Альмухаметова Венера Рафгатовна
учитель географии и биологии
МБОУ «Бурдинская СОШ»
Тукаевского муниципального района
Республики Татарстан, с.Бурды
Цель мастер-класса: осмысление необходимости и возможности применения современных продуктивных технологий в образовательном процессе как показателя формирования и развития читательской грамотности учащихся.
Ход
проведения мастер-класса
Читать – это еще ничего не значит,
что читать и как понимать прочитанное –
вот в чем главное.
К.Д.Ушинский
Уважаемые коллеги! Я очень рада видеть Вас на мастер-классе (Слайд1-2).
В своей практике я столкнулась со следующими проблемами:
– дети имеют низкую скорость чтения;
– дети зачастую не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;
– не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;
– затрудняются кратко пересказать содержание. мало читают, не обладают читательской грамотностью.
Что же такое читательская грамотность? «Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». Как видим, главный акцент сделан на понимании и использовании текстовой информации. Кроме того, читательская грамотность главной своей целью преследует социализацию личности через чтение. Исследования ученых показывают, что чтение для удовольствия (или свободное чтение) очень существенно влияет на жизнь людей независимо от их общественного положения. Постоянно читающий человек социально активен и успешен. Безусловно, такой широкий взгляд на чтение продиктован требованиями и условиями современной жизни.
Читательская грамотность (по PIRLS и PISA) определяется по уровню сформированности трех групп читательских умений:
– Ориентация в содержании текста и понимании его целостного смысла, нахождение информации.
– Интерпретация текста.
– Рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.
Первая группа связана с общими умениями работать с текстом: понимание содержания текста и ориентация в нем.
Вторая группа умений направлена на глубокое и детальное понимание содержания и формы текста.
Третья группа умений включает в себя использование информации, выделенной из текста, для достижения разнообразных целей, решения поставленных задач с использованием или без использования дополнительных знаний.
Для того, чтобы каждый ребенок владел всеми этими умениями, учитель должен знать приемы и способы их формирования.
Таким образом, одна из главных задач современной школы заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению, создать условия для воспитания компетентного читателя, способного отбирать, понимать, организовывать информацию и успешно ее использовать в личных и общественных целях. Это бесспорно актуальная проблема, которая требует пристального внимания и действенного решения и побуждает к поиску стратегий работы с разными видами текстов, изучению техник активно-продуктивного чтения и алгоритмов работы с несплошными текстами.
Работа направлена на формирование основных читательских умений:
– находить и извлекать информацию;
– интегрировать и интерпретировать сообщение текста;
– осмыслить и оценить содержание и форму текста.
К текстам представлены различные по формату задания (с выбором ответа, с кратким ответом, с развёрнутым ответом).
-Коллеги, существует множество форм, методов и приемов работы по формированию читательской грамотности. Мы сегодня поработаем с некоторыми типами заданий на формирование текста.
-Прежде с тем как приступить к работе, я предлагаю сгруппироваться. Посмотрите, у вас на краю стола есть кусочек изображения. По рисунку найдите свою группу. Соберите изображение. Что у вас получилось?
– У вас на столах есть листочки. На них напишите ассоциации которые возникают гладя на это изображение. У вас на это 1 минута.
– И так слушаем ваши ответы. (Ответы)
– Как вы считаете тема текста какая, с чем связана? (Ответы)
-Теперь берем рабочий лист №1, будем работать индивидуально. Нужно будет ознакомится с текстом.
Целебные свойства чая люди открыли давно и успешно применяли для лечения некоторых болезней. Так, в Польше чай долгое время считался лечебным растением и продавался только в аптеках.
Чай нормализует артериальное давление, обладает бактерицидным действием, способствует очищению организма, а зеленый чай помогает утолить жажду во время жары. Но волшебное воздействие чая возможно только в том случае, если чай качественный и правильно заварен.
Чай, выращенный на Цейлоне, считает в себе крепость индийского, нежность и гармоничность китайского. Высочайшее качество цейлонского чая обусловлено не только благоприятным климатом Цейлона. Чай, перед тем, как пойдет на продажу, тестируется и контролируется специальным органом – чайным Советом Шри-Ланки. На каждой коробочке, баночке или пакетике настоящего цейлонского чая обязательно изображен Лев с мечем, точно такой же, как на государственном флаге Республики Шри-Ланка. Чай с Цейлона не имеет маркировка «Made in…», а обязательно «Packed in Sri Lanka» – упакован в Шри-Ланка.
( по А.Сахаренко «Русское чаепитие»)
-Возьмите на столах конверт №1. Нужно составить план по тексту. Потом проверим по эталону. Все? Проверяем.
Продолжаем работать с текстом. Предлагаю взять листочки которые есть на столах. Составить вопрос к тексту, а на другой стороне написать ответ.
– Следующее задание выполняем в парах. У вас есть конверты №2.
Конверт 2
1.Сделать открытку с информацией о полезности этого чая и приложить к цейлонскому чая (подарок).
2. Создать проект на тему чая.
3. Использовать в рекламе чая.
4.Вставить в энциклопедию.
5. Пить хороший цейлонский чай, чтобы не травить свой организм.
6. Рассказать информацию учителю биологии и за это получить оценку.
7.Рассказать человеку, которого интересует чайная культура, возможно, он узнает что-то новое.
8.Использовать, когда устраиваешься на работу в чайное заведение: могут спросит про этот чай на собеседовании.
9. Об этом можно рассказать в аптеке.
10 Можно утолить жажду в жару, заварив именно зеленый цейлонский чай.
11.Отличать оригинальный цейлонский чай от ненастоящего
12.Информация поможет различать настоящий чай и поддельный.
Нужно ответить для решения какой практической задачи можно использовать данную информацию? То есть текст.
Проверяем с эталоном (слайд 3).
-Коллеги возьмём рабочий лист №2. Нужно ответить на вопросы.
Рабочий лист №2
1. Выберите неверное утверждение
А) Чай применяют для лечения некоторых болезней
Б) В Европе чай долгое время считался исключительным растением
В) Целебные свойства чая люди открыли давно
С) Чай продавался исключительно в чайных лавках
Е) Волшебное воздействие чая возможно, если чай качественно заварен
2. Какими свойствами не обладает чай?
А) нормализует артериальное давление
Б) обладает бактерицидным действием
В) способствует очищению организма от желчи и шлаков
С) тонизирует организм во время жары
Е) нормализует работу кишечника
Предлагаю парам поменяется листами (слайд 4).
-У нас осталось последнее задание. Рабочий лист №3. Работаем индивидуально. Я даю вам 30 сек чтобы вы еще раз пробежались по тексту. Все. Листы переворачиваем. Берем фломастеры и выделяем те словосочетания которые встречаются в тексте. А сейчас поменялись с своим соседом по лицу с фломастером. Сейчас я выведу на экран эталон. Вам нужно проверить правильно ли вы выделили. Если вы что-то не отметили, то другим цветом выделяете это. Если вдруг вы ошиблись , то другим цветом выделяете сверху того цвета которым вы работали вначале (слайд 5).
Рабочий лист №3
Уникальные свойства чая, открыли давно, продавали в аптеках, зеленый чай, попить чая во время жары, выращенный на Цейлоне, контролируется чайным Советом острова Шри-Ланки, истинный чай, лев с мечем, «Pakred in Ceylon».
Таким образом, одна из главных задач современной школы заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению, создать условия для воспитания компетентного читателя, способного отбирать, понимать, организовывать информацию и успешно ее использовать в личных и общественных целях. Это бесспорно актуальная проблема, которая требует пристального внимания и действенного решения и побуждает к поиску стратегий работы с разными видами текстов, изучению техник активно-прод Итак, сегодня на мастер-классе я постаралась вам показать, на мой взгляд, эффективные приемы работы с текстом, систематизации и обобщения учебного материала и развитие интереса к чтению.
Наш мастер – класс хотелось бы закончить словами Альберта Эйнштейна: «…образование есть то, что остается после того, когда забывается все, чему нас учили в школе…». В этих словах заключена практическая значимость функциональной грамотности, одной из составных частей которой и является читательская грамотность.