Григорьева Юлия Эдуардовна, Абдрахманова Зямиля Мунибовна
воспитатели
МАДОУ детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями речи № 78 Нижнекамского
муниципального района
г. Нижнекамск, Республика Татарстан
Раннее детство – начало жизни и этот период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. Мы должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет. На мой взгляд, главная задача педагога, это использование устного народного творчества для развития речи детей дошкольного возраста. Ведь мы хорошо понимаем, что через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. А использование устного народного творчества наряду с современными методиками обучения улучшает речь ребенка и повышает уровень познавательных, коммуникативных и творческих способностей у детей. Важнейшим источником развития детской речи и ее выразительности являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).
Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
В современной жизни, наряду со многими проблемами, стоит проблема развития речи детей. Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что взрослые в семье разучились с ними разговаривать. При этом общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы. А ведь устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
За много лет работы в детском саду, мы пришли к выводу, что если использовать устное народное творчество с современными методиками обучения, то обогатится словарь, улучшится речь ребенка, повысится уровень познавательной и коммуникативной способностей детей.
Для работы над данной проблемой необходимо поставить конкретные цели и определить задачи.
Цели:
- Определить уровень развития речевого умения детей.
- Развивать творческие, познавательные и коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
- Приобщать детей к культуре своего народа.
- Расширять знания детей об окружающей действительности, развивать умения тонко чувствовать художественную форму, мелодию и ритм родного языка.
Задачи:
- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
- Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.
- Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.
В работе используются такие методы как: словесные (беседы, рассказ, чтение, игровые (дидактические и подвижные игры, наглядные (иллюстрации, альбомы, мультимедийные пособия).
Также используются разнообразные формы: занятия, досуги, беседы, наблюдения, игры, разучивание стихов, загадок, консультативная работа с воспитателями. Проводятся дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры, индивидуальная работа с детьми.
В течение учебного года в группу периодически поступают новые дети. Для них очень важен период адаптации к новой среде, так как дети раннего возраста очень ранимы и подвержены стрессовым ситуациям. Вот тут помогает использование разных форм фольклора: стишки, потешки, песенки, прибаутки, пальчиковые игры и др. Ведь ценность фольклора в том, что можно легко установить эмоциональный контакт с ребенком, вызвать положительные эмоции, симпатию к педагогам и детям, доставить ему радость.
Для решения всех перечисленных задач речевого развития детей в группе необходимо подобрать картотеку игр на основе детского фольклора – это подвижные, дидактические, пальчиковые игры. В уголок книги поместить разнообразную художественную литературу: это большие яркие книги, книги-игрушки, книги малютки; сюжетные картинки к рассказам и стихам, иллюстрации к разным сказкам и потешкам. Изготовить настольные театры: «Теремок», «Колобок» и театры на фланелеграфе: «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Репка», «Курочка Ряба». Также можно приобретать аудио и видеокассеты со сказками, проводить различные мероприятия, праздники, развлечения.
В качестве современных методик обучения устному народному творчеству также можно применять социально-педагогический проект. Метод проектов – система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
При планировании работы по приобщению дошкольников к истокам народного творчества необходимо:
- равномерно распределить фольклорный материал в течение учебного года;
- заранее предусмотреть и обдумать методы и приемы, обеспечивающие максимальную активность детей на занятиях и в свободное от занятий время, их творческую самореализацию;
- своевременно закрепить изучаемый материал, избежать спешки, перегрузки детей.
Описанное решение поставленной задачи дает следующие результаты: у детей обогащается и активизируется словарь, улучшается качество речи, мышление, воображение, двигательная активность, трудолюбие, расширяется представления детей об окружающей действительности. С уверенностью можно сказать, что фольклор эффективно развивает устную речь ребенка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.
Хочется отметить, что использование устного народного творчества и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам, приобщает его к народной поэзии. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников необходимо активно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
На наш взгляд, внедрение всех видов и форм устного народного творчества, позволяет достигнуть полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребёнка.