Белоусова О.Н., Хабибуллина Р.Х.,
Ситникова М.Н., Хуснетдинова Э.Х.
старший воспитатель,
воспитатель по обучению татарскому и русскому языкам,
воспитатели
МАДОУ «Детский сад
общеразвивающего вида №43»
г. Нижнекамск, Республика Татарстан
СОДЕРЖАНИЕ
- Аннотация………………………………………………………………..…………….. 2
- Пояснительная записка……………………………………………………..….5
- Формирование словаря. Развивающая речевая среда………7
- Звуковая культура речи……………………………………………………….15
- Грамматический строй речи…………………………………………….….19
- Связная речь……………………………………………………………………….…25
- Стихи…………………………………………………………………………………….…29
АННОТАЦИЯ
В последние годы в системе дошкольного образования происходят
кардинальные изменения, она совершенствуется и развивается. Сегодня в
XXI веке, общество предъявляет новые требования к образованию. На первый
план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной
деятельности. Меняются функции педагога. Теперь он уже не информатор, а
организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия.
Дошкольное образование в этих условиях призвано обеспечить создание
основного базисного фундамента развития личности ребенка, что дает ему
возможность успешно овладеть разными видами деятельности и основными
способами «добывания» знаний. Средствами развития ребенка для реализации
этой важной цели являются педагогические технологии, которые в обязательном
порядке должны включать в себя такие показатели как: развитие
любознательности – основы познавательной активности дошкольника; развитие
способности самостоятельно решать умственные и другие задачи, позволяющие
быть успешным в разных видах деятельности; развитие творческого воображения
как направления интеллектуального и личностного развития ребенка; развитие
коммуникативности – способности общаться с взрослыми и сверстниками.
Ребенок дошкольного возраста на всех возрастных уровнях, с 2 до 7 лет,
вовлекается в продуктивно – познавательную деятельность, где он выступает, с
одной стороны, в качестве ведомого взрослым и через различные способы и
формы включается в освоение опыта познания безопасного поведения на дорогах; с
другой стороны, пробует себя в качестве участника дорожного движения. Это
требует от него логического мышления и осмысленных действий, самостоятельности, умения применять опыт в новых условиях (пешехода, пассажира,
водителя), ответственно относиться к собственной деятельности. Организация
познавательного процесса по обучению детей лежит на плечах педагога-воспитателя,
который всегда является внимательным собеседником, советчиком,
доброжелательно оценивающим малейшие успехи ребенка на этапе познавательной
деятельности и в процессе практической. На этапе дошкольного детства одна из
наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во
взрослом мире – мире спешащих людей и машин. Помочь ребенку войти в
этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском –
обязанность взрослых.
В нашем детском саду уделяется большое внимание вопросу
безопасности детей на улицах и дорогах города. Перед педагогами и
родителями стоит главная задача – доступно разъяснить правила ребёнку,
научить ребенка правильно ориентироваться в дорожных ситуациях,
сформировать сознательное отношение к выполнению правил безопасного
поведения на дорогах.
Обучая детей правилам безопасного поведения на дорогах, используем
комплекс самых разнообразных мероприятий.
Для закрепления полученных знаний и умений авторским коллективом
детского сада была разработана рабочая тетрадь «Обучая – играем, играя –
обучаем», которая формирует устойчивое представление о транспортных
средствах и некоторых дорожных знаках. Данная тетрадь разработана в силу
особой актуальности проблемы, обеспечения безопасности дошкольников на
дорогах и улицах города и направлена на формирование у дошкольников
навыков безопасного поведения на дороге.
Рабочая тетрадь «Обучая – играем, играя – обучаем» представляет собой
сборник тематических картинок с заданиями, подобранными по теме
«Правила безопасного и культурного поведения в местах остановок и в
салонах маршрутных транспортных средств». Разрабатывая эту тетрадь, мы
стремились внести элементы новизны, включить игровые упражнения и
занимательные вопросы, чтобы дети с интересом и непринужденно
знакомились с правилами безопасного поведения на дорогах.
Тетрадь предназначена для работы с детьми старшего возраста.
«Обучая – играем, играя – обучаем» можно использовать как
дополнительный материал для углубленной работы на занятиях, так и в
индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста, а также для
совместной работы детей с родителями.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Уже в дошкольном возрасте ребенку приходится активно
взаимодействовать с социумом и выполнять простейшие бытовые задачи. На
первых этапах самостоятельной жизнедеятельности ребенок неизбежно
сталкивается с уличными опасностями и должен как можно быстрее
научаться их избегать.
Необходимость работы по данному вопросу обусловлена тем, что цель
дошкольного образования – формирование социально адаптированной
личности ребенка, задаваемое федеральным государственным стандартом, в
соответствии с потенциальными возрастными возможностями.
Рабочая тетрадь «Обучая – играем, играя – обучаем» разработана
авторским коллективом муниципального автономного дошкольного
образовательнлгл учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №43»
Белоусовой О.Н., Хабибуллиной Р.Х., Ситниковой М.Н., Хуснетдиновой
Э.Х., Пылаевой М.В.
Тетрадь предназначена для детей старшего дошкольного возраста.
Задания направлены на закрепление знаний правил безопасного и
культурного поведения в местах остановок и в салонах маршрутных
транспортных средств. С помощью тетради дети могут легко запомнить
дорожные знаки и выучить правила дорожного движения. Выполняя
занимательные упражнения и задания, предложенные в тетради, ребёнок
рассуждает, сравнивает, анализирует, обобщает. Работа с тетрадью повысит
качество знаний дошкольников, и, возможно, поможет избежать опасных
ситуаций. Тетрадь может быть использована для выполнений заданий в
деском саду и дома совмесно с родителями.
Цель: Сформировать у детей культуру безопасного поведения во время
ожидания и движения общественного и личного транспорта.
Задачи:
- Расширить знания детей: о правилах поведения в общественном
транспорте, а также при посадке и выхода из него; узнавать места остановок
общественного транспорта, знаки, определяющие их. - Развивать умение: обосновывать свое суждение, развивать речь, умение
отвечать на вопросы, составлять рассказы; применять полученные знания
при посадке в транспорт и выходе из него; анализировать дорожную
ситуацию. - Воспитывать культуру поведения на остановке, в общественном
транспорте при посадке и выходе из него. Формировать навыки вежливого
общения.
Данная рабочая тетрадь составлена с учетом реализации
межпредметных связей по образовательным областям:
Речевое развитие — использование заданий как: определение звука в
слове (мягкий и твердый), его места (в начале, середине, конце), выполнения
программных задач раздела: грамматический строй речи и связная речь.
Познавательное развитие – расширение представлений о различных
видах транспортных средств, развитие ориентировки в окружающем
пространстве.
Социально-коммуникативное развитие – закрепление и расширение
знаний по БДД посредством выполнения практических заданий.
По выполнению каждого раздела, ребенок может самостоятельно
оценить правильность выполнения заданий, а также выразить свое
отношение к данным заданиям.
Выполняя задания данные в тетради у детей расширятся знания о
правилах безопасного поведения на дорогах: умение правильно переходить
проезжую часть дороги, правила в общественных транспортах: ожидание,
посадка, во время движения, выход; научатся предвидеть опасные ситуации,
дорожные ловушки и обходить их; обогатится словарный запас детей;
повысится осознанное отношение к БДД у родителей воспитанников,
ответственность за жизнь своих детей.