глазки все повеселели.
Снизу вверх и сверху вниз.
Ты, хрусталик не сердись,
Посмотри на потолок,
Отыщи там уголок.
За окно ты посмотри.
Что ты видишь там вдали?
А теперь на кончик носа. Повтори так 8 раз –
Только уставать начнем,
Сразу пальцы разожмем.
Мы по шире их раздвинем,
Посильнее напряжем.
Затем начинаем плести веревочкой, оплетая по 1 трубочке, для этого разъединяем 2 трубочки.
Вот такое солнышко получается. Делаем 4 круга. (Индивидуальная работа с некоторыми учащимися, помощь). Вот такое донышко готово. Закончить плетение очень просто, спрячьте концы трубочек в плетенку, обрезать торчащие концы и подклеить их.
7. Заключительная часть.
Проверьте свою работу, подправьте, подставка должна быть круглой форме.
8.Закрепление.
Какие приемы плетения использовали при изготовлении подставки?
Из какого материала плели? Да, ребята мечта бумаги сбылась. У нее это вторая жизнь.Так как бумага нужна для рисования, для распечатки, а можно использованную бумагу, газету для плетения, т.е. экономить материал.
Слайд 4.
9.Итог.
Я думаю ребята, сегодня вы сделали нужную, полезную вещь. Подставка попала в добрые руки. Скоро праздник мам, можете подарить маме, бабушке, сестре. Порадуйте их, также порадуйтесь сами, ведь так приятно делать подарки близким и родным людям, особенно если они сделаны своими руками.
Молодцы ребята! Вы все постарались. Спасибо всем!
Но не забудьте, что после работы мы должны привести свое рабочее место в порядок. (уборка рабочего места)