Ильясова Татьяна Юрьевна
старший воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 29 г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район»
Республики Татарстан
В основу ФГОС ДО заложен системно-деятельностный подход в работе с детьми дошкольного возраста, который основывается на необходимости организации работы, заключающейся не столько в передаче детям знаний о предметах и явлениях нашего мира, сколько в организации практики «открытия» знаний детьми.
Технология музейной педагогики позволяет решать сразу целый ряд задач:
Музейная педагогика в последнее время приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания — создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации.
Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.
В нашем городе не так много музеев. Также в беседах с детьми мы выяснили, что не все дети были в музее хотя бы раз. Проблему решает создание мини-музеев в ДОУ, т.к. они являются одним из оптимальных средств передачи информации. С помощью музейной педагогики можно помочь детям сориентироваться в сложном мире культуры, расширить знания и представления о мире и о самом себе, осознать себя наследником не только своей, но и других культур. Экскурсии в музей способны дополнить и обогатить любую информацию педагога, сделать сам процесс образования предметным, наглядным и осязаемым.
Уже в самом раннем возрасте дети начинают интересоваться предметным миром. Познание осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающих ребенка вещей. Радость познания и удовольствия от рассматривания – явления сходные и одновременные. Музей же способен обогатить ребенка впечатлениями от подчас совершенно новых, незнакомых предметов, которые он никогда не встречал, да и не мог встретить в доступной ему действительности.
Существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал через осязание. Если взрослые склонны посмотреть на вещи и выслушать рассказ о них, то детское любопытство и неусидчивость выражаются в стремлении потрогать, почувствовать, подержать предметы и особенно посмотреть, как они работают.
Музейная информация может быть активно освоена в процессе игровой деятельности.
Игра в жизни дошкольников – ведущая форма познания. Именно в ней они лучше сосредотачиваются и больше запоминают, развивают способность мысленного манипулирования с предметами: пробуждается творческое начало, развивается воображение. В экскурсионной работе с детьми весьма эффективен вопросно-ответный метод. Поскольку всякая экскурсия представляет собой специфический вид общения, то с дошкольниками она предполагает постоянный, открытый диалог. Это обусловлено тем, что дети особенно расположены к общению.
Лучшей формой закрепления и осмысления, полученных в музее впечатлений и знаний, выступает творческая работа как самый естественный для детей способ освоения информации.
В условиях ДОУ невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому такие выставки были названы «мини-музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность, участвуя в обсуждении тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать руками ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать в руки и рассматривать. Ведь если предмет находится в постоянном поле зрения, но делать с ним практически ничего нельзя, то интерес к нему ослабевает, предмет становится частью окружающего фона, а сама экспозиция не решит поставленных задач. В обычном музее ребенок лишь созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его мама, папа, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – это результат общения, совместной работы педагога, воспитанников и их семей.
Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов:
-постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада (проведение консультации, индивидуальная работа);
– выбор помещения, учитывающий количество посетителей и экспонатов;
– сбор экспонатов;
– оформление мини-музея с учётом эстетических норм, соблюдение правил безопасности;
– разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами;
– разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматриваются мероприятия для детей и родителей, выбор экскурсоводов (педагоги или сами дошкольники);
– открытие мини-музея с приглашением детей.
Мини-музей – это не просто выставка старины и прошлого, но и действующее звено образовательной деятельности. Внимание детей дошкольного возраста еще недостаточно сформировано. Оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Поэтому эффективность всей работы в мини-музее зависит от удачного расположения и привлекательности экспонатов, от возможности рассказчика-экскурсовода заинтересовать посетителей-слушателей.
Формы работы в мини-музее продумываются заранее: беседы с детьми, рассказы; самостоятельное рассматривание экспонатов; экскурсии для детей; дидактические игры; загадки; викторины; просмотр презентаций и познавательных мультфильмов. Перед тем, как выбрать тему для создания музея, педагоги, общаясь со своими воспитанниками, прислушиваются к их разговорам, понимают, что для них важно на данный момент, что интересует больше всего. Ведь главное – поддержать детскую инициативу, разжечь пламя любознательности и, как следствие, расширить представление об окружающем мире.
Дошкольники чувствуют свою причастность к созданию мини-музея: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты, а затем самостоятельно выступают в роли экскурсовода для своих одногруппников и детей других групп.
Любая экспозиция учитывает логическую цепочку: восприятие – понимание – осмысливание – закрепление – применение.
Работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, а пробуждения у детей творческую активность: заполнение музейных дневников, в которых представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы; выполнение домашних заданий (рисование, лепка, сочинение сказки и т. д.).
Мини-музеи есть в каждой группе детского сада. Их содержание, оформление и назначение отражают специфику возраста детей данной группы. Вот несколько примеров созданных мини-музеев в нашем детском саду.
Мини-музей «Народное ремесло»
Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет. Создание мини –музея «Народное творчество» позволяет сохранить историю и культуру своего родного края, приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности.
Мини-музей «Моя Россия, Мой Татарстан»
Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.
В музее представлены различные предметы русского и татарского быта. Дети не только познакомились, но и смогли примерить русские и татарские народные костюмы. Ознакомились с образцами национальных костюмов, ювелирных украшений.
Мини-музей «Игрушки от 20 до 21 в.в. »
Здесь представлены разные игрушки: игрушки, в которые играли мамы и бабушки воспитанников, а также современные игрушки. Цель данного музея – способствовать сохранению семейных традиций, формировать представления о передаче семейных реликвий из поколения в поколение. Такие музеи можно оформлять в группе любого возраста.
Мини-музей «В гостях у сказки»
Этот музей был создан с целью расширить представление детей о богатстве и разнообразии русских народных сказок, развивать умение передавать сюжет сказок в разных видах деятельности, воспитывать творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки. Для оформления мини-музея использованы иллюстрированные книги с русскими народными сказками, различные виды театров.
Музей в чемодане «По страницам Великой Победы», посвященный 75 летней годовщине Победы в Великой Отечественной Войне.
Созданный музей вызывает живой отклик в сердцах детей, несёт за собой ознакомительный характер, воспитывает чувства патриотизма и гордости за подвиги советских людей. Дошколята с интересом рассматривают экспонаты, слушают стихи и рассказы о войне, задают вопросы. Ведь это такое неповторимое и волнительное чувство – прикоснуться к истории, узнать, что было важным в жизни наших дедов, прадедов и прапрадедов.
В дальнейшем планируем продолжить вести работу в направлении «Музейной педагогики»: расширять тематику экспозиций, привлекать родителей не только к сбору экспонатов, но и к принятию участия в совместных с детьми и родителями мероприятиях на базе мини-музея, а также уделить внимание самостоятельной поисково-исследовательской деятельности, экспериментированию.