Гилазова Лейсан Рафисовна
учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад №99
Ново-Савиновского района г. Казани»,
Республика Татарстан
Неречевые средства играют огромную роль в общении, так как чтобы понять смысл высказывания, недостаточно проникнуть в смысл слов, необходимо понять чувства говорящего проанализировать его неречевое поведение. Главный показатель чувств – МИМИКА, то есть выражение лица (глаз, бровей, губ). Под мимическими средствами понимаются движения лицевых мускулов и движения головы. Посредством мимики говорящий передаёт эмоции, подчёркивает мысль (нахмуриться, улыбнуться), выделяет ритмику звучания.
У детей с патологией речи наблюдаются нарушения мимической моторики (задержка или отставание в её развитии). Это проявляется в слабости, вялости, скованности мышц лица, неумении выполнять произвольные движения точно, в достаточном объёме, недостаточной дифференцированности мимических движений, гримасничании или полной амимичности. При выполнении движений мышцами лба, глаз, щёк наблюдаются синкинезии.
Брови человека очень подвижны. Человек может поднимать одну или две брови вверх и опускать вниз, сводить их к переносице, переводя при этом глаза то вверх, то вниз, то в сторону. Губы человека особенно экспрессивны. Плотно сжатые губы отражают задумчивость, изогнутые губы – сомнение или сарказм. Улыбка, как правило, выражает дружелюбие, потребность в одобрении.
Мимическая гимнастика является обязательным компонентом логопедического занятия с детьми с ОНР, страдающими псевдобульбарной дизартрией. Внесение развивающего и обучающего компонента в данный вид работы, помогут достижению следующих целей:
научить детей правильно распознавать мимические выражения, соответствующие определенным эмоциям, в целом и по одному элементу(глазам, бровям, рту);
научить дифференцировать эмоции, близкие по мимическому выражению;
научить определять мимические выражения по словесному описанию;
научить детей самостоятельно описывать выражения лица своё и собеседника.
Одновременно при достижении этих целей, у детей будут развиваться следующие когнитивные процессы: восприятие, при работе с пиктограммами и образными изображениями эмоций; зрительная память, при самостоятельном описании выражения лица без всякой опоры; все процессы мышления (анализ, синтез,
обобщение), при выполнении специальных упражнений.
Также будет закрепляться в сознании связь невербального и вербального компонентов каждой эмоции. Развиваться грамматический строй речи и навык связного высказывания.
Коррекция мимической моторики проводится в нескольких направлениях:
- развитие умения понимать эмоциональное состояние человека;
- развитие качества и объёма движений мимических мышц;
- развитие умения воспроизводить мимические позы.
Нормализация мимической моторики осуществляется с учётом принципов:
- индивидуального подхода;
- от простого к сложному;
- систематичности;
- тематического подхода к планированию;
- вариативности.
Работу над мимикой мы начинаем с подготовительных упражнений, направленных на развитие мимической мускулатуры.
Например, упражнение: подними брови вверх, сдвинь их к переносице, крепко зажмурь глаза, широко открой их. Надуй щеки, а теперь сильно втяни их. Сложи губы трубочкой, вытяни их вперед, а теперь улыбнись.
Упражнения мимической гимнастики
Из предложенных ниже видов движений составляются комплексы мимической гимнастики.
Мимическая гимнастика для мышц лба:
1. Поднять удивлённо брови (одновременно, поочерёдно).
2. Нахмуриться.
Мимическая гимнастика для мышц глаз:
1. Слегка сомкнуть веки.
2. Зажмуриться.
3. Прищурить глаза.
4. Подмигнуть то одним глазом, то другим.
5. Открыть широко глаза от удивления.
Мимическая гимнастика для мышц приротовой област:
1. Губы в трубочку и расслабить.
2. Углы рта в стороны и расслабить.
3. Выдуть воздух из уголков рта поочерёдно.
4.Открыть рот, соединить губы в тугой кружочек и расслабить.
5. Показать зубы верхней челюсти.
6. Показать зубы нижней челюсти.
7. Облизать верхнюю и нижнюю губы.
8. Надуть щёки и расслабить.
9. Втянуть щёки и расслабить.
10. Набрать воздух под верхнюю губу.
11. Набрать воздух под нижнюю губу.
12.” Перегонять ” воздух из одной щеки в другую.
13. Беззвучно произнести звуки: М, Б, П, О, У, И.
14. Беззвучно произнести слова: боб, Бим, бом, ком, Тим.
Мимическая гимнастика для жевательных мышц:
1. Открыть рот и закрыть.
2. Выдвинуть нижнюю челюсть вперёд.
3. Открыть рот и закрыть.
4. Надуть щёки и расслабить.
5. Открыть рот и закрыть.
6. Двигать нижнюю челюсть в стороны.
7. Открыть рот и закрыть.
8. Втянуть щёки и расслабить.
9. Надуть щёки поочерёдно.
10. Нижними зубами закусить верхнюю губу и закрыть рот.
11.Открыть рот с запрокидыванием головы назад, закрыть рот – голову прямо.
Многократное повторение однотипных движений снижает интерес у детей. Для его повышения необходимо использовать вариативные игровые приёмы. Комплексы мимической гимнастики необходимо составлять из игр и упражнений, разработанных на материале лексической темы.
Затем мы подробно знакомим детей с каждой эмоцией по плану:
1) название эмоции;
2) описание мимического выражения эмоции;
3) ситуация, в которой она возможна.
Рассказ логопеда сочетается с показом собственного выражения лица, пиктограмм, затем дети повторяют по образцу.
Радость: лицо расцветает улыбкой, уголки губ поднимаются кверху, глаза
сужаются, около глаз собираются морщинки. Мы радуемся папе, маме, близким, тому, что нам нравится …
Печаль: брови сдвинуты к переносице и приподнимаются вверх, веки чуть
припущены, накатываются слезы, губы немного вытянуты, уголки губ опущены вниз. Нам бывает грустно, когда мы одни, когда кто-то уходит, когда болеем …
Страх: брови сводятся к переносице и поднимаются вверх, лоб наморщен,
глаза могут быть и широко, и, наоборот, приоткрыты, рот раскрыт. Нам страшно, когда рядом нет мамы, темно; мы боимся незнакомого человека, собаку …
Гнев: брови сдвинуты к переносице, «нахмурены», между бровями складки, глаза широко открыты, губы либо плотно сжаты, либо оскалены зубы. Мы сердимся, когда нам что-то не дают, кто-то себя плохо ведет …
Удивление: брови высоко подняты, лоб наморщен, губы чуть приоткрыты в форме овала. Мы удивляемся, видим что-то очень необычное, красивое незнакомое, то, чего не ждем…
Обида: брови сдвинуты и подняты вверх, веки сильно опущены, глаза отведены в сторону, губы «надуты». Мы обижаемся на того, кто нас ударит, скажет неприятное слово, что-то не даст или отберет…
Далее, при ежедневном проведении мимической гимнастики, необходимо использовать пиктограммы, на которых схематично и ярко изображены все черты
мимического выражения. Такое схематичное изображение лучше предъявлять детям в
виде образов солнышка, тучек, цветов и т.п. Работу с данными пособиями проводим в
различных вариантах. Например: в виде одновременной демонстрации пиктограмм, сопровождаемых стихотворным материалом, и выполнении соответствующих мимических выражений детьми. Или в виде самостоятельного определения или называния выражения лица детьми, рассказа о нем и изображения. Затем для
проведения мимической гимнастики мы используем изображения людей и животных, где эмоции выражены уже более естественно и не так ярко, как на схеме.
Также, для достижения поставленных целей, используются такие игры и упражнения:
1. Упражнения с пиктограммами. Играют одна или несколько пар детей. У каждого участника свой набор пиктограмм. Один участник берет пиктограмму и, не показывая ее, называет эмоцию, которая на ней изображена. Второй должен найти картинку, задуманную своим партнером, и изобразить эту эмоцию на лице. После две выбранные картинки сравниваются.
2. Игра «Составь фотографию». Каждому ребенку дается задание: составить из нарезанных частей лица на пустой основе (овале) заданное мимическое выражение. Затем изобразить самому.
3. Игра «Загадка».
Вариант 1: логопед или ребенок загадывают про себя эмоцию и вслух описывают только ее мимическое выражение. Остальные изображают отгадку на лице и называют эмоцию.
Вариант 2: детям раздаются небольшие сюжетные картинки -загадки и разрезные пиктограммы мимических выражений. Нужно найти подходящие ситуации выражения лица и наложить его на пустой овал. Изобразить самому и назвать.
4. Игра «Необычная беседа». Логопед задает вопрос, а дети мимическим выражением отвечают на него. Например:
С каким выражением лица ты встречаешь маму?
С каким выражением лица ты слушаешь раскаты грома?
С каким выражением лица ты слушаешь, как тебя хвалят?
С каким выражением лица получаешь новую игрушку?
С каким выражением лица ты смотришь на того, кто взял без разрешения
твою игрушку?
Какое выражение лица у тебя будет, если ты увидишь живого героя
мультфильма?
С каким выражением лица ты гладишь кошку?
Эту игру можно организовывать и в виде беседы на конкретную тему
«Прогулка в лес», «На реке», «Мой двор», «Семья», «Город» и т.д. данный вид работы активизирует знания детей, развивает эмоциональную память, умение быстро анализировать заданную ситуацию, способствует формированию яркого образа в сознании ребенка по выбранной теме.
5. Упражнение «Рисую эмоцию».
Вариант 1: ребенку предлагается нарисовать в пустом овале заданную эмоцию. Затем изобразить выражение, нарисованное им и его товарищем.
Вариант 2: ребенок рисует задуманную им эмоцию в овале, показывает остальным детям, которые должны ее правильно назвать и изобразить на своем лице.
6. Игра «Угадай-ка». Выбирается один ведущий, дети садятся в ряд лицом к нему. За спинами передается мячик. По выражению лица ведущий должен угадать у кого мячик.
Использование разнообразных упражнений и игр такого типа, яркой наглядности при проведении мимической гимнастики ведет к большей эффективности развития мимической мускулатуры, к развитию интереса к занятиям, а также способствует полной реализации вышеуказанных целей.
Упражнения на развитие мимической моторики, пантомимики и творческих способностей.
1. Игра «Осень».
Педагог говорит, что осень бывает разная – грустная и веселая. Дети изображают удивление (днем на дереве были листья, а наутро дерево стоит голое), печаль (пошел дождь, нельзя гулять), радость (выглянуло солнце, дети ловят его лучи над головой, спереди, сбоку, сзади – хлопают в ладоши).
2. Игра «Арбузик».
Педагог. Посмотрите, сколько арбузов (мячей) выросло. Какие они большие, круглые и, наверно, сладкие.
Он большой, как мяч футбольный!
Если спелый, все довольны!
Так приятен он на вкус!
Сладкий, сахарный арбуз!
Дети собирают мячи, берут один из них и, встав в круг, передают мяч друг другу на сильную долю такта. Музыка внезапно прекращается – ребенок, в руках которого в этот момент оказался мяч, мимикой показывает, какой арбуз сладкий или кислый. Все делают то же самое. Упражнение повторяют несколько раз.
3. Игра «Овощи»
Педагог: Ты будешь толстяком помидором, а ты – худышкой петрушкой, ты – толстушкой капустой, а ты – худышкой луком и т.д. Справа от меня овощи – худышки, слева овощи-толстяки и толстушки.
Встретились толстяки и худышки.
Удивились худышки: “Ах, какие вы толстые!”
Рассердились толстяки и толстушки: “Не такие уж мы толстые!”
Еще больше удивились худышки: “О, да вы еще и сердитые!”
Еще больше рассердились толстяки и толстушки: “У-у-у! Мы действительно сердитые!”
Сморщили нос худышки: “Ф-фу! Не хотим с вами в одном огороде расти!”
Скривили губы толстяки и толстушки: “Пф! Ну и не надо!” Худышки втягивают щеки, толстяки надувают.
Смотрят друг на друга.
Смотрят подняв брови и широко открыв глаза.
Хмурят брови, морщат губы и смотрят сердито.
Округляют губы, как при произнесении звука “о”, поднимают брови.
Вытягивают губы трубочкой, сводят брови.
Морщат нос и произносят шепотом “фу”.
4. Игра «Пчелка и медвежата».
Педагог читает рассказ, а дети имитируют названные в нем движения. “В берлогу прилетела пчелка. Решила она сесть кому-нибудь из медвежат на язычок, но медвежата стиснули зубы, сделали губы трубочкой и стали двигать ими вправо-влево. Пчелка обиделась и улетела. Медвежата снова открыли рты, языки отдыхают. Пришла мама-медведица и зажгла свет. Медвежата перестали жмуриться и корчить нос. Снова прилетела пчелка. Медвежата не стали ее прогонять, а покатали ее у себя на лбу, двигая бровями вверх и вниз. Пчелка поблагодарила медвежат и полетела спать”.
Список используемой литературы:
- Алябьева «Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии». – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Григоренко Н.Ю., Цыбульский С.А. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции (учебно-методическое пособие). –– М.: Книголюб, 2005.
- Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2004.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития,1996. – 208 с., ил.
- Кудрявцев В. Двигательное воображение // Дошкольное воспитание. – 1989. – №3. – С. 54-58.
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М.: АРКТИ, 2001.