Галимуллина Лейсан Ахмадулловна
преподаватель класса скрипки
МБУ ДО «Детская музыкальная школа №20 Приволжского района г. Казани,
Республика Татарстан
«Оркестру никогда не найдут замены. Когда сто человек, каждый из которых индивидуальность, складываются в единое звуковое поле, то все прошибает насквозь» .(Э.Артемьев)
Музыка, исполняемая учениками в оркестре, непосредственно воздействует на чувства ребенка, формирует его моральный облик, поэтому групповые занятия в ансамбле или оркестре – это могучий воспитательный инструмент. Они развивают социальные навыки детей, учат их общаться и быть игроками в одной команде. На музыкальном уровне они развивают способность слышать окружающих, находить свое место в обще музыкальной структуре, помогают преодолевать страх боязни сцены. Работа с оркестром – многогранный творческий процесс и соединить воедино несколько групп инструментов для целостного звучания, дело непростое. Обязанность руководителя оркестра состоит в том, чтобы воспитать коллектив, поступенно повышать его исполнительскую культуру. От акустического тембрального смешения разных инструментов, мы получаем специфическую окраску звучания определенного состава оркестра. Струнно – смычковая группа в оркестре является ведущей. Она обладает огромными тембровыми и техническими возможностями. В музыкальной школах – это скрипка и виолончель. Звучание струнной группы в тембральном соотношении хорошо сочетается с мелодическим лидером деревянно – духовых инструментов – флейтой. Звук флейты прозрачный, звонкий, холодный.. Флейта в оркестрах является мелодической «макушкой» в произведениях.Так как в детской музыкальной .школе отсутствует контрабасовая группа, аккомпанирующую роль в оркестре ведёт пианист – концертмейстер.Одна из основных задач руководителя оркестра – подбор репертуара с учетом подготовленности оркестрантов Произведения, составляющие репертуар детского оркестра должны отличаться разнообразием жанров, форм и тематики. Так же, при выборе репертуара, важно исходить от возрастных особенностей оркестрантов. Это возраст героев Шекспира – Ромео и Джульетты. Дети с удовольствием играют романтические баллады, одухотворяясь сюжетным замыслом композитора, музыку к отечественным сказкам и кинофильмам таких композиторов, как М. Таривердиев, Э.Артемьев, А Петров, А.Бабаджанян. Очень важно знакомить оркестрантов с произведениями национальной культуры – обработками старинных национальных песен, с музыкой композиторов Поволжья – Ф.Яруллин, Н.Жиганов, А.Шнитке, музыкой современных композиторов – С.Губайдуллина, Р.Ахиярова, И.Низамов. Однако при всем богатстве музыкальной литературы, выбор репертуара для школьного оркестра представляет значительные трудности. Руководитель детского оркестра должен уметь адаптировать нотный материал с учетом особенностей своего оркестра (инструментовка, новая оркестровка, обработка и.т.д.). Иногда выбранные произведения написаны в сложных тональностях и для маленьких оркестрантов очень непросто сыграть и выровнить интонацию в таких тональностях. Поэтому, очень важно выбрать удобную для всех инструментов тональность и сделать партитуру для оркестра, учитывая звуковой диапазон и штриховые особенности инструментов. Руководителю оркестра важно слушать много музыки в исполнении разного состава оркестров, анализируя – какие инструменты ведут основную мелодию, где продублировать эту тему в октаву, в терцию. Иногда бывает необходимым придумать связующую партию для инструментов.Важным звеном на начальном этапе работы над произведением является работа с ансамблевыми группами. Перед нами стоят несколько задач – это чистота интонации, качественное звучание тембрового, ритмического ансамбля, фразировка, синхронное исполнение группой различных штрихов, развитие чувства оркестрового метра. Особенно важно приучить детей работать над оркестровыми партиями дома, точно выполняя задания по аппликатуре, штрихам и нюансам.
К формированию исполнительских навыков подростков, мы – современные педагоги, должны подходить творчески и опираться на свой личный опыт. Роль оркестра отражается в культурно – просветительской деятельности. Выступая на больших творческих площадках, мы часто сталкиваемся с определенными трудностями. Это, в первую очередь, отсутствие фортепиано на сцене или, как правило, не настроенный инструмент. В таких случаях нам на помощь приходит фонограмма минус. Правильное и компетентное использование музыкальных фонограмм позволяет улучшить базовые исполнительские навыки у детей.
Игра под фонограмму минус развивает такие важные навыки, как точная интонация, правильное ритмическое исполнение, соблюдение темпо – ритма. Кроме того, наше нынешнее поколение все больше изъявляет желание научиться играть под фонограмму минус. Такая практика дает ребенку в будущем возможность успешно выступать на любых творческих площадках.
Оркестр – это мостик в большую музыку и культуру. Знакомя учеников с лучшими образцами музыкального наследия, он служит основой формирования музыкального вкуса. И неважно, изберет ли музыку ребенок в качестве своей будущей профессии, или выберет другой путь. В обоих случаях приобретенная музыкальная и общая культура будет поддерживать его дальнейшее развитие и реализацию в будущем!