Бахтина Анастасия Сергеевна
заместитель директора по УВР, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
МБУДО «Детская музыкальная школа №24» Кирвоского района
г. Казани, Республика Татарстан
Музыкальная литература – обязательная дисциплина в образовательной программе детской музыкальной школы. Существует большое количество различных пособий, учебников по предмету. В пособиях использован разнообразный музыкальный, исторический и литературный материал, который позволяет полнее представить как процесс развития музыкальной культуры в целом, так и творчество отдельных композиторов. Изучение широкого круга музыкальных произведений даёт достаточно полное представление о разных жанрах, их особенностях и эволюции в профессиональной музыке различных стилей и нaционaльных культур. Но им же присущ и общий недостаток: неоправданно малое внимание к такому фактору, каким является эмоциональный отклик ребёнка на впервые услышанное музыкальное произведение.
Сегодня, в сильно изменившихся условиях работы музыкальной школы, значение этого фактора, нa нaш взгляд, становится определяющим. Все большее и большее количество нынешних выпускников ДМШ выбирает для себя профессию, не связанную с музыкой. Мир прекрасного, мир великой музыки и великих имен будет открываться перед ними только в музыкальной школе.
Не случайно современная психология отдаёт все большее предпочтение методикам эмоционального постижения/познания действительности, одновременно признавая ущербность технократического подхода.
Эта задача становится тем более существенной, когда мы вводим самых эмоциональных людей – детей в самый эмоциональный вид искусства – музыку. Произведения, созданные И. С. Бахом, Ф.Шопеном, П. И. Чайковским, С. В. Рахманиновым и др. – обладают универсальным эмоциональным воздействием.
Таким образом, обучение искусству должно начинаться не с изучения предметности, а с освоения мира художественных эмоций.
Становится очевидным, что на современном этапе преподавания предмета «Музыкальная литература» в ДМШ необходима переориентация самой методики. В первую очередь она направляется на личностное, заинтересованное, эмоциональное восприятие учащимися музыкального произведения как художественного явления.
По словам Е.Д. Критской – «музыкальный образ – это жизнь, воплощенная в музыке, или небольшая её часть: чувство, переживание, мысль, действие человека, событие из жизни человека, народа. Музыкальный образ всегда представляет объединенное жизненное содержание и художественную форму, в которой это содержание воплощено» [2, с. 112].
Формирование собственных оценочных позиций каждого ребенка, возникшее на основе его эмоционального восприятия, должно заменить набор готовых сведений, заученных ответов. А привычный путь традиционных постулатов уже не может принести удовлетворения от проделанной работы.
В самом деле, изучение ребенком определенного объёма музыкальных произведений, освоение им музыкальной терминологии, не дают нам уверенности в том, что мы сумели приобщить ребенка к великому миру прекрасного.
Одна из главных задач предмета – привить навык осознанного слушания музыки, а затем и выражать мнение об услышанном произведении вербально, художественно-технологично. Внимание учащихся быстро рассеивается, активность снижается, поэтому педагогу необходимо продумывать разнообразные методы работы, в том числе метод эмоциональной драматургии, когда каждый урок имеет завязку, кульминацию и т.д.
Музыкальная литература имеет две постоянные составляющие, которые проходят через весь курс – это знакомство с биографией композитора и конкретными музыкальными произведениями.
При изучении жизненного пути композитора, невозможно не отметить историческую эпоху, вопросы эстетического формирования композитора. Через биографию можно глубже уяснить и концепцию того или иного произведения.
Урок музыкальной литературы сегодня должен включать разнообразные формы работы и концентрический принцип их усложнения. Достигнув начальной цели – умения описать событие или явление, необходимо двигаться к следующей – умению объяснить и доказать.
Процесс восприятия музыки можно назвать сотворчеством слушателя и композитора; сопровождение и внутреннее воссоздание слушателем содержания произведения; сопереживание, обогащенное собственным жизненным опытом и чувствами. Эмоциональное и рациональное соединяются в музыкальном восприятии.
Интенсивность музыкального восприятия зависит от следующих факторов:
1) исходная установка на восприятие;
2) привлекательность произведения для воспринимающего;
3) музыкально-слуховой опыт и наличие музыкально-теоретических знаний, закономерностей музыкального языка.
4) степень эмоциональной реакции на произведение;
Преподаватель музыкальной литературы сегодня должен быть артистом, поскольку подача материала на музыкальной литературе играет огромную роль. То, что интересно, учащиеся запоминают легко и прочно, то, что неинтересно – с большим трудом и ненадолго. Сам тон педагога, его внешность должны соответствовать экспрессивной, а не отстраненной подаче материала. Как афористично утверждает Е. Ильин – «Учитель-творец своего урока. Ему подвластно все: сделать урок ярким и запоминающимся или превратить в будничную рутину» [1, 31].
Библиографический список
- Ильин Е.Н. Искусство общения. – М.: Педагогика, 1982. – 108 с.
- Уроки музыки: 5 – 6 классы: пособие для учителя / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – Москва: Просвещение, 2007. – 205 с.