Горбунова Наталья Ильинична
учитель
МБОУ «Староильдеряковская СОШ» Аксубаевского муниципального района
Республики Татарстан
Старое Ильдеряково
Функциональная грамотность школьников в современной школе
Аннотация: в данной статье освещаются практические методы и приемы формирования функциональной грамотности младших школьников.
Ключевые слова: функциональная грамотность, базовое образование, читательская грамотность, образовательная платформа, PISA.
Мы считаем, что в современных условиях, функциональную грамотность необходимо рассматривать как базовое образование личности. Человек должен уметь успешно взаимодействовать как с самим собой, так и с окружающим миром. Ежедневно нам приходится принимать решения в процессе разнообразной деятельности для жизненных и учебных задач. В соответствии с ценностями социума, мы должны обладать способностями построения отношений в обществе. Владение личностью рефлексивными умениями мы рассматриваем как один из компонентов образования.
Особенностью функциональной грамотности является наличие целесообразного минимума образования, необходимого для успешного образования, повседневной жизни в социуме и для саморазвития личности. Причем, уровень развития каждого, так называемого «массового» школьника, определяется государством, обществом и запросами семьи. Содержание образования должно носить практический характер. Знание выступает средством и условием достижения цели образования и обучения.
Интегративными компонентами функциональной грамотности являются: коммуникативная, читательская, информационная и социальная грамотность.
Языковая, литературная, естественнонаучная, математическая, общекультурная и технологическая рассматриваются как предметные компоненты функциональной грамотности. [1]
Что способствует формированию функциональной грамотности на наших уроках?
1. Оказание помощи ученикам для осознанности изучаемого материала.
Необходимо увеличить частотность использования заданий на демонстрацию «понимания смыслов»: «Приведи пример…», «Изобрази…», «Поясни термин, утверждение…». На уроке уместны учебные ситуации, когда ученик проявляет инициативу: использовать загадки, инсценировки, общие увлечения, давать «полезные» задания и т.д.
2. Перевод получения знаний в активные из пассивных методов и приемов.
Предлагать задания, в которых присутствует неопределённость в способах действий, проблемность во внеучебном контексте. На уроке учитель может создать учебную ситуацию, требующую применения знаний. Целесообразно использование практики развивающего обучения, учение в общении, или учебное (позиционное) сотрудничество. Предлагаемые задания должны иметь поисковый характер. По завершении работы осуществляется самостоятельная оценочная деятельность школьников.
3. Интеграция и перенос знаний, алгоритмов и способов действий, способов рассуждений. [2]
В учебном процессе мы применяем задания: исследования, проекты, кейсы, ролевые и деловые игры, моральные дилеммы и другие задания, способствующие приобретению опыта успешных позитивных действий. В нашей практике используются комплексные задания, содержащие мотивационную часть, использующие разные форматы представления информации, охватывающие все оцениваемые компетентности.
При подготовке к урокам мы часто используем интерактивную образовательную платформу https://uchi.ru/, которая позволяет детям устранить пробелы в знаниях по математике. Русскому языку. Окружающему миру, английскому языку и др. школьным дисциплинам. Предложенные инициативы сервиса предполагают индивидуальную, парную, групповую формы образовательного процесса на уроке и дома. Система мониторингов, записи уроков, предметные олимпиады «Дино», «Русский с Пушкиным», «Юный предприниматель», «Заврики», «Плюс», «Бриг» и другие представлены в онлайн-формате. Выполнение заданий олимпиад помогает ученикам тренировать внимание, логическое мышление и пространственное воображение, учит мыслить шире привычных рамок урока. Олимпиадные задания познавательны и удобны в выполнении, привлекают детей сходством с компьютерными играми, позволяют демонстрировать задание. Ученики узнают свой результат сразу (пробный тур) или через 5 минут после завершения олимпиады (основной тур) и имеют возможность распечатать документ для «Портфолио».
Для решения задач формирования функциональной грамотности на платформе функционирует проект «Измерение знаний», в котором в форме компьютерных игр представлена особая группа заданий – тренажеров. Для 2-3 классов мы используем интерактивные задания, проверяющие основные группы читательских умений. Например, ученики читают разные типы текстов (художественные и научно – познавательные), затем отвечают на вопрос: «Какая иллюстрация точно НЕ подойдет к данному рассказу?» Ресурсы платформы позволяют нам оценить уровень читательской грамотности и навыки 3К (коммуникация, кооперация, критическое мышление).
В образовательном процессе мы работаем над формированием математической компетенции через применение системы задач трех групп:
1 группа – воспроизведение фактов и методов, выполнение вычислений;
2 группа – установление связей и интеграция материала из областей математики;
3 группа – выделение проблемы из жизненных ситуаций и построение модели решения. [3]
Для улучшения образовательного опыта, мы используем возможности цифровой среды российской образовательной платформы для учителей и учеников онлайн – сервиса «Яндекс. Учебник». Этот сервис позволяет нам назначать и атоматически проверить домашнее задание. Здесь четко прослеживается успеваемость отдельных учеников, класса, предусмотрена индивидуальная работа со слабоуспевающими и успешными учениками. Ресурс предназначен и для удаленного проведения уроков по предметам учебного плана (видеотрансляции, голосовые сообщения и др).
В своей работе мы применяем задания на формирование функциональной грамотности для учеников 1–4 классов от авторов, занимающихся программой оценки PISA и отрабатываем метапредметные навыки. Каждое задание представлено в виде ситуаций с 3 уровнями сложности. Нами используется более 10 различных типов и форматов заданий для школьников: полнофункциональный тренажер заданий в формате PISA, в котором задания расположены в нужной последовательности, чтобы обучающийся полностью мог освоить навык и закрепить его. В данное время мы участвуем в «Марафоне по функциональной грамотности для педагогов и школьников».
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. Важное место занимает проблема развития осознанности чтения. Нам необходимо научить детей восприятию и анализу предоставленных данных. Для этого мы используем разные источники информации, в том числе художественные тексты. Кроме того, ученики должны понимать графики и диаграммы, картинки и видео, аудиозаписи и рассказ учителя, т.е. любой источник, который можно осмыслить.
Мы начинаем работу по формированию читательской грамотности с простых текстов. Затем предлагаем картинки вместо длинных текстов. Целесообразно использовать комментированное чтение. При работе над текстом, мы учим детей читать «между строк». Далее прогнозируем сюжетные ходы и поступки героев. Уместно, сделав паузу в чтении или закончив его, попросить ответить на вопрос: «Как вы считаете, что теперь бфудет делать герой?» Применение нестандартных вопросов и текстов с пропущенными ключевыми словами актуально по данной теме.
Предлагаем некоторые практические задания по предметам:
1. Образовательная ролевая игра.
2. Задание с этикетками.
3. Работа с фактами. Задача учителя заключается в обучении детей работать с информацией. При этом даются рафинированные тексты из учебника, которые являются образцами. Например, ученики принесли подборку из интернета «10 интересных фактов о муравьях».
4. Ситуационные задачи. Это командная игра, на которой детям задаются проблемные ситуации в виде текстовых задач. Ученикам необходимо дать открытые ответы или ответы-инсценировки.
Формирование функциональной грамотности обучающихся – это сложный, многосторонний, длительный процесс. Для достижения положительных результатов мы применяем современные образовательные педагогические технологии:
- Технология проектной деятельности.
- Технология оценивания учебных достижений обучающихся.
- Технология использования игровых методов.
- Технология проблемного обучения.
- Обучение на основе «учебных ситуаций».
- Технология развития «критического мышления» через чтение и письмо.
- Уровневая дифференциация обучения.
- Информационные и коммуникационные технологии.
- Технология формирования типа правильной читательской деятельности.
Мы убеждены, что только при системном подходе формирования функциональной грамотности, наши ученики приобретут «повседневную мудрость», смогут решить жизненные задачи за пределами школы.
Список литературы
1. Функциональная грамотность младшего школьника: формирование и оценивание. – URL: https://rosuchebnik.ru/ (дата обращения 18.01.2022).
- Навык чтения и умение читать — не одно и то же». Что такое функциональная грамотность и зачем она школьникам. – URL: https://mel.fm/ucheba/shkola/4832175-functional_literacy
(дата обращения 18.01.2022).
- Банк заданий по функциональной грамотности. – URL: https://media.prosv.ru/fg/ (дата обращения 17.01.2022).