Комиссарова Ольга Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ «Александро-Слободская ООШ»
Заинский район,
с. Александровская Слобода,
Республика Татарстан
Предмет: литературное чтение
Класс: 2
Тема урока: М. Пляцковский «Настоящий друг».
Учебник: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Виноградская Л.А. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. (Ч. 1 с.116)
Цель : познакомить с произведением известного поэта о дружбе; сформировать представление о дружбе, дружеских отношениях.
Задачи урока:
Образовательные
• Содействовать расширению знаний детей о друге, о дружбе, соседстве и братстве народов
Развивающие
- продолжить формирование навыков самостоятельной работы с источником информации, навыков работы в группе
- Воспитательные
- Воспитывать дружеские отношения доброжелательности, уважения друг к другу
- Формировать нравственные качества учащихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, аудиозапись песен о дружбе, презентация к уроку.
Планируемые результаты
Предметные умения: – выразительно и осознанно читать текст стихотворения; – формулировать правила дружеских отношений.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- выполнять учебное задание по алгоритму;
- адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.
Познавательные :
- развивать способность учащихся полноценно воспринимать художественный текст;
- определять тему и основную мысль произведения и обосновывать свое мнение;
- уметь объяснить пословицу и обосновывать свой выбор.
Коммуникативные:
- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения.
- уметь взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.
Личностные универсальные учебные действия;
- формировать нравственные убеждения, оценивание личностных качеств человека, осознание своей нравственной позиции.
- Методы и приемы: метод эвристической беседы, частично-поисковый метод, метод наглядности, метод работы с дидактическим материалом, технология сотрудничества, информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие технологии,
Оборудование: Учебник: «Литературное чтение».2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждении. В 2 ч. Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская. В.Г.Горецкий—М.: Просвещение/ 2012, презентация, запись песни М.Пляцковского «Настоящий друг», карточки для работы, сердечки(7 штук)
Структура и ход урока:
Этап урока |
Действия учителя |
Действия учащихся |
УУД |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
На экране презентация со слайдами: красота природы, красивый цветок, красивое платье на фоне красивой музыки. Входит учитель с красивой розой в руке. – Сегодня ночью розы мне приснились, Я между ними гуляла не спеша. Наверно, это к счастью вдруг видеть живые розы, Словно гроздья из цветного хрусталя. -Как же хорошо на душе, так и хочется сказать вам доброе «Здравствуйте» и услышать в ответ от вас теплое…
– Ребята, скажите, пожалуйста, каким общим словом можно объединить и ту музыку, что звучала, и те картины, что вы видели и розу, что у меня в руках? – Прочитайте это слово (на экране) -Ребята. А о какой красоте может идти речь на уроках лит. чтения? – Я вам предлагаю поговорить о красоте человека, но не о внешней красоте, а о красоте душевной, внутренней. Вы согласны? |
Настраиваются эмоционально Здравствуйте Высказывают свои предположения. Красота. О красоте речи, о красивых словах, о красивых героях, о красивом поведении. |
Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками) Регулятивные (обеспечение учащимся их учебной деятельности) |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности |
– Откройте учебник на с.116, прочитайте название стихотворения и фамилию автора. – Ребята, М. Пляцковский не только поэт, он известный поэт – песенник, т.е. человек, который пишет слова к песне, а иногда сам сочиняет к ней музыку. – Назовите тему нашего урока. – Предположите, о чем мы будем говорить на уроке, о каком душевном качестве человека? – Какие задачи мы поставим перед собой? На слайде пословица: Человек без друзей, что дерево без корней (русская пословица). – Прочитайте пословицу. – Как вы понимаете смысл этой пословицы? – Важна ли для нас эта тема? Почему? – Как вы понимаете, что такое дружба? «Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов» – словарь С.И.Ожегов. – О дружбе написано много произведений, рассказов, сложено много стихов. |
Ответы детей. М. Пляцковский
М. Пляцковский «Настоящий друг» О дружбе и о том, каким должен быть настоящий друг. Познакомиться со стихотворением, научиться читать его выразительно. Выяснить, что такое дружба, кто такой настоящий друг и каким должен быть настоящий друг. Читают пословицу. Отвечают на вопросы Предположения учащихся (о дружбе, об умении дружить)
|
Коммуникативные (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами) Регулятивные (умение определять цель деятельности на уроке) Познавательные (анализ, самостоятельное выделение формирование познавательной цели, умение принимать и сохранять учебную задачу). Коммуникативные (умение оформлять свои мысли в устной форме) |
3. Выявление места и причины затруднений (постановка учебной задачи) |
Знакомство с произведением. Читает учитель или звучит запись – Давайте разберем, с какой интонацией надо читать это стихотворение. На доске слова-помощники – доброжелательно, ласково, уверенно. Дружба крепкая не сломается, Друг в беде не бросит, лишнего не спросит — В полдень или в полночь друг придет на помощь — Друг всегда меня сможет выручить, Нужным быть кому-то в трудную минуту — – Ребята, поднимите руку те, кому эти слова показались знакомыми, где вы могли их слышать? – На эти слова сочинили музыку и получилась песня. Эту песню вы можете услышать в мультфильме «Тимка и Димка» – Ребята, какие слова повторяются в каждой части? – Как вы думаете, почему они повторяются? – Чтение про себя: 1 стол – 1часть, 2 стол – 2 часть, 3 стол – 3 часть. – У вас на партах лежат сердечки, если вы закончили, поднимите их. |
Извлекают информацию из текста и иллюстраций
Доброжелательно, утвердительно Утвердительно утвердительно, утвердительно Доброжелательно, утвердительно Доброжелательно утвердительно уверенно Доброжелательно Ласково Уверенно Вот что значит настоящий верный друг. В стих-и автор дает ответ на вопрос… ( Учащиеся читают стихотворение) |
|
4. Построение проекта выхода из затруднения |
– Тем временем остальным ребятам я предлагаю собрать кластер «Настоящий друг». Из текста стихотворения вы должны будете выбрать слова о том, каким должен быть настоящий друг, записать их на листочки и прикрепить на доску. 1 стол работают над 1 частью стих -я, 2 стол -над 2 частью, 3 стол над 3 частью.(раздать таблички для записи) – Всем все понятно, итак начинаем, кто готов, поднимаем сердечко. – А сейчас будем читать вслух. – Оправдались ли наши предположения, что разговор пойдет о дружбе и о друге? – Как вы понимаете выражение «Не разлить водой»? |
(Дают оценку, отстаивая свою точку зрения). ( неразлучны, всегда вместе, очень дружны) |
Коммуникативные (умение слушать и понимать других) Познавательные (умение извлекать информацию текста) |
5. Первичное закрепление во внешней речи учащихся |
– А теперь поработаем в группах. Прием кластер. – Каким должен быть настоящий друг? (на доску прикрепляется табличка – «настоящий друг») (Пока дети работают звучит песня «Настоящий друг») Обобщение по кластеру – Настоящий друг это человек, который… Физминутка Партнеры по плечу встают парами Здравствуй,друг! (пожимаем друг другу руки) Как ты тут? (за мочку уха) Где ты был? (по плечу хлопаем) Я скучал. (руку себе на грудь) Ты пришёл? (руки в сторону) Хорошо! (обнимаются) – Вспомните мультфильм про Кота Леопольда, давайте хором произнесем его любимые слова. (на слайде) |
Выполняют задание в парах. Работают в рабочих тетрадях Взаимопроверка в паре. Ответы детей. Выполняют физминутку Ребята, давайте жить дружно. |
Познавательные (умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке) |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
-Сейчас я снова вам предлагаю поработать в группах. Дунул ветер и пословицы у меня рассыпались. Попробуйте их восстановить. (На каждый стол по 1 пословице) С соседями жить – дружбу водить. Народы нашей страны дружбой сильны. Один за всех и все за одного. Дружба заботой да подмогой крепка Сосед пришёл – помощь пришла. Старый сосед наравне с роднёй. -Кто готов, поднимаем сердечки. Ребята по очереди читают пословицы и объясняют смысл. – Ребята, дружба бывает не только между сверстниками. Между кем еще она возникает? – А сейчас я задам вам такой вопрос: Какие национальности проживают в нашей Республике Татарстан? – Да ребята, хоть наша республика называется Татарстан, в ней проживает много национальностей. И все они живут дружно. |
Выполняют задание. Работа в группах. Проверка по эталону
Между соседями, между людьми разной национальности. |
Регулятивные (умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем)
|
7. Включение в систему знаний и повторение |
– Вот и подошел к концу наш разговор. Давайте подведём итог. – Какие задачи мы ставили в начале урока? – Мы ответили на эти вопросы? – Ребята, что мы можем сказать про человека, у которого много друзей, к которому всегда готовы прийти на помощь друзья, соседи? (Если дети не вспомнили о красоте души. После их ответов учитель показывает подсказку – сердечко) – Что на уроке было для вас новым? – Что важное взяли вы с урока? – Ребята, я надеюсь, что вы не забудете о нашем разговоре, будете хорошими настоящими друзьями, тогда из вас вырастут люди с красивым сердцем. |
Научиться читать выразительно стихотворение. Выяснить, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг У такого человека красивая душа, красивое сердце..
|