Хазиева Алина Ивановна
Инструктор по физической культуре
МБДОУ Детский сад №11 «Йолдыз»
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте
его крепким и здоровым: пусть он работает, действует,
бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!»
Жан-Жака Руссо
На сегодняшний день традиционное образование нуждается в использовании инноваций, способствующих разнообразию и пополнению образовательного процесса качественно новым содержанием. В дошкольном учреждении наряду с традиционными формами и средствами работы применяют нетрадиционные. Одна из них это с инновационная здоровьесберегающая технология СОРСИ.
СОРСИ – одна из форм двигательной деятельности, направленная на решение задач физического воспитания, всестороннего развития и укрепления здоровья детей.
Трактовка данной аббревиатуры:
С- Спортивная
О- Оздоровительная
Р- Развивающая
С- Сюжетная
И- Игра.
В игре используются: проблемные образовательные ситуации, которые требует ФГОС ДО (с обязательным участием догадок, предположений, вопросов), игровое экспериментирование.
Разработчики считают, что СОРСИ является новой формой игры для дошкольников и построена она в первую очередь на предварительной работе педагога и ребёнка.
Играя в «СОРСИ» дети справляются с физической нагрузкой предлагаемой им, которая требует от участников игры большой затраты энергии и побуждает организм ребенка к усиленной работе.
Игра СОРСИ строится следующим образом.
Дети, отправляясь в путешествие, погружаются в воображаемую ситуацию исследователя. Детей заинтересовывают, ставят их в ситуацию субъекта «собственной познавательной деятельности». Развивают у них яркие положительные эмоции, мотивацию деятельности, игровую позицию.
Игра состоит из шести испытаний, каждое испытание включает в себя два этапа: Первый этап – двигательный, второй этап включает в себя задания на развитие творческого воображения, образного мышления, самосознания и т.д. Испытание обычно проходит в течение 5 – 7 минут.
Игра проводится под музыкальное сопровождение создающая обстановку тревожности, неопределённости. По условию игры дети должны найти ключевое слово игры. За каждое выигранное испытание дети получают карточку или ключ. Пройдя все испытания у них должно быть не менее пяти ключей. Это даёт право дошкольникам обменять карточки или ключи на сюрприз.
Структура игры включает в себя три блока.
1 блок – предварительная работа (организационно-подготовительный).
Цель: создание проекта единого образовательного пространства (выбирается микро-тема игры, ведется отбор приемов и методов);
Двигательный этап – придумывание и планирование физических упражнений;
Познавательный этап – планирование совместной деятельности по определенной теме.
2 блок – взаимодействие педагогов и детей (ребёнок – ребёнок, взрослые – дети, педагог – ребёнок)
Цель: формирование системы знаний по определённой микро–теме.
Двигательный этап – первоначальное разучивание, углублённое разучивание физических упражнений;
Познавательный этап – совместная деятельность взрослых и детей в рамках познавательной, продуктивной деятельности.
3 блок – игра, которая является своеобразным продолжением процесса обучения дошкольников. Для него характерно готовность ребенка к творческому применению навыка.
Цель: интеграция различных областей. Собственно сама игра. Дети организуются в команды для игр – эстафет. Двигательный этап – знакомые физические упражнения наполняются, новыми структурными частями
Познавательный этап – совместная деятельность взрослых и детей в рамках познавательной, продуктивной деятельности;
Таким образом, СОРСИ является одной из современных форм двигательной деятельности, направленной на решение задач физического воспитания, всестороннего развития и укрепления здоровья детей.
Игра СОРСИ «Поможем зверятам из Африки»
Цель: Формирование физической культуры детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Формировать эмоционально-ценностную область физической культуры детей дошкольного возраста:
– формировать представление здорового образа жизни у детей и их родителей;
2. Формировать психомоторную область физической культуры детей дошкольного возраста:
– совершенствовать спортивные умения и навыки;
– развивать выносливость, быстроту реакции, ловкость, координацию движений;
3. Формировать познавательную область физической культуры детей дошкольного возраста:
– развивать спортивную терминологию у детей;
– обучать названиям спортивного оборудования;
Оборудование: гимнастическая стенка, 2 бубна, фитболы с рожками – 2 шт, набор полезных и вредных продуктов, набор предметов личной гигиены, 4 лавки, 2 мата, 2 колокольчика, 4 гантели, 4 обруча.
Место проведения: спортивный зал.
Ход мероприятия.
Айболит: Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Меня зовут доктор Айболит.
Ой беда, беда, беда приключилась со зверятами живущими в Африке.
Я сегодня утром получил письмо оттуда. И вот что здесь написано.
Доктор Айболит читает детям.
«Приезжайте, доктор,
В Африку скорей
И спасите, доктор,
Наших малышей!
Да-да-да! У них ангина,
Скарлатина, холерина,
Дифтерит, аппендицит,
Малярия и бронхит!
Приходите же скорее,
Добрый доктор Айболит!»
Как же мы можем помочь им? Ответы детей.
Правильно ребята. Мы отправимся с вами в путешествие, найдем секреты здоровья и отправим их в письме нашим животным в Африку, они воспользовавшись ими поскорее выздоровеют. Поможем найти секреты здоровья?
Дети: да
Айболит: Чтобы быть сильным и здоровым, что нужно делать по утрам? (зарядку). Вот мы с вами и начнём наше путешествие с зарядки
Разминка «Детская зарядка про зверят».
Продолжение развития движений детей, формирование физических качеств, ловкости, силы и выносливости, игровое экспериментирование. Знакомые упражнения – новыми структурными частями. |
Проблематизация – неопределенные проблемные знания, с обязательным участием догадок, предположений, вопросов. |
1 этап – станция Зарядка |
|
Зарядка «Детская зарядка про зверят». |
Айболит: Вам понравилась зарядка? А давайте придумаем свою зарядку? Попробуем! Айболит: Молодцы вы справились. Вот вам и первый секрет здоровья! «Зарядка!» (вручается карточка). Айболит: Отправляемся дальше в путешествие. |
2 этап – станция Гигиена |
|
Полоса препятствий «пройти по гимнастической лестнице, руки за голову – проползти под дугами -пройти через туннель – пройти по массажной дорожке» |
Айболит: проходя испытание кажется мы с Вами изрядно испачкались. А как вы думаете быть грязными и чумазыми полезно для здоровья? А что нам поможет сохранить здоровье? Правильно соблюдение правил личной гигиены. Перед вами «Загадочный мешочек гигиены» Надо на ощупь отгадать предмет личной гигиены и рассказать, для чего он предназначен. – Молодцы, вы отлично справились с этим заданием. И за это получаете ещё один «Секрет здоровья»: «Правила личной гигиены» (вручается карточка). |
3 этап – станция Правильное питание |
|
Айболит: Что-то я проголодался, а вы ребята? Как же нам утолить свой голод? Правильно найти что-то съедобное. Эстафета прыжки на фитболе змейкой до обруча, ( в обруче лежит набор полезных и вредных продуктов. |
Айболит: Чтобы утолить наш голод, поесть нам с вами нужно понять какие продукты полезные для нас , а какие нет. Разбор покупательских корзин на наличие вредных и полезных продуктов. – Молодцы, вы получаете ещё один «Секрет здоровья»: «Правильное питание» (вручается карточка). |
3 этап – станция Спортивная |
|
Айболит: «Секрет здоровья» достанется только ловким, быстрым и смелым. А для этого надо разделиться на 2 команды. Эстафета. Прыжки из обруча в обруч- до обруча где лежат 2 гантели, взять их в руки поднять три раза, положить обратно, вернуться к команде и передать эстафету. |
Игра: «Угадай вид спорта». По изображенному на картинке инвентарю угадать вид спорта. После прохождения эстафеты детям вручается «Секрет здоровья»: «В здоровом теле –здоровый дух» (вручается карточка). |
5 этап – станция Режим дня |
|
Айболит: Ребята, а с помощью чего мы утром просыпаемся? Правильно, с помощью будильника. Вы сейчас все сами выступите в роли будильника! Эстафета: залезть на шведскую стенку и позвонить в колокольчик. |
Для хорошего самочувствия нашего организма, необходимо чередовать все виды деятельности: труд, отдых, сон, прогулка, т.е. соблюдать… (режим дня) Перед вами сюжетные картинки с изображением режимных моментов. Вам необходимо разложить их в правильной последовательности. После того, как дети выполнят задание, им вручается «Секрет здоровья»: «Соблюдаем режим дня» |
6 этап – Подвижные игры |
|
Веселая танцевальная игра «Ну ка-На ка». Под музыку дети выполняют движения в соответствии с текстом песни. |
Айболит: Вот видите как веселые игры поднимают наше настроение. После того, как дети выполнят задание, им вручается «Секрет здоровья»: «Веселые подвижные игры». Айболит: Ну вот, наше путешествие подошло к концу. Получается, мы с вами собрали все «Секреты здоровья». И что мы должны с ними сделать? Правильно, отправить зверятам в Африку. Узнав эти секреты, они будут выполнять их, и не будут болеть. В чем отправляем письмо? (Конверте) Что нужно правильно указывать на конверте? (Почтовый адрес) Ну вот, наше письмо и готово, осталось его отнести на почту. |
Айболит: Все сегодня молодцы, вы справились с заданиями быстро, ловко и без страха. Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? Ответы детей.
Подводя итог, хочется сказать, создаваемая игрой радостная, увлекательная атмосфера способствует проявлению не только ловкости и силы, но и интеллекта. Дети мобилизуют знания и силы, делают самостоятельный выбор решения, объединяются общей целью, совместными усилиями к её достижению, общими переживаниями.
Таким образом, СОРСИ является одной из современных форм двигательной деятельности, направленной на решение задач физического воспитания, всестороннего развития и укрепления здоровья детей, формирования физической культуры детей дошкольного возраста.