Хаматова Земфира Ахметсахиповна,
Корнилова Наталья Васильевна
воспитатели
МАДОУ «Детский сад №88 «Лесовичок»
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Цель: способствовать речевому развитию детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные задачи: Закреплять грамматический строй речи; обучать пониманию пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами: над, под, около, за; учить подбирать слова подходящие по смыслу; закреплять умение согласовывать существительное с прилагательным.
Развивающие задачи: Развивать связную речь детей; развивать фонематический слух детей.
Воспитательные задачи: Воспитывать умение работать в коллективе; воспитывать навыки сотрудничества в игре; воспитывать навыки самостоятельности.
Оборудование:
Демонстрационный материал: письмо, мяч, карточки с загадками, кубик с разноцветными сторонами, бабочка и цветок, картинки с обобщающими понятиями.
Предварительная работа: словесные игры, дидактические игры, настольно – печатные игры, малоподвижные игры, занятия по развитию речи, продуктивная деятельность, индивидуальная работа с детьми, чтение русских народных сказок.
Словарная работа: активизация словаря.
Индивидуальная работа: обратить внимание на произношение звуков Мирон , Оля, помощь детям затрудняющихся в ответе.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Приемы: игровой, сюрпризный момент, поощрение.
Ход НОД.
- Вводная часть
Организационный этап. Эмоционально-игровой настрой на совместную деятельность.
Воспитатель приглашает детей в хоровод:
«Ты – мой друг и я – твой друг,
Вместе мы – друзья.
Мы друг другу улыбнёмся,
Вместе за руки возьмёмся».
Мотивация к деятельности.
Воспитатель обнаруживают конверт.
Воспитатель: Ребята, смотрите что это такое? Не вы ли это оставили, это не ваше? Откуда этот конверт появился здесь? А здесь еще и что-то написано. Давайте я сейчас прочитаю.
«Детский сад, Детям средней группы»
Воспитатель: Ребята, так это же для нас письмо! Нужно прочитать, что написано в письме. (воспитатель открывает конверт и читает).
«Дорогие ребята! Пишут вам лесные Феи. В нашем волшебном лесу случилась беда. Злой волшебник заколдовал дерево фей и теперь оно засохло и на нем нет ни одного листочка, а все феи остались без волшебства. Чтобы оживить дерево, нужно выполнить задания. За его правильное выполнение вы будете получать волшебные листочки, с помощью которых в конце путешествия вы сможете оживить дерево фей и вернете нам волшебство. Лесные Феи.»
Воспитатель: Ну что поможем феям?
- Основная часть.
Совместная деятельность взрослого и детей
1 задание «Скажи наоборот»
Воспитатель: Ребята здесь вам нужно называть слова наоборот? Например: холодно, а вы говорите жарко. Ну что справимся с этим заданием?
Воспитатель: Большой, высокий, день, зима, черный, снег, короткий.
Воспитатель: Молодцы! Вы получили первые листочки. Пойдемте дальше.
2 задание «Веселая бабочка»
Воспитатель: Ну вот мы и добрались до следующего задания. Посмотрите, какой красивый цветочек! А кто это там летает?
Воспитатель: Посмотрите, куда бабочка села? А сейчас, где она летает? А теперь перелетела куда?
Дети: на цветок, над цветком, перед цветком, за цветком и около цветка.
Воспитатель: А вот и листочки значит с заданием справились верно! Отправляемся дальше.
3 задание «Игра со звуками»
Воспитатель: Ну вот мы дошли до следующего задания. Я хотела у вас спросить, вы знаете песенку комарика(з-з-з), песенку жука(ж-ж-ж), песенку ветра(ш-ш-ш), песенка насоса (с-с-с).
Воспитатель: Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите:
Песенку комарика: (З)– зебра, машина, зонтик, зима, снег, забор;
Песенку жука (Ж) – живот, жираф, дом, яблоко, жук, ёжик ножик;
Песенку ветра (Ш) – шапка, шуба, конфета, шишка, машина;
Песенку насоса (С) – стол, стул, рука, слон, самолет, дерево.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
4 задание «Один – много»
Воспитатель: Здесь для вас приготовили сложное задание. Я буду вам бросать мяч, а вы будите возвращать мяч и называть это слово когда его много. Например: Стол – столов.
РЫБА, КНИГА, МЯЧ, БАНТ, КУКЛА, ЛИСА, ТАРЕЛКА, ВОДА, ЦВЕТОК.
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились! Получите листочки. Ну, давайте пойдем дальше.
5 задание «Подскажи словечко»
Воспитатель: Здесь для вас приготовили задание. Я вам буду читать фразы, а вы должны ее закончить.
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый.. (воробей)
Скоро вечер, посмотри –
Загорелись… (фонари)
А рядом бегемотики
Схватились за…(животики)
Не послушал зайка папу-
Отдавили зайке…(лапу)
А возле этой елки
Бродили злые…(волки)
Долго, долго крокодил
Море синее…(тушил)
Солнце светит очень ярко
Бегемоту стало..(жарко)
Часто к озеру напиться
Ходит рыжая…(лисица)
Би-би-би! Гудит машина,
Не поеду без…(бензина)
Не будильник, а звонит.
Не приемник–говорит.
Угадайте, кто же он?
Ну конечно,…(телефон)
Воспитатель: Отлично справились с заданием! Получите свои листочки. Идем дальше.
6 задание «Скажи одним словом»
Воспитатель: Послушайте меня внимательно. Я вам показываю картинки, а вы должны их назвать одним словом (показ картинок).
(Одежда-Деревья-Грибы-Мебель-Транспорт-Игрушки-Овощи-Фрукты- Цветы.)
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием получите листочки. Идем дальше.
7 задание «Какое что бывает»
Воспитатель: Я буду бросать вам мяч и называть цвет, размер, а вы возвращая его говорите что таким бывает. Будьте внимательны.
Зелёным – огурец, листья, краска…
Широким – река, дорога, лента…
Вкусным – варенье, торт, сок…
Маленьким – котёнок, мышка, мальчик…
Высоким – дом, башня, температура…
Круглым – солнце, апельсин, мяч…
Пластмассовым – кубик, ведро, совок…
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием, получите листочки. Идем дальше.
3. Заключительная часть «Волшебный лес»
Воспитатель: Вот мы и пришли в Волшебный лес. Смотрите, ребята, вот это дерево! Оно и в правду заколдованное, на нем нет ни одного листочка. Посмотрите, сколько листочков заработали вы, может их хватит чтобы оживить дерево и вернуть феям волшебство? Давайте посмотрим хватит ли наших листочков.
Дети на магниты прикрепляют листочки к дереву.
Воспитатель: Случилось чудо, волшебное дерево ожило! У нас получилось вернуть феям волшебство! Ой, смотрите, что отправили вам феи в знак благодарности (воспитатель показывает сундучок с угощением).
3.Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, что вам больше всего запомнилось в сегодняшнем путешествии? Какие задания для вас показались трудными? Какие задания вам понравилось выполнять?