Губеева Римма Насибулловна
учитель родного языка и литературы
МБОУ «Школа № 132 Ново-Савиновского района г. Казань
Тема урока: Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цели урока:
Деятельностная: формирование способности учащихся к новым способам действия: создание алгоритма, наблюдение, анализ, работа с учебником.
Содержательная: формирование знаний о слитном и раздельном написании НЕ с именами существительными.
Планируемые результаты:
Личностные: обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД: обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи; обучающийся получит возможность планировать достижения целей, самостоятельно учитывать условия и средства их достижения.
Познавательные УУД: обучающийся научится находить ответы на вопросы, используя учебник; обучающийся научится устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД: обучающийся научится учитывать разные мнения и интересы и формулировать своё мнение; работая в паре и группе, обучающийся научится брать на себя инициативу в организации совместного действия.
Предметные: обучающийся научится правильно писать НЕ с именами существительными;
обучающийся получит возможность находить в предложениях существительные с НЕ, в художественном и научном текстах и научится правильно использовать в предложениях, находить и исправлять ошибки. Необходимое оборудование: учебник «Русский язык», 5 класс. Автор Разумовская М. М.
Предметно-образовательная среда: лист самооценки, учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями.
Демонстративный материал: алгоритм проверки слитного и раздельного написания НЕ с именами существительными, эталоны для самопроверки.
1 этап. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть.
Учитель. Прочтите слова, которые написаны на доске. Распределите данные слова в две группы. Будьте внимательны: одно слово – лишнее (по вариантам: 1 в. – слитно, 2 в. – раздельно)
(Не) годовать, (не) уважать, (не) любить, (не) волить, (не) приятель, (не) хотеть, (не) чувствовать, (не) доумевать, (не) навидеть, (не) быть, (не) здоровится.
Учитель. Проверяем выполнение задания по цепочке.
Какое правило должны вспомнить?
Ученик. О написании НЕ с глаголами?
Сейчас прочитайте стихотворение об этой очень известной орфограмме. Слайд 3
НЕ с глаголом
пиши раздельно
Например, не хотел, не знал, только помни об исключении:
Ненавидел, негодовал.
Учитель. Почему не выписали слово неприятель?
Ученик. Это имя существительное.
Учитель. А как напишем? Знаем ли мы условия слитного и раздельного написания НЕ с существительными?
Ученик. Нет. Но хотим знать.
Учитель. Вы готовы трудиться, работать? На уроке вы должны быть внимательными и находчивыми, любознательными и усидчивыми. Тогда у вас всё получится, и вы найдёте ответы на многие вопросы.
Готовы начать урок?
Ученик. Готовы.
2 этап. Актуализация прочного учебного действия.
Учитель. Проверим домашнее задание. Кто выполнил упражнение № 711, проверьте его, пожалуйста, по эталону, спроецированному на экран.
Эталон №1 к упражнению №711
Употребление суффиксов существительных –ек-, -ик- |
|
Молоток – молоточек Внук – внучек Листок – листочек Голосок – голосочек Баран – барашек Дружок – дружочек Ящик – ящичек Комок – комочек Цветок – цветочек |
Рассказ – рассказик Арбуз – арбузик Чиж – чижик Козел – козлик Алмаз – алмазик Осел – ослик Гвоздь – гвоздик |
Учитель. Кто выполнил задание по карточкам, проверьте, пожалуйста, по эталону, которые лежат у вас на столах.
Задание по карточкам:
- Был, кот…к, это, рыжий.
- Нашел, с, клубоч…к, Рыжик, потом, нитками.
- Бабушка, держала, она, комоч…к, в, пушистый, руках, вошла.
- Том…к, читал, стихов, я, Маршака.
- Быстро, он, начал, с, играть, резиновым, спрыгнул, и, мяч…ом.
- Кот…к, шустрый, очень, тебя, у.
Эталон № 2 к заданию по карточкам
|
Учитель. Кто выполнил задание «Написать сказку про суффиксы существительных –ик, – ек», подойдите ко мне. Выберите лучшую сказку для чтения классу.
Учитель. Кто выполнил упражнение № 711 без ошибок, поднимите руки. Я рада, справились с заданием. А у кого-нибудь возникли затруднения при выполнении домашнего задания?
Ученик. Я допустил ошибку в слове комочек, вместо е написал и. Исправить ошибку помог сосед по парте. Он объяснил, если при склонении гласная суффикса выпадает, пишется – ек: комочка – комочек.
Учитель. Какие трудности у вас возникли при выполнении задания по карточкам?
Ученик. Я в третьем предложении неправильно расставил члены предложения.
Учитель. Оля, прочитай, пожалуйста, на ваш взгляд, лучшую сказку про суффиксы существительных –ик, – ек.
В одном волшебной стране жили разные суффиксы. И была у них там своя
замечательная школа, где они получали образование. Суффикс – ик был очень
умным, старательным учеником, а его друг, суффикс –ек, был самым настоящим
безответственным прогульщиком, вернее, не всегда оставался на месте, а
всегда умудрялся улизнуть. Однажды, когда е опять убежал, учитель решил, что
с того дня будет считаться беглым гласным в суффиксе –ек.
Ученик. Мой одноклассник хорошо справился с заданием, сказка интересная и по теме. Но, как мне кажется, нет концовки.
Ученик. Зная правило, я бы продолжил: и сейчас, когда мы начинаем склонять
слова с суффиксом – ек, гласная е всегда выпадает, становится беглым.
Вот посмотрите: замочек – замочка – замочку, платочек – платочка – платочку.
Учитель. У вас на партах лежат листы самооценки.
Лист самооценки Ученика (цы) 5 класса по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными.» ФИ______________ |
|
Домашнее задание упр. № 711, работа по карточкам, задание на придумывание сказки |
|
Составление алгоритма |
|
Карточка № 1 |
|
Работа в парах |
|
Карточка № 2 |
|
Самостоятельная работа по упражнению № 716 |
|
Творческая работа по картине |
– задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);
– задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса(?).
Учитель. Оцените свою деятельность на этом этапе урока. На каком уровне вы усвоили домашнее задание?
Ученик. На удовлетворительном, нам необходимо работать над ошибками.
Учитель. Не забывайте, ребята, в течение урока оценивать свою познавательную деятельность. Продолжим наш урок.
3 этап. Выявление места и причины затруднения.
Учитель. На доске записаны предложения, перепишите их, правильно проставляя НЕ с существительными:
1. Меня огорчает твоя (не)удача.
2. Это (не)счастье, а просто благополучие.
3. Этот закономерный результат вовсе (не)удача.
4. Он всегда жалуется на то, что с ним случилось очередное(не)счастье.
5. Он рассуждает о медицине, но я уверен, что он (не)врач.
Учитель. Сверьте свою работу с эталоном, который спроецирован на экран.
Эталон
1. Меня огорчает твоя неудача. 2. Это не счастье, а просто благополучие. 3. Этот закономерный результат вовсе не удача. 4. Он всегда жалуется на то, что с ним случилось очередное несчастье. 5. Он рассуждает о медицине, но я уверен, что он не врач. |
Учитель. Какие затруднения испытывали, выполняя это упражнение?
Ученик. Я во втором предложении НЕ написал слитно.
Ученик. В четвертом предложении НЕ написал раздельно.
Учитель. Можете ли вы объяснить ошибку правилами, с которыми познакомились на уроке?
Ученик. Нет, затрудняемся.
Учитель. Какова проблема?
Ученик. Мы не знаем, в каких случаях НЕ с именами существительными пишется слитно и раздельно.
4 этап. Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель. И так, ребята, какова же цель нашей дальнейшей работы?
Ученик. Определить, почему в некоторых случаях НЕ с именами существительными пишется слитно, в некоторых случаях пишется раздельно. Уметь обьяснять и правильно использовать их; находить такие существительные в упражнениях, в художественном, публицистическом, научном текстах. Научиться составлять предложения, в которых НЕ пишется слитно и раздельно.
Учитель. Как сформулируем тему нашего урока?
Ученик. Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными.
Учитель. Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы?
Ученик. Работу с учебником.
5 этап. Реализация построения проекта.
Учитель. Прочитайте § 91.
Учитель. Что вы узнали из прочитанного материала? Проверим, правильно ли сделали вывод.
Ученик. Мы узнали, что НЕ с именами существительными пишется слитно, если слово не употребляется без НЕ (негодование, ненастье);
не является частью слова (приставкой) и придает ему противоположный смысл; такое слово можно заменить синонимом без НЕ (неприятель-враг, несчастье-горе).
Ученик. Я хочу дополнить. НЕ пишется раздельно, если является отрицанием: это был не тигр (тигр? – нет, не тигр). Отрицание усиливается при наличии противопоставления с союзом а: это был не тигр, а какой то другой крупный зверь. Оказалось, что он владелец не дачи, а большого деревенского дома.
Учитель. Кто может привести примеры?
Ученик. Например: ненастье, недруг, непогода, нелепость, недоумение.
Ученик. Хочу добавить. Если НЕ является отрицанием: не ученик, не лес, не кукла, не лошадь, не музыка.
Ученик. Примеры, когда отрицание усиливается при наличии противопоставления с союзом а: Этот корм не кошка съела, а соседская собачка. Сегодня в магазин за покупками не сестра, а брат ходил.
Учитель. Теперь объединитесь в группы и составьте алгоритм.
Учитель. Кто представит свой алгоритм ?
Ученик. Наша группа составила алгоритм, который назвала: «Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными».
Имя существительное |
|
НЕ пишется слитно |
НЕ пишется раздельно |
ненависть, негодование.
неудача (поражение), несчастье (горе) |
это не тигр, это не магазин.
Это не правда, а ложь. |
Учитель. У всех так получилось?
Ученик. Да.
Учитель. Прочитайте предложения, которые спроецированы на доску и попробуйте объяснить правописание НЕ с существительными, используя алгоритм.
Сегодня маленькому братику купили (не)мороженое, а торт.
Ленивых людей часто постигает (не)удача.
Антон вовсе (не)друг тебе, оказывается.
(Не)нависть по отношению к людям – плохая черта.
Контрольная работа по математике была очень сложной, поначалу я была в (не)доумении.
Ученик. В первом предложении «Сегодня маленькому братику купили не мороженое, а торт.» НЕ пишется раздельно, отрицание усиливается при наличии противопоставления с союзом а.
Ученик. Во втором предложении «Ленивых людей часто постигает неудача». НЕ пишется слитно, слово можно заменить синонимом без НЕ, неудача (поражение).
Ученик. В предложении «Антон вовсе не друг тебе, оказывается.» НЕ пишется раздельно, т.к. является отрицанием.
Ученик. В предложении «Ненависть по отношению к людям – плохая черта» НЕ пишется слитно, слово без НЕ не употребляется.
Ученик. В последнем предложении контрольная работа по математике была очень сложной, я была в не доумении».
Учитель. Ребята, теперь вы можете объяснить те ошибки, которые допустили в начале урока, используя алгоритм?
Ученик. Можем. В последнем предложении «Контрольная работа по математике была очень сложной, поначалу я была в недоумении» НЕ должно быть написано слитно, так как слово без НЕ не употребляется.
Ученик. Я написал слово в недоумении НЕ раздельно, т.к. пока еще не все слова запомнил, которые без НЕ не употребляются.
6 этап. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Учитель. Какой следующий этап нашей познавательной деятельности?
Ученик. Необходимо закрепить знания, правила и умения и научиться применять их на практике.
Учитель. Тогда поработаем над упражнением № 716. Прочитайте предложения. Объясните правописание НЕ с существительными.
Ученик. В предложении «Несчастью верная сестра, надежда в мрачном подземелье разбудит бодрость и веселье…» слово несчастью пишется слитно, это слово можно заменить синонимом без НЕ (горе).
Ученик. В предложении «Тогда, душой беспечные невежды, мы жили все и легче, и смелей» слово невежды пишется слитно, т.к. слово без НЕ не употребляется.
Ученик. В предложении «О край дождей и непогоды, кочующая тишина» слово непогоды пишется слитно, это тот случай, когда можно заменить синонимом.
Ученик. Я думаю, в предложении «О край дождей и непогоды, кочующая тишина» слово не погоды пишется раздельно, я затрудняюсь подобрать синоним.
Ученик. Ты не прав. В этом предложении «О край дождей и непогоды, кочующая тишина» слово непогоды пишется слитно, можно заменить синонимом: непогода – слякоть.
Ученик. В предложении «То не ветер ветку клонит, не дубравушка шумит» НЕ в обоих случаях пишется раздельно, т. к. является отрицанием.
Учитель. Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?
Ученик. Да, некоторые трудности возникли надо еще потренироваться.
Учитель. Тогда поработаем в группах. Откройте карточку № 1 и выполните задание.
Карточка № 1
Прочитайте предложения, раскрывая скобки. Объясните свой выбор, поочередно комментируя правописание друг другу, используя алгоритм. 1.О (не)удаче сожалеть бесполезно. 2.Это был (не) друг мой, а просто знакомый. 3.(Не)забудки цвели в поле и на опушке леса. 4.Глупость (не) порок, а беда. 5.Лучше умереть, чем (не) правду терпеть. 6.(Не) место красит человека, а человек место |
Ученик. В первом предложении НЕ с существительным пишется слитно, слово можно заменить синонимом без НЕ.
Ученик. Во втором предложении НЕ с существительным пишется раздельно, наличие противопоставления союзом а.
Ученик. Я думаю, в третьем предложении НЕ с существительным пишется слитно, слово без НЕ не употребляется.
Ученик. В четвертом предложении НЕ является отрицанием.
Ученик. Нет, ты не прав. В четвертом предложении наличие противопоставления союзом а.
Ученик. В пятом предложении слово можно заменить синонимом без НЕ (ложь), поэтому пишется слитно.
Ученик. В шестом предложении, я считаю, НЕ пишется раздельно, является отрицанием.
Учитель. Испытывали ли вы затруднения?
Ученик. Нет, мы работали в команде, подсказывали друг другу. Так, например, мой одноклассник сделал ошибку в четвертом предложении, но мы ему напомнили правило, что в данном случае наличие противопоставления союзом а.
Учитель. Для дальнейшего закрепления поработаем в парах. Посмотрите на доску.
1.(Не) грамотность – признак некультурного человека.
2.(Не) грамотность помогла тебе сегодня, а упорство.
3.(Не) друг ты мне, а всего лишь попутчик.
4. (Не)друг не посочувствует.
5. (Не)погода не испортит хорошее настроение.
6. (Не)погода причина твоего плохого самочувствия, а вирус.
Учитель. Подумайте, в каких предложениях вы написали бы НЕ слитно, в каких раздельно? Обсудите с соседом по парте.
Ученик. В первом предложении «Неграмотность – признак некультурного человека» пишется слитно, слово можно заменить синонимом без НЕ.
Ученик. Во втором предложении «Не грамотность помогла тебе сегодня, а упорство» НЕ пишется раздельно, наличие противопоставления союзом а.
Ученик. В третьем предложении «Не друг ты мне, а всего лишь попутчик» пишется раздельно, наличие противопоставления союзом а. Ученик. В четвертом предложении «Недруг не посочувствует» пишется слитно, слово можно заменить синонимом без НЕ.
- Ученик. В пятом предложении «Непогода не испортит хорошее настроение» пишется слитно, слово можно заменить синонимом без НЕ. Ученик. В шестом предложении «Не погода причина твоего плохого самочувствия, а вирус» пишется раздельно, наличие противопоставления союзом а.
Учитель. Испытали ли вы затруднения при выполнении задания?
Ученик. Да, но мы уже увереннее выполняем задание.
7 этап. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Учитель. Вы сейчас уверены в своих умениях?
Ученик. Да.
Учитель. Как проверить? Сможем ли мы теперь самостоятельно выполнить подобное задание?
Ученик. Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону.
Ученик. Постараемся, мы уже немного потренировались
Учитель. Откройте карточку №2.
Карточка №2
5. Друзья в (не) счастье познаются. 6. (Не)везение способствует успеху, а труд и упорство.
|
Учитель. Распределите номера предложений в таблицу, которая лежит у вас на партах.
НЕ пишется слитно |
НЕ пишется раздельно |
Учитель. Сверьтесь с эталоном, который спроецирован на доске. Правильно ли сделали задание?
Эталон к карточке № 2
НЕ пишется слитно |
НЕ пишется раздельно |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
8 |
7 |
Учитель. Поднимите руки, кто выполнил задание без ошибок. Какие затруднения вы испытывали?
Ученик. В основном справились с заданием, но в предложении «Не везение способствует успеху, а труд и упорство» я написал НЕ слитно. Сейчас я вижу, что в этом предложении Не пишется раздельно, потому что здесь случай наличия противопоставления союзом а.
Учитель. Если кто-то допустил ошибки, как нужно поступить?
Ученик. Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном.
Учитель. Я рада, что вы справились с заданием. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок.
8 этап. Этап включения в систему знаний и повторения.
Учитель. Достаточно ли мы закрепили новое правило?
Ученик. Нет, мы еще мало работали.
Ученик. У нас еще небольшой объем практического применения нового знания.
Учитель. Тогда работаем над следующим заданием. Упр. № 713. Выпишите предложения с отрицанием при существительном, а затем предложения, где НЕ является частью слова.
Учитель. Проверьте свои работы по эталону.
Эталон к упр. №713.
Предложения с отрицанием при существительном:
Предложения, где НЕ является частью слова:
|
Учитель. Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?
Ученик. Нет, мы с ним легко справились.
Учитель. В чем особенность предложений, которые мы выписали?
Ученик. Правописание НЕ с существительными.
Учитель. Оцените свою деятельность на данном этапе урока.
Учитель. Выполнили ли мы те цели, которые поставили в начале урока?
Ученик. Выполнили. Мы научились определять в каких случаях Не с существительными пишется слитно, в каких раздельно, но у нас не было задания, где бы мы сами составляли такие предложения.
Учитель. Тогда рассмотрите картину и составьте несколько предложений, используя существительные с НЕ.
Учитель. Зачитайте, какие предложения вы составили, а остальные ребята приготовьтесь оценить работу одноклассника.
Ученик. Я составил по картине такие предложения:
- Осенняя непогода нам с братиком нисколько не испортила настроение.
- Если хочется погулять, ни дождь, ни плохая погода – не препятствие.
- Осень – не время, когда надо сидеть дома.
- Неправда, что в дождливую погоду осенний парк не красивый. Учитель. Оцените работу вашего одноклассника.
Ученик. Все предложения составлены правильно, в каждом из них есть существительные с НЕ.
Учитель. Используя эти предложения, составьте связанное высказывание, озаглавьте текст.
Учитель. Прочитайте текст.
Ученик. Я назвал свой текст «Осенний парк».
Вот и наступила золотая осень. Все деревья одели разноцветную, яркую одежду. Частенько идут дожди. Осенняя непогода нам с братиком нисколько не испортила настроение. Если хочется погулять, ни дождь, ни плохая погода – не препятствие. Взяв зонт, мы в хорошем настроении пошли гулять. Осень – не время, когда надо сидеть дома. Некоторые не любят гулять под дождем и говорят, что в парке невесело. Неправда, что в дождливую погоду осенний парк не красивый и там невесело.
Учитель. Ребята, вам понравился текст?
Ученик. В целом понравился. В предложениях использованы существительные с НЕ, но я бы сделал другое вступление: «Сейчас уже не лето, а золотая осень. Совсем скоро наступит ненастье ».
Ученик. А мне кажется, что в тексте нет законченности. Можно было бы написать так: «Не время года и не непогода делают человеку настроение!» Ну и заодно составили еще одно предложение с НЕ.
Учитель. Спасибо, ребята. Я согласна с вашими замечаниями.
9 этап. Этап рефлексии.
Учитель. Чему был посвящен урок и что вы узнали на уроке?
Ученик. Сегодня мы узнали очень много интересного, полезного. Урок был посвящён тому, в каких случаях НЕ с существительными пишется слитно, в каких раздельно.
.
Ученик. Мы узнали, что НЕ с именами существительными пишется слитно, если слово не употребляется без НЕ и не является частью слова (приставкой) и придает ему противоположный смысл; такое слово можно заменить синонимом без НЕ.
Ученик. А ещё мы узнали, что НЕ пишется раздельно, если является отрицанием. Отрицание усиливается при наличии противопоставления с союзом а.
Ученик. В начале урока мы не смогли выполнить задание, но прочитали параграф, работали в группах, в парах, помогали друг другу. Научились находить существительные, когда НЕ пишется слитно и раздельно.
Учитель. Какие затруднения вы испытали в течение урока?
Ученик. Не всегда правильно писали НЕ с существительными.
Учитель. Что помогло нам их преодолеть?
Ученик. На разных этапах урока иногда ошибались, но алгоритм, задания по карточкам и эталоны для самопроверки помогли усвоить тему.
Учитель. Запишите домашнее задание. Я вам предлагаю в трех вариантах, для выполнения по выбору:
1. Повторить §91 и выполнить упражнение № 713.
2. Работа по карточкам. Подобрать к данным словам синонимы с приставкой «НЕ» и составить с ними предложения.
Карточка№3.
-
- Того, кто не доучился, называют….
- Тому, кому не сидится на месте, называют….
- Того, кто ничего не знает, называют….
- То чувство, которое вызывает сильное раздражение, называют….
- Выдуманное сообщение называют….
- Неудачное стечение обстоятельств называют….
3. Найти 10 пословиц с существительными с НЕ, и объяснить их смысл.
Спасибо за урок, мне очень понравилось, как вы сегодня работали!
Ученик. Мы тоже благодарны Вам за урок!