Городецкая Алена Евгеньевна,
Курылёва Екатерина Николаевна
воспитатели
МБДОУ детский сад комбинированного вида №40 «Созвездие» ЕМР
г. Елабуга, Республика Татарстан
На основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Российской Федерации содержание образовательной деятельности в ДОУ должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:
– социально-коммуникативное развитие;
– познавательное развитие;
– речевое развитие;
– художественно-эстетическое развитие;
– физическое развитие.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; и т.д.
Художественно-эстетическое развитие предполагает становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей и т.д.
В связи с этим сегодня актуальны интегративные процессы в образовании. Объединение различных составляющих знания даёт эффект, превосходящий известные результаты. Поэтому, сочетание чувственной и рациональной форм познания способствует гармоничному развитию дошкольника.
Обеспечение взаимодействия когнитивных и эстетических способности личности старшего дошкольника в педагогическом процессе создаёт возможности для более плодотворного интеллектуального развития ребенка, позволяет успешнее продвинуться в познании мира, создаёт потенциал его творческого преобразования.
Интеграция эстетической и познавательной деятельности (или «художественно-логическая интеграция») в педагогическом процессе представляет ещё один аспект достижения гармонии в формировании целостной высоконравственной интеллектуально-творческой личности.
По мнению И.А.Лыковой необходимо обогащать содержание изобразительной деятельности в соответствии с задачами познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.
В нашем МБДОУ №40 «Созвездие» ЕМР РТ мы реализуем интегрированное обучение, где сочетаются задачи познавательного и художественно – эстетического развития детей подготовительной к школе группы с целью закрепления пройденного материала.
Задачи в области «Познавательного развития»:
– Развивать интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира, речевому развитию, математическим представлениям и обучению грамоте
– Воспитывать эмоционально –ценностное отношение к окружающему миру.
Задачи в области «Художественно-эстетического развития»:
-Активизировать проявления эстетического отношения к окружающему миру (искусству, природе, социальным явлениям).
-Развивать художественно- эстетическое восприятие, эмоциональный отклик на проявление красоты в окружающем мире. Произведениях искусства и собственных творческих работах; способствовать освоению эстетических оценок, суждений.
– Закреплять пройденный материал.
Различают два типа занятий по изобразительной деятельности: занятия на тему, предложенную воспитателем (освоение нового программного материала, повторение и закрепление пройденного), и на тему, выбранную каждым ребенком (по его замыслу).
Мы сегодня поговорим о первом типе.
Итак, приведем в пример по одному нашему занятию в каждом направлении.
Ознакомление с окружающим миром.
Тема: Путешествие в южную Америку.
Цель: формирование у детей представлений об особенностях природы Южной Америки; формирование представлений о взаимозависимости живых организмов и среды обитания (животные джунглей).
Содержание: Освоение представлений о Южной Америке, о джунглях и их особенностях, о животных, проживающих на континенте. Проявление интереса к познанию нового. Накопление представлений о земном шаре.
Развитие умений откликаться и замечать красоту окружающего мира.
Методические средства: игра- путешествие «Путешествие в Южную Америку»; рассматривание картинок с изображением животных и тропических лесов; чтение письма от Колумба; знакомство с местными птицами, растениями и особенностями природы континента; слушание звуков птиц и животных.
Сразу после этого занятия по расписанию у нас лепка/аппликация, на которой мы продолжили изучать тему Южной Америки и закрепили полученные знания путем создания аппликации «Тропическая птица».
Только после второго занятия мы подвели итоги и провели рефлексию.
Развитие математических представлений.
Тема: Число 8. Цифра 8.
Цель: формировать счетные умения в пределах 8. Закреплять представления об измерении длины и массы предметов, о присчитывании и отсчитывании единиц на числовом отрезке.
Содержание: Знакомство с составом числа 8, с его качественной и количественной характеристикой. Закрепление представлений о взаимосвязи между частью и целым. Развитие навыков написания цифры 8.
Методические средства: Вопросы к детям по прошлой теме; отгадывание загадок о числе 8; игра с мячом «Верно-неверно»; счет вслух; работа в тетрадях.
По окончании занятия мы раздали детям листы с цифрой 8 и попросили цветными карандашами превратить ее в интересные рисунки. Результат можете увидеть ниже.
Обучение грамоте
Тема: Согласные звуки [К], [К’], буква К, к.
Цель: познакомить с буквой К и к. Рассказать, что буква К обозначает звуки «к» и «кь».
Содержание: Формирование умения составлять предложения в соответствии с правилами. закрепление знаний о том, что согласные буквы могут обозначать два звука. Закрепление умений называть слова на определенную букву и определенной звуковой конструкции.
Методические средства: слушание стихотворения с часто повторяющимся звуком К. Ассоциации внешнего вида буквы К с предметами и животными. Артикуляционная гимнастика. Работа с предложениями. Игра «Назови слова со звуками К и КЬ». Звуковой анализ слова. Работа в тетрадях.
Следующим по расписанию было занятие ИЗО. Мы не упустили возможности и закрепили пройденную тему, воспользовавшись нетрадиционной техникой рисования.
Развитие речи.
Тема: Рассказ по картинке «Зайцы в лесу».
Цель: продолжать совершенствовать умение детей составлять рассказ по картинке.
Содержание: Закрепление умения целенаправленно рассматривать картину. Формирование умения составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ. Развитие связной речи. Воспитание интереса к живописи.
Методические средства: Вопросы к детям о зайцах. Придумывание названия для картины. Рассматривание картины. Составление рассказов. Игра «Волк и зайцы».
Так как картинка у нас была летняя, а сейчас время года зима, мы стали развивать эту тему. С помощью наводящих вопросов ребята рассказали мне, что зимой шубка зайца становится белой, чтобы хищники не могли его поймать. Так мы плавно перешли к следующей картинке и рассмотрели хищных птиц.
На следующем занятии по рисованию мы продолжили обсуждение и нарисовали одну из хищных птиц.
В нашей статье мы постарались поделиться своим опытом работы и показать, насколько просто и эффективно интегрированное обучение в детском саду.
По результатам работы мы можем сказать, что интеграция познавательной и художественно-эстетической образовательных областей обеспечивает позитивный результат обучения и воспитания детей. Опыт показывает, что интеграцию возможно применить не только в непосредственно образовательной деятельности, но и для организации свободной, совместной, а также продуктивной и игровой деятельности детей.