Нагорнова Елена Михайловна
музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Дюймовочка»
с. Русский Акташ» Альметьевского района Республики Татарстан
Оркестр детских шумовых и ударных инструментов является действенным средством развития музыкального восприятия и слуха, музыкально-ритмических способностей, памяти. Создание таких оркестров – это замечательное средство развития метроритмического слуха у ребёнка. Наличие оркестра детских шумовых и ударных инструментов расширяет сферу музыкальной деятельности ребёнка, повышает его интерес к музыке и способствует совершенствованию, развитию музыкальных и творческих способностей.
«Шумовой оркестр – это игра, где есть место фантазии, возможны различные варианты оркестровки, замены и обмены ролями, а не исполнение раз и навсегда одной-единственной выученной версии. Главные принципы системы – деятельность и творчество помогают превратить образовательную деятельность в увлекательную музыкально – эстетическую игру».
Сегодня я хочу поделиться опытом создания шумового оркестра из кухонных предметов для детского музицирования, что можно использовать и в образовательной деятельности, и в самостоятельной музыкальной деятельности в группе, и дома на кухне.
Цель: применение кухонной посуды в качестве музыкальных инструментов, дать понятие, что музыка вокруг нас на кухне. Создать условия для формирования у дошкольников чувства эмоционального удовлетворения от инструментального музицирования и потребности в нём.
Задачи:
1. Развивать музыкальный слух и внимание, метроритмическое чувство.
2. Уметь различать музыкальные и шумовые звуки, слышать не только себя, но и других участников оркестра.
3. Знакомить детей с шумовыми кухонными инструментами, способами игры на них.
Материал: колпаки поварские, фартуки по количеству детей; Кастрюля-Хитрюля; кухонные предметы: тарелки, тёрки, ложки, кастрюля и крышки, стаканчики и ложечки, пластиковые бутылки с крупой и водой.
Ход образовательной деятельности.
Под звучание песни «Варись, варись кашка» на музыку Е. Шашина, дети входят в музыкальный зал, становятся полукругом. Их встречает музыкальный руководитель тоже в колпаке и фартуке.
Муз. рук-ль исполняет приветствие: Здравствуйте, ребята!
Дети исполняют своё приветствие: Здравствуйте!
Приветствие гостей.
Муз. рук.: Ребята, сегодня я вас приглашаю на музыкальную кухню. А чтобы отправиться нам на кухню, мы должны превратиться в поварят. (Дети одевают колпаки и фартуки.) А знаете, почему наша кухня музыкальная? Потому что здесь всё шумит, гремит. На кухне можно не только готовить пищу, но и найти предметы, которые помогут нам играть под музыку в оркестре. Все думают, что кухонная посуда обычная. А на самом деле, посуда умеет разговаривать, звучать… Сколько на кухне можно звуков интересных извлечь!!! А давайте послушаем эти звуки… Догадайтесь, что сейчас звучит?
Слушаем звуки в записи: чайник кипит, льющаяся вода,
шинкующий нож, тёрка, ложек стук, кастрюля с крышкой.
Муз. рук.: Ребята, посмотрите, нас давно поджидает Кастрюля-Хитрюля. Интересно, что она приготовила для нас? Она хоть и настоящая, но волшебная и говорящая.
Голос Кастрюли: А что здесь удивительного такого! Ну да, говорящая.
Муз. рук.:
Кастрюля-Хитрюля нам что-то сварила,
Нам что-то сварила, платочком накрыла.
Загляну-ка я в кастрюлю,
Что там спрятала Хитрюля?
Ну, Кастрюля, удивила –
Инструменты подарила!
Кастрюля-Хитрюля приготовила нам необычные музыкальные инструменты.
Муз. рук.: Я приглашаю вас рассмотреть их, и извлечь из них звуки. Дети рассматривают предметы: ложки, крышки от кастрюль, терку, бутылочки, стаканчик, чашки, сковорода. (Показывает посуду и извлекают звуки и приёмы игры на них.) У всех у них прекрасные голоса, но если их объединить, то получится замечательный кухонный оркестр! Давайте сыграем все вместе! И посуда весело запела, заиграла!
Оркестр кухонной посуды.
Муз. рук.: Наш оркестр выступает, очень весело играет. А чтобы оркестр играл дружно, кто-то должен им управлять. Кто управляет оркестром?
Дети: Дирижёр.
Муз. рук.: Я предлагаю вам взять эти инструменты. Сначала мы проведём репетицию оркестра. У каждого инструмента в оркестре своя партия. А чтобы вы сыграли правильно, дирижёр покажет вступление каждой партии.
Оркестр исполняет песню «Кухонный оркестр», муз. Минкуса.
Муз. рук.: Это была репетиция. А теперь начинаем играть. Здесь нам некогда скучать! Я предлагаю нашим гостям не скучать, а вместе с нами поиграть. Для вас тоже есть инструменты. Выходите, поиграйте, инструменты разбирайте!
Звучит «Кухонный оркестр» ещё раз в исполнении детей и взрослых.
Голос кастрюли: Вы, ребята, молодцы. Всех порадовали от души.
Муз. рук.: Мы поблагодарим Кастрюлю-Хитрюлю и приглашаем ее снова прийти к нам в гости!
Дети прощаются и уходят в группу.