Сидорова Альбина Сергеевна,
Корчик Татьяна Сергеевна
учитель начальных классов
МБОУ «Многопрофильный лицей №37» НМР РТ г. Нижнекамск
Пояснительная записка
Учащиеся проявляют большой интерес к интеллектуальным видам игровых развлечений, во время которых участникам нужно преодолеть ряд препятствий, решить определенные задачи, решить логические загадки для достижения общей цели. Этому способствуют интерактивные формы обучения, в частности квест-игры. В настоящее время квесты – популярное направление в интеллектуальном развитии детей. В ходе квест-игры все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность воспринимать, рефлексировать и осуществлять поиск варианта решения различных познавательных задач. Совместная деятельность учащихся в ходе квест-игры, позволяет каждому вносить свой индивидуальный вклад, обмениваться знаниями, идеями, способами деятельности, учит критически мыслить.
Квест-игра «Знатоки Нефтехима» разработана учителями начальных классов МБОУ «Многопрофильный лицей №37» Сидоровой А.С. и Корчик Т.С. Почему нас заинтересовала эта тема? История «Нижнекамскнефтехим» – неотъемлемая часть истории города Нижнекамск. Многие родители наших воспитанников трудятся на заводах данного предприятия, поэтому детям необходимо иметь представление о значимости «Нижнекамскнефтехима» для каждого нижнекамца.
Цель: ранняя профориентация — сформировать у ребенка эмоциональное отношение к профессиональному миру на основе нефтехимического производства.
Задачи:
Образовательные. Сформировать первичные представления о заводе города: название, выпускаемая продукция. Познакомить с широким спектром профессий нефтехимического производства, особенностями данных профессий.
Развивающие. Развитие интереса к профессиям родителей нефтехимического производства. Развивать внимание, восприятие и наглядно-действенное мышление, наглядно-образное и словесно-логическое мышление, устную речь.
Воспитательные. Формирование у детей добросовестного отношения к труду, понимания роли труда в жизни человека и общества. Учить ценить результаты труда, уважительно относиться к людям труда.
Ожидаемые результаты:
Метапредметные: способность решать творческие и проблемные задачи, используя имеющиеся знания и процессы продуктивного творческого мышления.
Личностные: формировать положительное отношение к труду, интерес к рабочим профессиям, заинтересовать профессиональной деятельностью.
Предметные: совершенствование навыков устанавливать причинно-следственные связи, приобретение навыков коммуникативной деятельности в группе, развитие критического мышления.
Формы организации деятельности учащихся: командная поисково-исследовательская деятельность по заданному маршруту.
Возрастная категория: обучающиеся 3-4 классов.
Критерии оценки заданий:
Организаторы формируют жюри для участия и подведения итогов работы команд в Квест – игре «Знатоки Нефтехима». Жюри оценивает точность и количество правильных ответов. За каждый правильный ответ команды получают жетоны – «нефтехимчики». По окончании игры, все «нефтехимчики», полученные командами на каждой станции, суммируются и определяются победители и призеры конкурса.
Перечень оборудования:
Организационный этап: проектор, компьютер, костюм «нефтехимчика», видеофайл «Виртуальная экскурсия», маршрутные листы.
Станция «Шифровка»: карточка 15 12 15 23 , карточка НКНХ
Станция «Угадай профессию»: видеофайл «Станция «Угадай профессию. Токарь»», видеофайл «Станция «Угадай профессию. Сварщик»», проектор, компьютер.
Станция «Похимичим?»: карточки с описанием опыта из набора «Я люблю химичить», ватные диски (4 шт.), лабораторная посуда, вода, соленая вода, лимонный сок, молоко.
Станция «Внимание, внимание!»: видеофайл «Станция «Внимание, внимание!»».
Станция «Зеркальное отражение»: небольшое зеркало, карточка с зеркальной надписью «Нижнекамскнефтехим» — крупнейший в России производитель синтетического каучука».
Перспективы развития:
Квест– игра будет ежегодно проводиться в лицее в преддверии празднования «Дня Нефтехима».
Правила игры:
Игра состоит из двух частей: первая часть – виртуальная экскурсия, вторая часть – квест-игра. Квест – игра состоит из 5 Квест – заданий: задания располагаются на разных станциях (кабинетах).
В соответствии с полученной на руки маршрутной картой, команды передвигаются по станциям, где их ждут станционные наставники, рассказывающие о заданиях и координирующие работу участников игры. Станционные наставники оценивают выполнение заданий и выставляют заработанные баллы в маршрутный лист. Команда должна посетить все станции в порядке, указанном в маршрутном листке. После прохождения каждого квеста на станции, команды получают следующее Квест-задание и продолжают движение по станциям дальше. Побеждает команда, набравшая по итогам игры наибольшее количество баллов и как можно быстрее завершившая все задания.
Ход игры-конкурса
I. Вступительное слово
Участников квест-игры приветствует «нефтехимчик» – мальчик в костюме с атрибутом НКНХ.
Ведущий: – Здравствуйте, ребята! Сегодня мы встретились здесь, чтобы показать свои знания и выявить лучших знатоков главного предприятия нашего города – ведущего производителя нефтехимической продукции в Европе ПАО «Нижнекамскнефтехим». Приглашаем вас принять участие в Квест-игре «Знатоки Нефтехима»!
II. Организационный этап
Приветствие и представление команд.
– Итак, команды готов! Не каждый из нас был в «Нижнекамскнефтехиме», но мы уверены, что каждый хотел бы побывать на этом промышленном гиганте. Поэтому прямо сейчас мы проведем для вас виртуальную экскурсию на крупнейшее предприятие нашего города – «Нижнекамскнефтехим».
III. Виртуальная экскурсия
Участники квест-игры просматривают презентационный фильм «Нижнекамскнефтехим».
– Ну, а сейчас пришло время отправиться на выполнение квестов.
Получение маршрутных листов.
Ознакомление с правилами игры.
– Удачи вам, ребята!
IV. Квест-игра
1. Станция «Шифровка»
Станционный наставник: – Сколько букв в русском алфавите? Правильно, 33! И у каждой буквы есть свой порядковый номер в алфавите. Я предлагаю вам следующее задание: в шифровке записаны только числа. Догадайтесь, какие буквы стоят в алфавите под этими порядковыми номерами, а затем сложите эти буквы так, чтобы получившийся порядок букв имел отношение к теме нашей квест-игры.
15 12 15 23 |
Н К Н Х |
-Молодцы, ребята! Значит, вы, наверняка, знаете, что означают эти буквы?
– Правильно! НижнеКамскНефтеХим
Критерии оценивания
За правильно составленную аббревиатуру команда получает 1 «нефтехимчик», за знание значения слова команда также получает 1 «нефтехимчик».
– Где находится следующая станция? Узнаете из загадки.
Команда получает загадку, из которой участники отгадывают место проведения следующего квеста.
Окна на север – хозяин там есть И информации не перечесть. В нем паутиной все заросло, «Окна» там есть далеко не одно! |
(Кабинет информатики)
2. Станция «Угадай профессию»
Дети просматривают 3 коротких видео о профессиях. После просмотра каждого видео дети должны догадаться о какой профессии было рассказано в видео и выбрать соответствующую карточку с названием этой профессии.
Наставник: – Люди этих профессий работают на «Нижнекамскнефтехиме». По содержанию видеоролика догадайтесь, о какой профессии идёт речь и назовите ее.
Критерии оценивания
За 3 верно угаданных названия профессий команда получает 3 «нефтехимчика», за 2 верных ответа – 2 «нефтехимчика» и т.д.
Станционный наставник: – Если вас, ребята, заинтересовали эти профессии, то их можно получить в «Колледже нефтехимии и нефтепереработки имени Н.В. Лемаева». Этот колледж находится в нашем городе.
– Где находится следующая станция? Узнаете из загадки.
Команда получает загадку, из которой участники отгадывают место следующего квеста.
С помощью клавиатуры сделайте перевод и получите название кабинета. {BVBZ |
(Кабинет химии)
3. Станция «Похимичим?»
Станционный наставник: – Добро пожаловать в лабораторию, ребята! Лаборатория – это оборудованное помещение, приспособленное для специальных опытов и исследований. Кто проводит опыты и исследования на «Нижнекамскнефтехиме»? Правильно, лаборанты-химики! А в нашей квест-игре вы сами сможете провести опыт. Он называется «Пятновыводитель».
На четырех ватных дисках нанесены пятна йода. Опытным путем определите – чем можно удалить это пятно: водой, соленой водой, лимонным соком или молоком?
Участники поочередно капают на пятно каплю воды, соленой воды, лимонного сока и молока и делают вывод, что лимонная кислота обладает обесцвечивающими свойствами.
Критерии оценивания
За верный вывод команда получает «нефтехимчик».
Станционный наставник: – А чтобы узнать, где находится следующая станция, отгадайте загадку.
Вспомните порядковый номер букв в алфавите, подставьте вместо чисел буквы и узнайте, в какой кабинет идти дальше: 22,10,9,10,12,1 |
(Кабинет физики)
4. Станция «Внимание, внимание!»
Станционный наставник: – На этой станции вам понадобится быть очень внимательными. Сейчас вы посмотрите видео о заводе «Нижнекамскнефтехим». После просмотра я задам вам 3 вопроса.
Вопрос 1. В этом видео говорится о запуске установки по первичной переработке нефти ЭЛОУ-АВТ-7. В каком году это произошло? (1979)
Вопрос 2. Кто поздравил нефтехимиков с этим событием? (Фикрят Табеев)
Вопрос 3. Как город увековечил его имя? (Одна из улиц города сейчас носит имя Фикрята Табеева).
Критерии оценивания
За 3 верных ответа команда получает 3 «нефтехимчика», за 2 верных ответа – 2 «нефтехимчика» и т.д.
– Ответ на загадку поможет вам узнать место следующей станции.
(Кабинет географии)
5. «Зеркальное отражение»
Наставник: – Посмотрите на эту фразу. Можете ли вы её прочитать? (Нет). Предмет, с помощью которого вы сможете прочитать эту надпись, кроется в названии этой станции. (Зеркало)
Дети при помощи зеркала прочитывают фразу «Нижнекамскнефтехим» — крупнейший в России производитель синтетического каучука».
Критерии оценивания
За верно выполненное задание команда получает 1 «нефтехимчик».
– Ответ на загадку поможет вам узнать место следующей станции.
Решите примеры и узнаете номер кабинета, где пройдет подведение итогов квест-игры. (112 – 52) : 30 = 48:12 : 2 = (75 + 34 – 19) : 45 = |
(Кабинет 222)
V. Подведение итогов.
Ведущий: – Мы рады приветствовать всех участников квест-игры на заключительном этапе. Сегодня вам представилась возможность не только показать свои знания и умения, но и применить быстроту своего мышления, внимания. И, конечно же, задания, которые вы выполнили на каждой станции, раскрыли перед вами мир Нефтехима с новой стороны, и теперь вас смело можно назвать знатоками Нефтехима!
Жюри оценивает квест-игру, выставляет оценки и подводит окончательные итоги. Объявляется и награждается команда-победитель.
Маршрутный лист команды ________________________
№ |
Название квеста |
Количество баллов |
Подпись станционного наставника |
1 |
Шифровка |
0-2 |
|
2 |
Угадай профессию |
0-3 |
|
3 |
Похимичим? |
0-1 |
|
4 |
Внимание, внимание! |
0-3 |
|
5 |
Зеркальное отражение |
0-1 |
Маршрутный лист команды ________________________
№ |
Название квеста |
Количество баллов |
Подпись станционного наставника |
1 |
Внимание, внимание! |
0-3 |
|
2 |
Зеркальное отражение |
0-1 |
|
3 |
Шифровка |
0-2 |
|
4 |
Похимичим? |
0-1 |
|
5 |
Угадай профессию |
0-3 |