Бакланова Светлана Ивановна
воспитатель
МАДОУ № 88 «Лесовичок»
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Задачи:
- Развивающие: развивать навыки общения, дружеские отношения между детьми, умение договариваться, позитивное социальное поведение.
- Воспитательные: воспитывать нравственные основы личности ребенка в процессе формирования представлений о дружбе.
- Образовательные: знакомить детей с секретами (правилами) дружеских отношений; закреплять знания пословиц и стихов о дружбе.
Предполагаемый результат: дети овладевают некоторыми способами взаимодействия со сверстниками: проявление уважения, доверия друг к другу.
Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, продуктивная, двигательная, художественное творчество, игровая, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Индивидуальная работа: с малоактивными детьми.
Словарная работа: активный словарь: эмоции (плач, грусть, улыбка), пословицы о дружбе. Пассивный словарь: произведение, товарищ, журналист.
Предварительная работа: Чтение стихов, сказок и рассказов о дружбе. Просмотр мультфильмов «Крошка Енот», «Чебурашка и Крокодил Гена». Чтение пословиц и поговорок о дружбе, прослушивание песен о дружбе. Беседы с родителями о том, чтобы дети смотрели добрые мультфильмы, которые были сняты в советские времена.
Оборудование: Проектор, магнитофон, экран.
Список литературы:
1.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Е.Н. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М., Мозаика-Синтез, 2011.
2.Произведение Астрид Линдгрен «Принцесса, не желающая играть в куклы».
3.А. Аблязов «Волк и орел».
4.В. Катаев «Цветик – семицветик», стихи о дружбе.
5.А. Милн «Вини Пух и все-все-все… ».
ХОД ООД:
Вводная часть. Игра «Поздороваемся»
Воспитатель: Ребята, как вы приветствуете, друг друга, когда приходите утром в детский сад? Дети: Говорим «Здравствуй», «Доброе утро», «Привет!»
Воспитатель: Давайте поздороваемся со своими товарищами не словами, а своим телом. Когда я хлопну, один раз в ладоши вы пожмите друг другу руки. Два хлопка – дотроньтесь локтями. Три хлопка – спинами.
Основная часть. (Дети садятся на стульчики)
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить о дружбе. И узнаем секрет дружбы. Ребята вы еще только учитесь дружить. Как вы думаете можно ли прожить без друзей? Дети: (ответы)
Воспитатель: С каким произведением о дружбе вы познакомились?
Дети: (ответы) (Слайд № 1– название произведения «Принцесса, не желающая играть в куклы»)
Воспитатель: Ребята, как звали принцессу? Какие игрушки у нее были?
Почему Лисе – Лотта не желала играть в куклы? Почему она не дружила с другими детьми? Как познакомилась с девочкой Маей? Почему принцессе понравилась кукла девочки? Научилась ли Лисе – Лотта играть с Маей? Стали ли девочки подругами? (Дети последовательно отвечают на вопросы развернутыми ответами – индивидуально)
Воспитатель: Без друзей не интересно, не с кем поговорить, поиграть. Чтобы узнать, что такое дружба мы с вами поиграем в игру «Журналист»
(один ребенок надевает бейджик, микрофон и задает вопросы детям):
-А что значит дружба, друг? Если у тебя друг? Расскажите, как его зовут.
-Где вы с ним познакомились. Почему вы считаете его (ее) своим другом (подругой). Когда он вел себя как настоящий друг (чем поделился, помог, защитил?
Дети отвечают.
Воспитатель: Многие из вас рассказали правильно о своих друзьях и как нужно дружить. Кто умеет дружить, тот заботится о товарищах и старается сделать им что-нибудь хорошее. А могут ли быть друзьями мама, папа, братья, сестры, животные? Дети отвечают. (Слайд № 2- фото семьи, фото животных, фото цветов)
Воспитатель: Ребята, а только ли люди могут быть нам друзьями? Кто еще?
Дети отвечают.
Воспитатель: Приведите примеры из книг о дружбе человека и животного.
Дети: («Лев и собачка», «Пожарные собаки», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Царевна-лягушка», «Иван-царевич и серый волк» и др.)
Воспитатель: Это сказочные друзья человека. А дома у вас есть настоящие друзья-животные? Дети отвечают.
Воспитатель: Ребята, можно подружиться со всей окружающей природой: с деревьями, травами, цветами. Выбирайте себе друга по душе. Что нужно делать, чтобы они стали нашими друзьями? Дети отвечают.
Воспитатель. А можно дружить с книгами? А как это надо делать? Дети отвечают. Да, вы правы: аккуратно читать их, не рвать, не пачкать, чинить, если они порвутся.
Воспитатель: Молодцы, я очень рада, что у вас есть друзья. А сейчас немножко отдохнем.
Физминутка: На дороге, у развилки, (шагают)
Повстречались две ДРАЗНИЛКИ.
Повстречались – подразнились, (дразнят друг друга)
Не сдержались – и сцепились! (хлопают по коленкам)
Прибежали РАЗНИМАЛКИ – (бегут на месте)
Помешали перепалке (грозят друг другу указательным пальцем)
И к развилке на кобылке (скачут на месте вприпрыжку)
Прискакали две МИРИЛКИ.
Прекратилась перепалка, (шаг на месте)
И тогда пришла СЧИТАЛКА:
Раз, два, три, четыре, пять – (вытянув правую руку вперед, считаем друзей)
Хорошо друзей считать!
Воспитатель: Молодцы ребята! Давайте вспомним пословицы о дружбе и друзьях. Дети вспоминают.
Воспитатель: А теперь доскажите пословицы (Слайд № 3- недоконченные пословицы): Нет друга – ищи, а (нашел, береги). Не имей сто рублей, а (имей сто друзей). Один за всех, и (все за одного). Дружба – дороже (денег).
Воспитатель: Теперь о дружбе вы знаете все. Пришло время составить правила дружбы, которыми вы можете пользоваться в жизни. (Слайд № 4,5): Помогать другу. Быть честным. Уступать. Не бояться просить прощения. Не грубить. Не жадничать. Не злиться.
Воспитатель: А теперь друзья я хочу знать крепкая ли у вас дружба?
Игра «Подари улыбку». Воспитатель показывает большой улыбающийся смайлик. Дети по очереди передают смайлик своему соседу со словами: «Мне нравится с тобой дружить, потому что ты качество соседа».
Воспитатель: Молодцы ребята, я узнала, что вы все добрые, вежливые, красивые, веселые. Значит, вы умеете дружить, и в вашей группе живет улыбка и дружба.
Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? Что больше всего понравилось на нашем занятии? Кому расскажите об этом? Дети отвечают.
Воспитатель: Получается, что дружить можно со всеми, лишь бы ты сам был хорошим другом, умел ценить настоящую дружбу. А теперь протяните своим друзьям руки, обнимите их и улыбнитесь. И постарайтесь никогда не ссориться.