Миннахметова Виктория Андреевна
учитель химии
МБОУ «Русско-татарская средняя общеобразовательная школа №129»
Приволжского района г. Казани
Применение QR-code на уроках химии
Общая информация (учебный предмет (-ы), класс, тема): Химия. 9 класс. Валентность. Пространственное строение молекул. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2018).
Цель задания (описана с позиции учителя): систематизировать знания учащихся о понятии валентность и научить составлять, определять пространственное строение молекул.
Цель задания (с позиции ученика): научиться определять валентность химических элементов, на основе валентности научиться составлять пространственные формулы молекул и определять их по строению.
Понятия, впервые вводимые на уроке: валентность, постоянная и переменная валентность.
Трудоёмкость (время, необходимое для выполнения задания): 10 мин.
Наглядные материалы (видео, изображения, графики, таблицы, схемы и пр.): QR-code.
Описание деятельности учащихся по достижению образовательной цели, поставленной в задании.
- Учащиеся должны уметь формулировать определение “валентность”, знать валентность атомов водорода и кислорода в соединениях, определять по ней валентность атомов других элементов в бинарных соединениях,
- Уметь разъяснять смысл понятия “валентность” и последовательность действий при определении валентности атомов элементов по формулам веществ.
- Уметь составлять и определять структурные формулы веществ.
Форма предоставления результата (ответ на вопрос, продукт, схема, текст и пр.): таблица.
Задание.
Используя приложение QR Scanner (https://www.kaspersky.ru/qr-scanner) считайте нижеприведенные QR-code, в которых зашифрованы молекулы в пространственном строении и соотнесите молекулы согласно их структуры валентного угла. Заполните таблицу.
QR-code-1 QR-code-2 QR-code-3
QR-code-4 QR-code-5 QR-code-6
Тип молекулы (иона) |
Число σ-связей, образованных центральным атомом |
Число неподеленных пар электронов |
Структура, валентный угол |
Примеры частиц (центральный атом выделен) |
АВ2 |
2 |
0 |
Линейная, α = 180° |
|
1 |
Угловая, 90° < α < 120° |
|||
2 |
Угловая, α < 109° |
|||
АВ3 |
3 |
0 |
Треугольная, α ≈ 120° |
|
1 |
Тригональная пирамида, α < 109° |
|||
АВ4 |
4 |
0 |
Тетраэдр, α = 109° |
*Пользуюсь дополнительными справочными материалами, дополните таблицу примерами.
Рубрикатор (чётко прописанная система критериев оценивания) и/или вариант правильного ответа.
«5» |
Работа выполнена правильно (правильно соотнесен QR-code со структурой валентного угла и внесены по ). |
«4» |
Работа выполнена (соотнесен QR-code со структурой валентного угла), но допущена одна ошибка. |
«3» |
Работа выполнена (соотнесен QR-code со структурой валентного угла), но допущены две шибка. |
«2» |
Работа выполнена (соотнесен QR-code со структурой валентного угла), но допущены три и более ошибок. |
Тип молекулы (иона) |
Число σ-связей, образованных центральным атомом |
Число неподеленных пар электронов |
Структура, валентный угол |
Примеры частиц (центральный атом выделен) |
АВ2 |
2 |
0 |
Линейная, α = 180° |
CO2 |
1 |
Угловая, 90° < α < 120° |
SO2 |
||
2 |
Угловая, α < 109° |
H2O |
||
АВ3 |
3 |
0 |
Треугольная, α ≈ 120° |
SO3 |
1 |
Тригональная пирамида, α < 109° |
NH3 |
||
АВ4 |
4 |
0 |
Тетраэдр, α = 109° |
CH4 |
Личностными результатами является: умение анализировать информацию, делать умозаключения.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД: моделировать строение атомов элементов первого – третьего периодов, строение простейших молекул.
Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие
Дополнительные сведения: QR-code задания является вырезкой из дополнительного справочка по химии для учащихся 8-11 классов. Разработанный Миннахметовым Тагиром Раифовичем и Миннахметовой Викторией Андреевной.
инн
ChemCODE
Справочник 3D молекул по химии
для учащихся 8-11 классов
Казань – 2022
СОДЕРЖАНИЕ |
|
ПРЕДИСЛОВИЕ…………………………………………………………….. Соединения водорода ……………………………………………………… Соединения азота ………………………………………………………….. Соединения серы …………………………………………………………… Соединения фосфора………………………………………………………. Соединения углерода………………………………………………………. Знакомая химия…………………………………………………………….. |
4 5 8 11 13 15 13 |
ПРЕДИСЛОВИЕ
В справочном материале представлены кодированные 3D молекулы неорганических и органических химических соединений, с помощью QR-coda. Кодированная молекула представляет собой штрих-код – графическая информация, наносимая на поверхность, маркировку или упаковку изделий, представляющая возможность считывания ее техническими средствами – последовательность черных и белых полос, либо других геометрических фигур. Расшифровка штрих-кода происходит с помощью мобильного устройства и программы считывающая код (QR Scanner). Теоретический материал в справочнике не рассматривается, лишь приводятся формулы химических соединений.
Последний раздел справочника «Знакомая химия» ознакамливает учащихся с веществами, которые связаны с различными сферами повседневной жизни человека (личная гигиена, ремонт, стирка, борьба с вредителями).
Материал справочника по химии является универсальным и вариативным, что обеспечивает его использование с разными образовательными программами.
Применение 3D-технологий в обучении позволит сделать уроки интересными, познавательными, цифровыми, визуально-объемными. 3D-технология позволит «погрузить» ученика в тему изучаемого урока, дает возможность наглядно объяснить учащимся тему занятия.
Справочный материал предназначен для учащихся 8-11-х классов. Он может быть рекомендован также учащимся подготовительных отделений ВУЗов, школ, гимназий и лицеев, а также преподавателям химии.
Соединения водорода
Вода (Water)
2D – структура молекулы воды (H2O)
3D – структура молекулы воды. Используй сканер QR-кода
Пероксид водорода (Hydrogen peroxide)
3D – структура молекулы воды. Используй сканер QR-кода
2D – структура молекулы пероксида водорода (H2O2)
Аммиак (Ammonia)
2D – структура молекулы аммиака (NH3)
3D – структура молекулы аммиака. Используй сканер QR-кода
Гидрид фосфора (Phosphorus hydride)
2D – структура молекулы фосфина (PH3)
3D – структура молекулы гидрида фосфора. Используй сканер QR-кода
Этан (Ethane)
3D – структура молекулы этана. Используй сканер QR-кода
2D – структура молекулы этана (C2H2)
Метан (Methane)
3D – структура молекулы метана. Используй сканер QR-кода
2D – структура молекулы этана (CH4)
Соединения азота
Оксид азота (Nitrogen oxide) (I)
3D – структура молекулы оксида азота (I). Используй сканер QR-кода
2D – структура молекулы оксида азота (I) (N2O)
Оксид азота (Nitrogen oxide) (III)
3D – структура молекулы оксида азота (III). Используй сканер QR-кода
2D – структура молекулы оксида азота (III) (N2O3)
Оксид азота (Nitrogen oxide) (V)
3D – структура молекулы оксида азота (V). Используй сканер QR-кода
2D – структура молекулы оксида азота (V) (N2O5)
Цианистоводородная кислота (Hydrocyanic acid)
2D – структура молекулы цианистоводородной кислоты (HCN)
3D – структура молекулы цианистоводородной кислоты. Используй сканер QR-кода
Азотная кислота (Nitric acid)
2D – структура молекулы азотной кислоты (HNO3)
3D – структура молекулы азотной кислоты. Используй сканер QR-кода
Азотистая кислота (Nitrous acid)
3D – структура молекулы азотистой кислоты. Используй сканер QR-кода
2D – структура молекулы азотистой кислоты (HNO2)
Соединения серы
Оксид серы (IV) (Sulfur dioxide)
3D – структура молекулы оксида серы (IV). Используй сканер QR-кода
2D – структура молекулы оксида серы (IV) (SO2)
Оксид серы (Sulfur oxide) (VI)
3D – структура молекулы оксида серы (VI). Используй сканер QR-кода
2D – структура молекулы оксида серы (VI) (SO3)
Серная кислота (Sulfuric acid)
3D – структура молекулы серной кислоты. Используй сканер QR-кода
2D – структура молекулы серной кислоты (H2SO4)
Сернистая кислота (Sulfurous acid)
2D – структура молекулы сернистой кислоты (H2SO3)
3D – структура молекулы сернистой кислоты. Используй сканер QR-кода
Соединения фосфора
Фосфористая кислота (Phosphorous acid)
2D – структура молекулы фосфористой кислоты (H3PO3)
3D – структура молекулы фосфористой кислоты. Используй сканер QR-кода
Фосфорная кислота (Phosphoric acid)
3D – структура молекулы фосфорной кислоты. Используй сканер QR-кода
2D – структура молекулы фосфорной кислоты (H3PO4)
Оксид фосфора (Phosphorus oxide) (III)
3D – структура молекулы оксида фосфора (III). Используй сканер QR-кода
2D – структура молекулы оксида фосфора (III) (P2O6)
Оксид фосфора (Phosphorus oxide) (V)
3D – структура молекулы оксида фосфора (V). Используй сканер QR-кода
2D – структура молекулы оксида фосфора (V) (P2O10)
Соединения углерода
Оксид углерода (Carbon oxide) (II)
3D – структура молекулы оксида углерода (II). Используй сканер QR-кода
2D – структура молекулы оксида углерода (II) (CO2)
Угольная кислота (Carbonic acid)
3D – структура молекулы угольной кислоты (II). Используй сканер QR-кода
2D – структура молекулы угольный кислоты (H2CO3)
Знакомая химия
Парацетамол (Paracetamol)
3D – структура молекулы парацетамола Используй сканер QR-кода
2D – структура молекулы парацетамола (C8H9NO2)
Ацетилсалициловая кислота (аспирин) (Acetylsalicylic acid)
3D – структура молекулы аспирина. Используй сканер QR-кода
2D – структура молекулы аспирина (C9H8O4)
Бриллиантовый зеленый (Зеленка) (Brilliant green)
2D – структура молекулы зеленки (C27H34N2O4S)
3D – структура молекулы зеленки. Используй сканер QR-кода
Кофеин (Coffeine)
3D – структура молекулы кофеина. Используй сканер QR-кода
2D – структура молекулы кофеина (C8H10N4O2)
Валидол (Validol)
2D – структура молекулы валидола(C8H10N4O2)
3D – структура молекулы валидола. Используй сканер QR-кода