Шигаева Гузаль Асхатовна
воспитатель
МБДОУ Сокуровский детский сад Ромашка Республика Татарстан
Лаишевский район село Сокуры
Пояснительная записка
Актуальность
Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей, а вместе с этим, увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Особую тревогу вызывает рост
числа пострадавших детей. Поэтому важную роль в предупреждении травматизма на дорогах играет ознакомление дошкольников с правилами безопасности дорожного движения и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожного – транспортного травматизма не теряет своей актуальности.
В современном обществе особенно актуальным является развитие речи детей. Все больше детей дошкольного возраста испытывают трудности в развитии речи. Между тем, социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, умеющей грамотно отстаивать свою точку зрения. Здесь не обойтись без развитой речи. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, знакомство с книжной культурой… Важнейшим средством развития речи является общение. По мнению М.И. Лисиной «Общение – это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Учитывая актуальность и на основании изученных программ, технологий, методик, нами была разработана рабочая тетрадь по развитию речи с элементами обучения правилам безопасности дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста.
Предлагаемая рабочая тетрадь является практическим дополнением к
интеграции вариативного модуля «Обучение детей дошкольного возраста
правилам безопасного поведения на дорогах» в образовательные области
Федерального образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования
«Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие».
Цель: повышение эффективности работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с правилами безопасного поведения на дороге и развития речи детей.
Задачи:
-создать условия для ознакомления детей с правилами безопасного поведения на дороге;
-формировать навыки соблюдения и выполнения ПДД;
-применять современные инновационные формы, методы обучения и воспитания, направленные на предупреждение несчастных случаев с детьми на улицах и во дворах;
– совершенствовать речевое общение;
-формировать диалогическую речь;
-обогащать представления об окружающем мире.
Рабочая тетрадь включает следующие разделы по развитию речи: развивающая речевая среда, формирование словаря, звуковая культура речи, грамматический строй речи, связная речь, приобщение к художественной литературе.
С помощью различных заданий ребенок сможет повторить и закрепить знания, полученные на занятиях. Использование рисунков, ребусов, стихотворений, рассказов помогает сделать работу по выполнению предложенных заданий увлекательной и доступной.
Рабочая тетрадь поможет рационализировать работу педагога и экономить время. Она способствует активизации мыслительной и познавательной деятельности воспитанников старшего дошкольного возраста, развитию их речи. Поможет развивать творческое мышление, внимание, память, самостоятельность и инициативность. Поможет успешно усвоить знания по правилам безопасности дорожного движения, легче ориентироваться в дорожных ситуациях и на практике применять полученные знания.
Аннотация
Рабочая тетрадь предназначена в помощь воспитателям (родителям) для работы по формированию основ безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста и развития речи детей старшего дошкольного возраста. Выполняя занимательные упражнения и задания, ребёнок рассуждает, сравнивает, анализирует, обобщает. В совместной игровой деятельности дети учатся развивать свою связную речь, составлять предложения в зависимости от развивающей речевой среды.
Рабочая тетрадь может использоваться в совместной работе взрослого и
ребенка. Применяется в индивидуальной и групповой работе с детьми. Возможно использование рабочей тетради в самостоятельной деятельности ребенка.
Как работать с тетрадью?
№ |
Условные обозначения |
Описание |
1 |
_ _ _ _ |
Можно откреплять лист от корешка при помощи безопасных ножниц. |
2 |
Задания не связаны сюжетом, поэтому их можно выполнять в любой последовательности |
|
3 |
На протяжении всей тетради ребенка будет сопровождать персонаж – Лапочка. От ее имени ведется рассказ и даются задания. Шрифт красным цветом-это обращение персонажа к ребенку, черным непосредственное задание. |
|
4 |
В тетради есть раздел «Родительская страничка». Она предполагает выполнение заданий дома (по желанию). |
|
5 |
Тетрадь предполагает самооценку ребенком выполнения каждого задания. Для этого есть самоклеящиеся наклейки, которые очень любят современные дети! Внизу каждого листа есть звезда, на которую ребенок наклеивает наклейку соответствующего цвета: зеленая–выполнил хорошо или самостоятельно, красная-выполнил с ошибками или с помощью взрослого. |
ВАЖНО!
1. Прочитайте текст, написанный красным шрифтом. Обсудите содержание картинки.
2. Помогите ребенку, если будет необходимость. Но не выполняйте задания за него!
3. Обсуждайте каждую страничку! Это поможет в развитии связной речи и формировании навыков безопасности на дорогах!
4. Окажите помощь в самооценке, вместе разберите ошибки при их наличии.
Желаем удачи!
Привет! Я – Лапочка! Давай вместе будем изучать правила безопасности дорожного движения?
1.Отгадай загадки, соедини отгадку.
2.Объясни, для чего нужны эти транспортные средства?
3.Оцени правильность выполнения. задания.
День ли на дворе иль ночь Она торопиться помочь! Из беды спасти больного Старого или молодого… |
Я мчусь с сиреной на пожар, Везу я воду с пеной. Потушим вмиг огонь и жар Мы быстро словно стрелы! |
По городу разъезжает, За порядком наблюдает… |
|
|
|
Оцени себя
Ой! На одном перекрестке сломался светофор. Помоги восстановить его работу.
1. Раскрась сигналы светофора в правильной последовательности.
2. Выучи стихотворение
3.Оцени правильность выполнения. задания.
Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться опасно!
Желтый будь готов идти,
Оцени себя
А зеленый свет-иди!
Я умею составлять предложения по схеме. А ты?
- Найди на картинках пешеходов, пассажира и водителя.
- Раскрась квадрат под изображением пешеходов синим цветом, водителя – красным, пассажира – жёлтым.
- Составь предложение по картинкам, используя схемы.
- Оцени правильность выполнения задания.
- ______________ _________________ за _________________.
- ______________ _________________ по _________________.
- ______________ _________________ на _________________ .
Оцени себя
Очень важно знать знаки дорожного движения!
1.Найди название для каждого знака, соедини их карандашом.
2.Расскажи, для чего нужны эти знаки.
3.Оцени правильность выполнения задания
Движение пешеходов
запрещено
Велосипедная дорожка
Пешеходная дорожка
Жилая зона
Пешеходный переход
Дорожные работы
Осторожно! Дети
Въезд запрещён
Оцени себя
Я сегодня узнала, что есть несколько видов транспорта!
1.Перечисли виды транспорта.
2. Раскрась синим цветом легковой автомобиль, красным – грузовой, жёлтым – общественный транспорт.
3.Оцени правильность выполнения задания.
Оцени себя
Я учу правила поведения юного пешехода! Присоединяйся!
1.Рассмотри картинки.
2.Раскрась кружок рядом с картинками, где дети ведут себя неправильно, красным цветом, а там, где правильно – зелёным.
3.Оцени правильность выполнения задания
Оцени себя
Давай вместе поможем грузовику добраться до стройки!
1. Пройди лабиринт, соблюдая правила дорожного движения.
2.Оцени правильность выполнения задания.
Оцени себя
Я очень люблю разгадывать кроссворды. А ты?
1.Разгадай кроссворд.
2.Впиши буквы в клеточки. Какое ключевое слово получилось?
3.Оцени правильность выполнения. задания.
Оцени себя
А ты знаешь, что такое ребус? Мама говорит, что это та же загадка, но только в виде рисунка. Они отлично развивают логику и мышление. Порешаем?
1.Разгадай ребусы.
2.Произнеси каждое слово по слогам. Хлопни в ладоши, как только произнесешь часть слова. Сколько раз хлопнул, столько и слогов в слове. Раздели прямоугольник на столько частей, сколько в названии разгаданного ребуса.
ключевое слово получилось?
3.Оцени правильность выполнения. задания.
Оцени себя
Я знаю, как безопасно дойти до детского сада, а ты?
1. Нарисуй безопасный путь от дома до детского сада.
Как интересно разбирать слова на слоги, а слоги на буквы…
1. Раскрась рамки картинок, в словах которых есть звук А.
2.Оцени правильность выполнения задания.
Оцени себя
Я всегда участвую в акции «Ребенок-главный пассажир!»
1.Расскажи, почему нужно ездить в кресле?
2.Раскрась ремень безопасности и кресло.
3.Оцени правильность выполнении задания.
Оцени себя
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Сокуровский детский сад «Ромашка»
Рабочая тетрадь
для детей старшего дошкольного возраста
Разработала: Шигаева Гузаль Асхатовна,
воспитатель