Фатхутдинова Светлана Михайловна,
Михайлова Альевтина Владимировна
воспитатели
МБДОУ «Детский сад №30 «Белочка»
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Оглавление:
1. |
Пояснительная записка |
3 |
2. |
Основная часть. Сюжетно-ролевая игра «Вокзал» |
5 |
3. |
Заключение |
10 |
4. |
Список использованных источников |
10 |
5 |
Фотоматериалы |
11 |
Пояснительная записка
Актуальность
Игра занимает центральное место в жизни дошкольников и является преобладающим видом самостоятельной деятельности. Современные дошкольники очень много информации получают из телевизора, компьютера, общаясь со взрослыми и сверстниками.
Старые игры, которые уже давно были в нашей группе, стали детям неинтересны («Больница», «Магазин», «Парикмахерская»), поэтому мы решили обновить все игры, оформить новые. Актуальность предложенной методической разработки связана с тем, что дети часто путешествуют с родителями, на самолетах, поездах, и автомобилях. Детям более доступны и понятны не длинные, монотонные рассказы о профессиях взрослых, а участие в совместной игровой деятельности- в частности в сюжетно- ролевой игре «Вокзал», сначала на макете «Вокзал», с использованием кукол, затем самостоятельное обыгрывание сюжета в групповом пространстве. Была проведена огромная работа с родителями. На родительском собрании мы обсудили данную тему и приняли решение оформить игру «Вокзал». Родители сделали и вырезали нужные макеты. Также были приобретены современные игрушки. Этот процесс увлек и родителей, и детей, и нас – воспитателей. Дети с большим удовольствием играют в игры, которые стали более современными, а самое главное, сделаны их мамами и папами.
Новизна
Заключается в Формировании понятия о профессиях: начальник вокзала, начальник поезда, стрелочник, кассир, проводник, ревизор, сцепщик вагонов, дефектоскопист – развивать интерес к их деятельности. Знакомить с современными поездами. Знакомить с историей развития железной дороги и с историей возникновения железнодорожного транспорта. Развивать конструктивные способности детей при работе с крупным строительным материалом. Самостоятельно создавать задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения отображать в игре знания о профессиях, полученных в результате ознакомления с окружающей действительностью.
Перспективы использования в работе
Перспективы дальнейшей работы на основе предложенной методической разработки довольно разнообразны. Сценарий игры может использоваться педагогами как в целом, так и по отдельным профессиям. Материал может использоваться на занятиях по ознакомлению с окружающим, чтению художественной литературы, заучиваю стихов и т.д.
Партнеры
Партнерами проекта выступает мама Ренаты Татьяна Васильевна- архитектор, родители профессии которых связанные с железной дорогой – мама Кати- проводница и тд.
Перспективы работы могут быть так же связаны с реализацией практической, проектной или исследовательской деятельностью ( изготовление проекта вокзала своей мечты, сооружение вокзала из крупного строительного материала. Продолжение темы может быть связано с запуском сюжетно-ролевой игры, а также с организацией встречи с представителями железнодорожных профессий. Итогом проведенной работы является занятие «Все работы хороши».
Основная часть:
Цель: формирование знаний детей о работе железнодорожного вокзала, о работе людей разных профессий, работающих на вокзале, в ходе сюжетно-игровых действий, умения играть в сюжетно-ролевую игру «Вокзал».
Задачи:
- способствовать поддержанию в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений;
- продолжать пополнять предметно-развивающую среду для сюжетно-ролевых игр;
- формировать умения создавать обстановку для игры, подбирать предметы-заместители и необходимые атрибуты;
- побуждать детей к речевому общению во время игры (просьбы, объяснение действий);
- закреплять у детей умение выполнять в логической последовательности несколько действий, входить в игровую ситуацию, выбирать роль и действовать до конца игры в соответствии с ролью и сюжетом;
- прививать навыки сотрудничества с другими детьми в процессе игры;
- воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг другу;
-воспитывать интерес к профессии железнодорожника, чувство гордости за своих родителей, работающих на железной дороге.
-Формировать интерес к своей родословной (династии железнодорожников).
-Знакомить детей с правилами поведения и безопасности на железной дороге. Развивать связную речь, воображение, память, мышление
Ожидаемые результаты:
- дети имеют представление о работе железнодорожного вокзала;
- дети имеют элементарные знания о работе людей разных профессий (начальник вокзала, диспетчер, дежурный стрелочного поста, кассир и т.д.), проявляют интерес и уважительное отношение к этим людям;
- дети умеют соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения;
- дети самостоятельно создают предметно-игровую среду;
- дети умеют договариваться, уступать, учитывая интересы других детей, самостоятельно разрешают конфликты, возникающие в ходе игры благодарить за оказанную помощь и услугу.
Материал: разбирающийся макет вокзала; макеты терминалов, кассы, справочной; вырезанные фигуры пассажиров и работников вокзала (все макеты и фигуры вырезаны из фанеры); железнодорожные пути, поезда, сделанные из дерева; расписание движения поездов; деревянные конструкторы «Ферма», «Город».
Предварительные работы: изготовление макетов вокзала, кассы, справочной, фигуры пассажиров и работники вокзала; беседы с детьми на тему «Кто работает на вокзале?», «Как провести лето?», «Отправляемся в путешествие», «Мы едем, едем, едем..»; рассмотрение иллюстраций, просмотр презентации. Сюжетно- ролевая игра «Путешествие»; Конструирование «Вокзал», «Станция», «Переезд» и.т.д. Заучивание стихотворения: «Багаж» С. Маршака, отгадывание загадок, чтение книг из серии «Сказки старого семафора», «Неожиданная остановка», «Где начинаются рельсы», Е. Иванова «Морозный вагон», Т.И. Михайлова, «Пых-пых и чух-чух» А. Сорокин
Рисование: «Мы едем, едем, едем в далекие края»
Словарная работа: терминал, дежурный стрелочного поста, машинист, помощник машиниста, перрон, диспетчер, составитель поездов, дефектоскопист.
Сюжетно- ролевая игра «Вокзал»
Ход игры:
(5-7 лет)
Воспитатель: Ребята, скажите, вы любите путешествовать? А на каком виде транспорта можно отправиться в путешествие?
Дети: В путешествие можно отправиться на самолете, на поезде, на автобусе, на машине и т.д.
Воспитатель: Откуда отправляются поезда, автобусы (с вокзала). Для чего людям нужен вокзал?
Дети: С вокзала люди уезжают в другие города, деревни. На вокзале встречают людей, которые приезжают в наш город. В кассе на вокзале можно купить билеты, в справочной узнать нужную информацию о движении поездов.
Воспитатель: Скажите, люди каких профессий работают на вокзале.
Дети: На вокзале работают начальник вокзала, дежурный по вокзалу, диспетчер, составитель поездов, дежурный стрелочного поста*, кассир по продажи билетов, дефектоскопист*.
(Дети самостоятельно расставляют макет вокзала; кассу; справочную; железнодорожные пути; тепловозы и вагоны поездов; фигуры людей, определяя, где работники вокзала, где пассажиры, где встречающие. Во время игры дети проводят диалоги между кассиром и пассажиром, делают объявления диспетчера о прибытии и отправления поездов и т.д.)
Воспитатель: Воспитатель предлагает детям распределить роли. Дети – пассажиры фигуры людей заходят в здание железнодорожного вокзала. Подходят к табло-расписанию
Воспитатель: Для чего на вокзале нужно табло-расписание?
Дети: Для того чтобы знать через какое время, во сколько отправляется поезд.
дети – пассажиры проходят к билетным кассам.
Дети: Мы бы хотели купить билет на поезд, следующий по маршруту Набережные Челны- Москва. Сколько стоит билет. Скажите время отправления поезда. С какого пути отходит поезд.
Кассир: Вам сколько билетов? С вас 30 рублей. Ваш вагон 4, место 3,4,5. Время отправления через 10 минут.
Кассир выдает пассажирам билеты, сообщает время прибытия поезда, номер вагона, места.
Пассажиры благодарят кассира и проходят в зал ожидания. В зале ожидания, дети пассажиры идут в кафе.
Объявляется поезд, выход на перрон. Пассажиры берут свои вещи и выходят на перрон. На станцию Набережные Челны, прибывает поезд, в локомотиве сидят машинист и помощник машиниста.
Машинист
автор: Алексей Карамышев
Ту-ту-ту, гудит гудок
Поезд отправляется.
По путям ходить-бродить
Людям запрещается.
Машинист «Вперед!» сказал –
Двинулись вагоны.
Уплывает вдаль вокзал,
Фонари, перроны.
Тихо песенку поет
Машинист веселый.
На каникулы в поход
Едем мы со школой.
Сцепщик вагонов сцепляет вагоны. Дети пассажиры подходят к своему вагону. Проводник приветствует пассажиров. Дети показывают проводнику билеты. Проводник проверят билеты, и приглашает занять свои места в вагоне. Проводник закрывает двери.
«Проводник»
От столицы до границы
Мчат по рельсам поезда.
А в вагонах – проводницы:
Жизнь их – вечная езда.
Покрывают расстоянья,
Не считая суммы верст.
Подсчитали бы – до звезд
Протянулся б путь о им некогда в пути
Арифметикой заняться,
Да и звезды редко снятся –
Службу надобно нести.
Во время поездки проводник разносит чай пассажирам, следит за чистотой в вагоне.
Во время следования поезда, ревизор проверяет билеты. Пассажиры выходят на станциях. Ходят в магазины, гуляют по перрону.
Будь аккуратным на железных путях,
Не переходи ты их второпях!
Красный свет говорит тебе жди,
Зелёный свет говорит иди!
Недолго запомнить,
Повтори пару раз.
И внимательным, бдительным будешь у нас
Воспитатель интересуется у детей кем бы они хотели стать когда вырастут, какая специальность их больше всего привлекает. В игре «Вокзал» какую професию вы бы хотели сыграть, попробовать себя. Какая профессия по вашему наиболее интересна?
*Стре́лочник (стре́лочница) — железнодорожная профессия, связанная с обслуживанием железнодорожных путей и стрелочного перевода. Управление ручными стрелочными переводами осуществлялось специально выделенными железнодорожными работниками — стрелочниками, работающими под управлением старшего стрелочника по непосредственному распоряжению дежурных по железнодорожной станции. По некоторым вопросам подчинялись дорожным мастерам.
*(Дефектоскопист — это специалист, который занимается выявлением дефектов, механических повреждений и брака на производстве. К примеру, инженер-дефектоскопист вагонного депо проверяет колёсные пары железнодорожного состава на предмет трещин и повреждений в ходе эксплуатации).
Использованная литература:
- Сборник стихов