Сиафетдинова Ираида Геннадьевна
заведующий ДОУ
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №29 «Березка»
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
На сегодняшний день развитие современной системы образования немыслимо без профессионального роста педагогов. Индивидуальный образовательный маршрут, траектория развития, как иногда ее называют, одна из технологий, которая способствует развитию профессиональной компетенции педагогов.
Индивидуальным образовательным маршрутом (ИОМ) педагога мы называем целенаправленно проектируемую образовательную программу, обеспечивающую педагогу субъектную позицию в выборе, разработке и реализации личной программы профессионального развития в условиях действия профессионального стандарта. Ее целью и результатом является развитие профессиональной компетенции педагога.
По срокам реализации данных маршрутов педагогов нет четких рамок, они могут быть от одного года до нескольких лет в зависимости от выявленных затруднений, конкретной ситуации и задач (например, подготовки к аттестации или реализации конкретной образовательных линий).
Индивидуальный образовательный маршрут «способствует решению» профессиональных проблем, которые актуальны не только для самого педагога, но и для педагогического коллектива образовательной организации. Выбор той или иной траектории определяется рядом факторов: особенностями, интересами и потребностями самого педагога, его воспитанников и их родителей в достижении необходимого образовательного результата; профессионализмом педагогического коллектива; возможностями учреждения удовлетворить образовательные потребности воспитанников; возможностями материально-технической базы образовательного учреждения.
Какие направления для работы предполагает ИОМ?
- Самообразование. Прежде всего это повышение квалификации и профессиональная переподготовка. Не менее важная роль отводится изучению профессиональной и научной литературы; посещению и взаимопосещению занятий в течение учебного года, самодиагностике, самостоятельному освоению современных образовательных технологий;
- Деятельность в профессиональных сообществах. Осуществляется через руководство или активное участие в работе методических объединений, творческих экспериментальных групп, ассоциаций, где педагоги имеют возможность не только прослушать лектора, но и обсудить услышанное, поделиться собственным опытом, обозначить свой взгляд на решение неких проблем;
- Участие в методической работе ДОУ которое, может осуществляться, как через традиционные формы: семинары, лектории, педагогические советы, «круглые столы», педагогические мастерские и т.п.; так и с использованием активных методов обучения: проектировочные семинары, решение профессиональных задач, деловые и ролевые игры, дебаты, дискуссии, анализ видеоматериалов, тренинги, и т.п. Взаимообучение, накопления профессионального опыта и развитие профессиональной компетентности педагогов может происходить через различные формы презентаций инновационного педагогического опыта (открытые уроки, мастер-классы, презентации на заседаниях городских методических объединений и семинарах, проектную деятельность, участие в создании банка научно-методических разработок и т.п).
Для удобства в работе составляется некий алгоритм.
- Самооценка профессиональных качеств, мастерства. На этом этапе педагог самостоятельно (при помощи опросника) оценивает свои личностные качества; профессиональную компетентность: умение ставить цели, определять задачи педагогической деятельности, осуществлять отбор объективного содержания образования и средств его реализации, осуществлять контроль и оценку полученных результатов.
- Составление маршрута профессионального развития, включающего в себя образовательные линии. Педагог прописывает, когда он планирует пройти курсовую подготовку, он обозначает для себя первостепенные задачи и ценности, перечисляет затруднения в образовательной деятельности и ищет пути их решения. Согласно обозначенным направлениям деятельности определяются содержание, формы, методы работы педагога, а также результаты и формы предоставления результатов по развитию профессиональной компетентности, и преодолению выявленных недостатков.
- Для реализации индивидуального образовательного маршрута создаются временные творческие коллективы, педагоги включаются в работу объединений, где осуществляется профессиональное взаимодействие, рефлексия и обогащение опыта.
- Анализ реализации индивидуального образовательного маршрута, представление результатов. Результативность реализации индивидуального образовательного маршрута отражается в портфолио педагога.
Педагогам во время реализации намеченного, оказывается методическая помощь:
- Предоставление информации о возможностях методической работы в ОО;
- Оказание консультативной помощи при проектировании ИОМ: групповые, индивидуальные, а также хорошо зарекомендовал себя метод видеоконсультаций;
- Работа по наставников с молодыми педагогами;
- Предоставление своевременной информации о возможностях обучения и развития вне ДОУ (ПК, ММО, виртуальные предметные педагогические сообщества, экспериментальные и инновационные площадки, форумы, фестивали, дистанционное обучение)
Помимо этого, экономическое стимулирование: доплата за активное участие, высокие показатели, разовые премии; психолого-педагогические: (совет, просьба, пожелания, стимуляция творческой активности, инициативности сотрудников).
По итогам выполнения всех пунктов индивидуального плана, мы ожидаем, что наши педагоги смогут повысить свою профессиональную компетентность; в положительную сторону изменить качественные показатели собственной деятельности, повысить степень ответственности за результат. Важным является так же и осознание потребности педагогов в непрерывном профессиональном образовании; совершенствование содержания обучения: внедрение современных форм, методов обучения и воспитания, современных технологий, способствующих развитию способностей воспитанников, повышению их образовательного уровня.
Однако, на сегодняшний день, у педагогов отсутствует внутренняя мотивация для непрерывного профессионального образования. Нередки случаи завышения самооценки ряда педагогов по поводу повышения профессиональной и методической компетентности и совершенствования образовательного процесса. Проблемой является и отсутствие полноценной системы стимулирования педагогов, стремящихся к повышению качества образования.
Карта ИОМ
ФИО педагога |
|||
Образование |
|||
Стаж работы |
|||
Категория |
|||
Направление деятельности |
Содержание деятельности |
Ожидаемые результаты |
Формы представления |
УЧЕБНЫЙ ГОД |
|||
Повышение квалификации (даты, годы) |
Курсовая подготовка и переподготовка Участие в семинарах, педсоветах педчасах, «Круглых столах» |
Развитие профессиональных компетенций |
Сертификат, диплом, справка Доклады, выступления, публикации, мастер-классы и др. |
Самообразование (сроки работы) |
Ознакомление с требованиями к эффективности деятельности педагогических работников в соответствии с профессиональным стандартом, локальными нормативными актами Изучение специальной педагогической и психологической литературы Изучение образовательных стандартов Знакомство с новыми педтехнологиями через предметные издания и Интернет. |
Развитие профессиональных компетенций Повышение качества обучения Распространение опыта среди коллег новых технологий |
Подписаны новые редакции документов: -должностные инструкции; трудовой договор; коллективный договор, правила трудового распорядка Презентация на МО, педагогических, методических советах методических пособий дидактических материалов, наглядности |
Деятельность в профессиональном сообществе |
Участие в профессиональных, творческих конкурсах, семинарах, работа в МО, творческих группах, проведение открытых мероприятий, инновационная работа, трансляция опыта |
Повышение статусности, обмен опытом, привлечение в работу |
Дипломы справки, сертификаты |
Участие в методической работе |
Самоанализ компетентностей ПДО на предмет соответствия требованиям профстандарта ПДО Разработка индивидуального образовательного маршрута ИОМ Подготовка и оформление методических, дидактических материалов Совершенствование программы ООП Подготовка и внедрение методических и образовательных. воспитательных проектов и событий Участие в методических конкурсах педсоветах, педчасах Проведение открытых занятий и мероприятий для коллег, родителей, детей, взаимопосещения |
Развитие профессиональных компетенций Распространение Опыта среди коллег в ДОУ, на методических объединениях, городе, Республике, РФ Создание УМК Реализация образовательных, воспитательных и методических проектов, событий |
Защита на методическом объединении, презентация на педагогическом совете, Публикации в профессиональных журналах, сайтах профессиональных сообществ. Представление методических материалов на конкурсах профессионального мастерства |
Анализ проделанной работы Планирование работы на следующий учебный год |
Анализ, корректировка целей, задач, плана работы на следующий год |
Развитие профессиональных компетенций |
Отчет по самообразованию на МО, педсовете План работы на следующий год. |