Захарова Валентина Николаевна,
Костюк Эльмира Альфредовна
старший воспитатель,
инструктор по ФК
МБДОУ «Детский сад №30 «Белочка»г. Набережные Челны
Оглавление:
1. |
Пояснительная записка |
3 |
2. |
Основная часть. Сказочная миниатюра «Строим новый кошкин дом» |
5 |
3. |
Заключение |
10 |
4. |
Список использованных источников |
10 |
5 |
Фотоматериалы |
11 |
Пояснительная записка
Целевая аудитория
Методическая разработка –миниатюра «Строим новый кошкин дом», по закреплению знаний детей о профессиях взрослых, участвующих в строительстве дома, предназначена для воспитателей детского сада, работающих с детьми старшей и подготовительной группы. Она будет интересна в первую очередь тем педагогам, кто ищет новые подходы и приемы организации профориентационной работы с детьми, а также тем, кто работает в направлении развития художественно- эстетических способностей детей.
Актуальность
Актуальность предложенной методической разработки связана с особенностями восприятия детей. Детям более доступны и понятны не длинные, монотонные рассказы о профессиях взрослых, а краткие, понятные детям сюжеты из сказок в стихотворной форме. Кроме того, использование сюжета знакомой сказки дает детям возможность более детально ознакомиться с профессиями, представить основные моменты строительства дома. Актуальность ранней профориентации связана с необходимостью формирования у ребенка в этот период положительного отношения к разным видам труда, освоения начальных знаний о себе, и социальном мире. Знакомство с миром профессий, особенно если оно проводится в активной форме пробы себя позволяет научиться получать удовольствие от труда, сформировать положительное отношение к труду взрослых, получить начальные знания о себе, своих возможностях и интересах. Эти результаты, легко достижимые в дошкольном возрасте за счет правильной организации работы с детьми, бывают достаточно трудно достижимы в более старшем возрасте. В последнее время особое внимание уделяется экономическому образованию школьников, в том числе и дошкольников. В современном мире процесс строительства частного дома процесс долгий и трудоемкий. В процессе работы задействованы люди разных профессий, не только строители, но и банкиры, проектировщики, снабженцы, юристы и т.д. Да и приобретение квартир в ипотеку процесса не быстрый, дети должны иметь представления об этапах строительства дома, как индивидуального, так и многоквартирного дома.
Новизна
Заключается в нетрадиционной подаче материала детям- сказочная миниатюра. В детском саду традиционно знакомят детей с основными видами профессий: врача, продавца, воспитателя, водителя. С представителями этих профессий дети сталкиваются в своей жизни, они знают содержание их деятельности, могут про них рассказать или воспроизвести в игровой деятельности. Для знакомства с некоторыми профессиями организуют специальные экскурсии, где дети знакомятся со смысловой стороной деятельности человека (как это описано у Д.Б.Эльконина). Однако, есть профессии, которые трудно показать, про них можно только рассказать. В то же время, форма рассказа мало интересна для дошкольников.
Новым в данной методической разработке является подход, в котором моделируется деятельность людей занятых в строительстве дома. Дети погружаются в ситуацию, в которой получают задачи, актуальные для представителей профессии, а детям предлагают с использованием доступных и понятных для детей инструментов решить эти задачи, освоив важные для них знания о профессии.
Перспективы использования в работе
Перспективы дальнейшей работы на основе предложенной методической разработки довольно разнообразны. Сценарий мероприятия может использоваться педагогами как в целом, так и по отдельным профессиям. Материал может использоваться на занятиях по чтению художественной литературы, заучиваю стихов, ознакомлению с окружающим миром, по развитию художественно- эстетических способностей детей, в театральной деятельности, в игровой деятельности и т.д.
Перспективы работы могут быть так же связаны с реализацией практической, проектной или исследовательской деятельностью ( изготовление проекта дома своей мечты, декорирование готовых стен, сооружение дома из крупного строительного материала. Продолжение темы может быть связано с запуском сюжетно-ролевой игры, а также с организацией встречи с представителями строительных профессий.
Партнеры
Партнерами проекта выступает папа Алеши- Афанасьев Андрей Николаевич- юрист, папа Димы- Артур Владимирович- архитектор, специалисты банка «Ак Барс», родители –рабочие строительных профессий. Сказочная миниатюра является частью проекта «Я б в рабочие пошел, пусть меня научат», и является завершим мероприятием.
Основная часть:
Цель: Обогащать и расширять преставления детей о труде взрослых.
Задачи:
Для педагогов:
- Создать в ДОУ материально – технические условия необходимые для реализации проекта (создание мобильной развивающей предметно-пространственной среды (РППС);
- Повысить профессиональный уровень педагогов и развивать умение организовывать совместную групповую деятельность с использованием различных методических приемов и средств, знание и владение современными технологиями социализации дошкольников, нахождение и использование новых образовательных ресурсов, облегчающих решения целей и задач ранней профессиональной ориентации дошкольников, умение создавать собственные дидактические и развивающие материалы;
- Повысить педагогическую компетентность родителей в рамках совместной работы по реализации Проекта: «Я б в рабочие пошел – пусть меня научат»;
- Разработать методические рекомендации, цикл практических мероприятий по повышению социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста
- Организовать: экскурсии, встречи, а также тесное сотрудничество с родителями;
Для детей
- Формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
- Воспитывать бережное отношение к труду и его результатам;
- Помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии;
- Формировать умения отражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления, знания;
- Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.
- Обогащать РППС (сюжетно-ролевые игры, дидактические игра, книжный материал, альбомы по конкретной профессии и т.д.) специальным оборудованием и игровым материалом согласно своему профессиональному направлению.
Предварительная работа:
– Чтение сказки «Кошкин дом» С.Я.Маршака
-Просмотр мультфильма «Кошкин дом»
– Рисование «Тили- тили –тили –бом, загорелся кошкин дом»
– Встреча с юристом Афанасьевым А.Н.- папой Алеши.
-Сюжетно- ролевые игры «Строители», «Банк», «Строительный магазин» и т.д.
-Конструирование «Строим дом»- из строительного материала, лего, бумаги, пластилина. Сравнение прочности здания в зависимости от материала.
-Конкурс «Песочная фантазия» (строим замок из песка).
Сценарий театральной миниатюры
«СТРОИМ НОВЫЙ КОШКИН ДОМ»
В зал вбегает ребёнок в костюме Сороки.
Сорока: Внимание! Внимание! Беда! Беда! Беда!
Кошкин дом сгорел дотла!
Выходят кошка и кот Василий, укрытые одеялом.
Кошка: Ах, Василий, как же быть?
Как нам дом восстановить?
Ведь остались мы без крова,
Без уюта и ……
Кот Вас: Поможет нам сосед- юрист,
Вот такой специалист!
Законы все он знает
И кодексы читает!
Кошка: Ох, Василий, я только рада буду,
Ну, показывай дорогу.
Идут по залу, подходят к домам.
Кот Вас: Смотрите, вон тот дом стоит.
Кошка: Где?
Кот: Ну вот, с табличкою «Юрист».
Выходит ребёнок.
Юрист: Добрый день, я юрист.
Хочу сказать вам прямо:
Что за мной всегда стоит закон!
Каждому правильный я дам совет.
Отвечу, что законно, а что нет.
Вашу знаю я беду и конечно помогу.
Вначале к архитектору сходите,
И нужный вам проект дома получите.
Затем к банкиру за кредитом.
Последний шаг, подрядная организация «Молоток»
Она в строительных работах знает толк!
Кошка: Ну, что ж, к архитектору держим путь.
Василий, с юристом попрощаться не забудь. ( пожимает руку юристу, иду по залу)
Кошка: Ой, кажется, пришли.
Выходит архитектор с чертежами.
Архитектор: Чтобы дом построен был, нужен архитектор:
Сначала сочинил проект он на листе бумажном,
Затем в разрезе дом нарисовал,
Все вычислил, проверил, сосчитал.
Здесь все детали важны:
По графике, по цвету.
Закон у архитектора один:
Дом бать должен точно по проекту!
Архитектор строит дом, –
Проект вашего дома готов!
Смотрят чертежи.
Кошка: Василий, посмотри, это дом моей мечты!
Он и с печкой и с трубой,
Есть балкон и окна в нем,
И чердак просторный,
И подвал надежный….
Василий: Нам подходит сей проект.
Берут проект идут дальше.
Василий: Нам пора, нас ждёт банкир.
Идут по залу, подходят к зданию с надписью «Банк»
Кот: А вот и банк, нам тут помогут.
Выходит банкир, с калькулятором.
Банкир: А я банкир,
И на своих плечах держу всю экономику
Банкиром быть всегда почетно
Я на страже финансовых дел,
Мой долг- посчитать, рассчитать,
Дать совет и деньги дать
Кредит одобрен вам друзья!
Кошка: А, что же дальше?
Банкир: Вас ждёт подрядная организация.
Прощаются, идут дальше. Выходят два ребёнка.
Кот: Вы кто?
ДЕТИ: А, мы снабженцы:
Чтобы дом построить новый.
Запасают тёс дубовый,
Кирпичи, железо, краску,
Гвозди, паклю и замазку.
Только лишь потом начинаем строить дом.
Под музыку выходит бригада строителей, в руках ведра, молотки, кисти.
Горь Ильх «Строители»
Строитель:
Строители – строители!
Там, на стройке, кран огромный
Поднимает в небо тонны
Плит из железобетона.
Сварщики железо плавят,
Штукатуры стены правят,
Каменщик кирпич кладет,
Маляры окрасят свод.
Бригадир за всем следит,
А прораб – руководит,
Чтобы строить для народа
И квартиры, и заводы!
Ю.Шамлова «Малар»
Маляр: Если красить комнату пора
Пригласите меня, маляра
Вместо кисти я принес металлический насос.
Обновлю я старый дом.
Был облезлый, скучный, голый.
Стал нарядный и веселый.
Выходит электрик.
-А если в доме свет погас,
Если тока нет у вас,
Если сломаны приборы,
Помогу я вам- электрик!
Огляжу проводку зорко,
Поработаю отверткой
Выключатель щелкнет, трак!
И исчезнет полумрак.
Строитель: А, ну ребята за работу.
Танец – игра «Строим теремок»
Появляется объёмный дом.
Все: Мы строили, строили, и новый дом построили!
Все участники выстраиваются в линию
-Тили – бом, тили – бом!
Есть у кошки новый дом.
Ставеньки резные, окна расписные
Есть и печка и труба,
ПРИЛОЖЕНИЕ