Гусманова Лейсан Салимяновна
преподаватель вокала
МАУДО ДШИ 13 (т)
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
АННОТАЦИЯ
Данная статья была создана из собственного опыта работы. В статье раскрыт личностно-деятельностный подход и способы ее применения в вокальной педагогике при работе с детьми. Хотя и вокальное обучение основано на традиционной многовековой методике, современная технология лично-деятельностный подход дает возможность более шире и самостоятельно постигать основы вокального искусства путем самостоятельного поиска знании.
Ключевые слова: лично-деятельностный подход, актуальность, самостоятельная работа, контроль, решение проблемы, наставник.
Нынешний век от подрастающего поколения требует способности самостоятельно ориентироваться в информационном потоке, по мере роста и формирования личности, решать многочисленные производственные и социальные проблемы.
Поэтому задачей современной школы является формирование ученика, способного принимать решения, отвечать за них и находить пути их осуществления. Реализации данной задачи в обучении и воспитании современной педагогики способствует личносто-деятельностный подход.
Принцип личностно-деятельностного подхода заключается в формировании личностных качеств учащихся способствующих самостоятельной самореализации. Задача педагога заключается в организации исследовательской работы со стороны ученика, так чтобы учащиеся самостоятельно могли изучить новую тему, находить свои ошибки, выявить причину этих ошибок, и самостоятельно их исправить.
Если анализировать вокальную литературу то можно придти к выводу что, начиная с XVI-XVII столетии, в эпоху открытии консерватории, преобладал метод показа и подражания. В это время ведущие педагоги в большинстве случаев были кастратами. Благодаря однородности голосов учеников и учителей кастратов использование этого метода имело свое положительное значение. На сегодняшний день, метод так же широко применяется, но стоит заметить, что использование только традиционного метода показа и подражания ограничивает ребенка в информационном потоке нынешнего века, поэтому современные педагоги пришли к мнению, что в обучении необходимо применять такой подход как личностно-деятельностный.
Если в традиционных уроках вокала прошлых столетии знания давались в готовом виде по принципу «делай как я», то на сегодняшний день при применении личносто-деятельностного подхода учащиеся сами должны ставить перед собой следующие задачи:
- самостоятельно формулировать проблему;
- самостоятельно находить решение проблемы;
- самостоятельно контролировать правильность этого решения.
В такой постановке задач при личносто-деятельностном подходе педагог выступает в роле наставника, друга помогающий справиться с возникшими проблемами. Он должен создавать необходимые условия и направлять деятельность своих учеников на приобретение знаний в процессе собственной деятельности.
В своей практике подобные задачи использую при построении урока вокала, а так же при выполнении, какого либо вида деятельности. Например, для подачи образа главным элементом в вокальном исполнительстве является текст исполняемого произведения. Он имеет ярко выраженную идею, которая раскрывается через его содержание. На уроках вокала работая с текстом после совместного разбора произведения следуя структуре построения урока личностно-деятельностного подхода, даю различные задания: составить аннотацию к исполняемому произведению, сделать анализ к содержанию текста, подготовить информационное сообщение, поисковые задания об истории создания произведения, об авторе и эпохе в котором жил композитор. Найденную информацию предлагаю ученикам оформить в виде презентации. Аналогичные задания имеют ряд преимуществ: учащиеся получают навык сотрудничества с педагогом, учатся свободно излагать свои мысли, доказывать собственные выводы, анализировать свои действия, давать им оценку. Таким образом, при личносто-деятельностном подходе идет формирование личности, способной оценить ситуацию, увидеть проблему, принять решение, реализовать его и нести ответственность за свой выбор.
При изучении темы о тембре голоса и о недостатках тембра, детям я даю задание найти записи исполнителей с различными недостатками тембра, и проанализировать вследствие чего возникают эти недостатки. После подобных заданий, ученик целенаправленно начинает следить за своим исполнением, находить ошибки, устранять их, прислушиваться к исполнению окружающих.
Кроме этого на уроках ансамблевого исполнительства в старших классах после разбора эстрадной песни провожу беседу об особенностях одноголосного исполнения, подводя детей к тому, что можно самостоятельно сочинить подголоски к основной мелодии. Ученики с удовольствием начинают сочинять второй голос, находить наиболее удачные гармонические решения.
Для формирования эстетического вокального вкуса с учениками в большом объеме слушаем вокальную музыку. Слушать можно различные записи, посещать концерты, а так же вокальные конкурсы. Посещая конкурсы, дети учатся анализировать исполнительские качества артиста, особенности голоса, прогнозировать результаты выступления, решения жюри, делать анализы, составлять алгоритм дальнейшего своего личностного роста как вокального исполнителя.
В последнее время популярными становятся научно-практические конференции среди учащихся с предоставлением мультимедийного проекта. В своей практике с учениками я создавала проект посвященный колыбельной песне на слова Г.Тукая. Ученики собирали информацию об авторе и истории создания произведения, находили художественные работы, сочинения посвященные колыбельной песне, проводили опрос среди своих одноклассников. Слушали различные исполнения одного и того же произведения, делали анализ. При собственном исполнении колыбельной пытались внести различную мелизматику.
Подводя итог выше изложенному о личносто-деятельностном подходе на уроках вокала следует сказать, что личносто-деятельностный подход, это не по просто совокупность образовательных технологий, методов и приемов, а своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия которые в сою очередь могли бы готовить их к продолжению самореализации и личностного роста.
Библиографический список:
- Алексашина И. Образ современного учителя. Актуальные ракурсы современного образования и профессиональное развитие педагога/ И.Алексашина // Современная российская школа: тенденции, опыт, проекты / Под научн. ред. С. В. Тарасова. СПб.: Изд-во Ленинградского областного инст. Развития образования, 2004.- с. 203-209.
- Затямина Т. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-метод. Пособие. – М.: Глобус, 2007. – 170 с.
- Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.Прометей, 1992. – 270 с.
- Е.А.Юнеева История становления музыкального образования в Италии XVII в. (журнал Искуствознание. с. 83-86.)