Домарева Людмила Анатольевна,
Добромыслова Ольга Анатольевна
старший воспитатель,
воспитатель
ГБОУ Школа №1568 ДО6
г. Москва, Республика Татарстан
Раздел 1. Проектная деятельность в дошкольной образовательной организации как метод всестороннего развития детей дошкольного возраста.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является следующее: ребёнок ещё не может найти самостоятельно противоречие в окружающем; сформулировать проблему и определить цель; поставить задачи и получить результат – поэтому проекты в дошкольной образовательной организации носят обучающий характер. Дошкольники по своему психофизическому развитию ещё не готовы создать свой собственный проект, а из этого следует, что основной задачей педагогов является обучение необходимым умениям и навыкам.
Метод проекта – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей под руководством педагога: исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой дошкольник познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
В основу методов проекта заложена идея о направленности познавательной деятельности на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей и родителей над определённой практической проблемой. Решить проблему или работать над проектном в данном случае – значит применить необходимые знания и умения и обеспечить развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности по определённому направлению развития и образования (образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие) и получить ощутимый результат.
Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий, обучающихся с обязательных презентаций этих результатов.
Проектная деятельность предполагает интеграцию нескольких видов деятельности, благодаря которой в педагогическом процессе появляются новые методы воспитания и обучения, а детский сад реализует развивающие, образовательные и здоровьесберегающие технологии.
Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъективной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию дошкольника.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод – проектная деятельность в дошкольной образовательной организации имеет следующие характеристики:
1. Проблемы, решаемые в проектной работе, способствуют познанию ребёнком окружающего мира. Именно поэтому важно, чтобы они исходили от него, а не были навязаны педагогом.
2. К методу проекта прибегают для решения сложных задач в соответствии с психофизическим состоянием ребёнка.
3. Каждый проект имеет структуру, которая даёт возможность распределить все действия по срокам и ограничен строгими требованиями к готовому продукту.
4. Проектная работа предполагает социально-коммуникативное развитие дошкольника, позволяет работать в команде – «педагог – ребёнок – родитель».
Цели и задачи проектного метода.
Практика применения проектов в деятельности ДОО доказывает, что воспитанникам она:
- даёт возможность приложить усилия для выполнения поставленной задачи;
- стимулирует мозговые процессы: мышление, память, восприятие, воображение;
- позволяет осознать полученный результат.
В связи с этим основными целями детского проекта по ФГОС ДО являются:
- Получение опыта творческой деятельности.
- Развитие свободной самостоятельной личностью ребёнка.
- Формирование навыков, знаний, умений и применение их на практике.
Взаимодействие с членами семей воспитанников является необходимостью для достижения поставленных целей и всестороннего развития детей дошкольного возраста.
Задачами проектного метода являются:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательного интереса;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие самостоятельности.
Этапы реализации проекта в дошкольной образовательной организации.
Проектное обучение можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.
Прежде чем приступить к реализации проекта необходимо составить план по его подготовке, который заключается в следующем:
- Определение темы.
- Постановка цели на основе изученных проблем детей.
- Планирование, заключающееся в поиске ответов на вопросы:
– к кому можно обращаться за помощью (родитель, педагоги);
– в каких источниках можно найти информацию;
– какие материалы и оборудование лучше использовать.
- Выполнение проекта – практическая часть.
- Подготовка занятий, игр и других видов детской деятельности.
- Подведение итогов – презентация или открытое занятие.
Основными характеристиками этапов реализации проектов в дошкольной образовательной организации являются:
I этап – выбор темы
- Педагог вместе с дошкольниками выбирает наиболее интересную тему и планирует познавательную работу. Педагогам важно не только поддержать ребёнка в его стремлении изучить тот или иной вопрос, но и создать условия для познавательной деятельности.
- Для успешного выбора актуальной темы педагоги используют метод создания проблемной ситуации, осознание которой поможет выбрать направление и цель проектной работы. Очень важно, чтобы идея исходила от ребёнка вопрос был поставлен им.
II этап – планирование
Педагог планирует процесс осуществления проектной деятельности:
- находит содержание, ставит образовательные задачи, собирает материалы, думает, как использовать разные виды деятельности;
- собирает интересные факты, разрабатывает план работы на примере тематической схемы. В старшей группе можно предложить детям проводить проект самим под руководством педагога.
III этап – реализация
1. Важно создать комфортные условия для осуществления запланированного, задействовать как можно больше видов деятельности, что будет способствовать всестороннему развитию ребёнка.
2. В процессе проведения проекта активизировать желание детей: анализировать, сравнивать, экспериментировать, делать выводы.
3. Поддерживать самостоятельность выбора темы детьми, но при этом следить за правильностью проведения проекта.
4. Привлекать других специалистов (логопед, психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре).
IV этап – презентация
- Даёт возможность дошкольникам поделиться результатами своего труда.
- Формирует навыки выступления перед публикой, развивает связную и диалогическую речь.
- Формирует социально-коммуникативные навыки.
V этап – рефлексия
Завершающим этапом работы над проектом является рефлексия всех участников.
Педагогу важно:
- обсудить с дошкольниками достигнутые результаты;
- помочь им осознать полученные знания и применить их на практике.
Итак, при прохождении этапов проектной деятельности необходимо выделить участие педагога и детей. (Приложение №1)
Таким образом, метод проектов является эффективным способом работы с детьми дошкольного возраста, поскольку он позволяет научить ребёнка правильно входить в поставленную задачу, искать решения, анализировать и систематизировать полученные знания, что способствует развитию творческих способностей и коммуникативных навыков.
Организация проектной деятельности в ДОО. Основные условия и требования.
Детское проектирование будет успешным, если соблюдать следующие условия:
- Создание в группе предметно-развивающей среды, способствующей развитию детской творческой самостоятельности и познавательной инициативе.
- Учитывать психофизическое развитие разновозрастных воспитанников.
- Поддерживать благоприятный эмоциональный настрой в группе.
- Выявлять интересы и желания детей.
- Стимулировать познавательный интерес всех воспитанников группы.
- Активное вовлечение родителей в реализацию проекта.
- Поддерживать сотрудничество детей и взрослых.
Любознательность дошкольника является особой формой познавательной активности, направленной на познание и овладение деятельностью.
Большую роль в организации образовательного процесса ДОО получают те методы и приёмы, которые формируют умение самостоятельно мыслить, анализировать и применять свои знания на практике.
Реализация любого проекта преследует какую-либо определённую цель, то есть для чего он был создан. Цель – это путь решения поставленной задачи. Формулируя цель и задачи проекта следует исходить не только из психофизических возможностей детей, но и из его типологии.
Примером общих целей в различных типах проектов являются постановка задачи и проблемы:
- в исследовательском проекте: почему? что нужно? что будет, если?
- в творческом проекте: подготовка и проведение праздника…; изготовление подарка и т.п.;
- в информационно-практико-ориентированном проекте: расширить знания о.…; создать макет…; организовать конкурс… и т.п.;
- в ролево – игровом проекте: знакомство с окружающим миром…
Выделяют три формы организации сотрудничества педагогов и детей:
- Совместно-индивидуальная – каждый участник выполняет свою часть работы над проектом отдельно, но на завершающем этапе она оказывается частью общего продукта.
- Совместно-последовательная – результат работы предыдущего участника используется для деятельности последующего.
- Совместно-взаимодействующая – участники согласовывают действия на каждом этапе осуществления проекта.
От правильности выбора тактики общения педагога с ребёнком зависит успех готового проекта, что повышает активность ребёнка в повседневной жизни.
Основными требованиями к использованию метода проекта являются:
- Наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы, которая требует исследовательского поиска для её решения.
Для решения проблемы требуется не только использование разнообразных методов и средств обучения, но и полученные знания, умений и навыков в процессе реализации проекта. Поскольку дошкольники опираются на свой собственный опыт, то и проблема должна вытекать из реальной жизни, знакомой каждому воспитаннику.
- Мотивация участника проектной деятельности.
- Деятельность старших дошкольников должна быть самостоятельной, с поддержкой взрослого. Она может быть: групповой, индивидуальной, парной, в отличии от участия в проекте младших, где главную роль играет педагог.
- Использование целостной системы проектной деятельности, а не отдельных методов и способов её реализации.
Эта система предусматривает определённую последовательность действий:
- обозначение проблемы;
- определение цели и задач;
- прогнозируемый результат;
- получение и обобщение информации;
- планирование деятельности;
- реализация проекта;
- обсуждение результата и хода работы;
- презентация результатов.
Требования к структуре и оформлению проекта следующие:
I. Титульный лист:
- полное наименование ДОО;
- название проекта;
- тип проекта;
- авторы проекта.
II. Визитная карточка проекта:
- авторы проекта;
- название проекта;
- город, населённый пункт;
- вид проекта;
- длительность;
- возрастная группа;
- образовательная область.
III. Структура проекта:
- цели и задачи;
- планируемые результаты;
- краткое содержание проекта;
- методы и формы работы.
План-график мероприятий.
Описывается организация работы над проектом. Из раздела должно быть понятно – кто и как будет осуществлять действия, в какой последовательности, как планируется достижение результатов и почему выбран этот путь. Этот раздел состоит из трёх этапов.
I этап – предварительный:
- мониторинг знаний детей (Что мы знаем? Что мы хотим узнать?);
- изучение литературы;
- подготовка материала.
II этап – основной
Может быть оформлен в виде таблицы или написан на листе: дата, название НОД, цель.
III этап – заключительный
Презентация продукта проекта.
Приложения.
Таким образом, значение проектной деятельности заключается в новом принципе учебного материала (условия и требования), роли педагога в воспитательно-образовательном процессе, в формировании субъективной позиции ребёнка.
Раздел 2. Условия эффективности инновационных методов в проектной деятельности.
Особенности педагогической технологии метода проектов заключаются в следующем:
- Педагог незаметно помогает ребёнку обнаружить и увидеть проблему, иногда способствует её возникновению.
- Внимательное отношение к каждому ребёнку, изучение его интересов и потребностей.
- Педагог самостоятельно, гибко, творчески подходит к планированию воспитательно – образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей и запросов дошкольников.
- Не следует выполнять творческие задачи за ребёнка. Педагог организует ситуацию, не предлагая варианты для её решения.
Необходимым и не менее важным педагогическим условием, способствующим эффективности педагогической деятельности, является создание атмосферы эмоционального благополучия детей.
Чтобы учебно-воспитательный процесс был организован эффективно, необходимо участие не только педагога и группы детей, но и их родителей.
Проектная деятельность — это целостная система, при реализации которой важными условиями являются:
- работа с педагогическими кадрами;
- просветительская работа с родителями;
- создание предметно-развивающей среды.
Современный подход к дошкольному образованию в контексте ФГОС ДО предусматривает не только формирование знаний, умений и навыков дошкольников, но и сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями детей, обучение через совместный поиск решений.
Проектная деятельность может связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка.
Таким образом, актуальность и востребованность проектной технологии в ДОО обусловлена как современными требованиями, так и потребностями детей и педагогов в современном качестве образовательной деятельности.
Использование проектного метода в дошкольной образовательной организации
В ходе реализации образовательной программы в контексте ФГОС ДО было осуществлено проведение нескольких проектов. Проектная деятельность была проведена мною как для младшего дошкольного возраста, так и для старшего.
Далее приводятся примеры использования проектного метода для детей младшего дошкольного возраста.
Познавательно-исследовательский проект «Научим Медвежонка выполнять правила дорожного движения»
Визитная карточка проекта:
Авторы проекта: старший воспитатель ГБОУ Школа №1568 дошкольное отделение №5,6 Домарева Л.А.; воспитатели ГБОУ Школа№1568 дошкольного отделения №5: Добромыслова О.А., Новикова С.С.
Название: «Научим Медвежонка выполнять правила дорожного движения».
Вид проекта: познавательно-исследовательский
Длительность: средняя продолжительность (6 недель)
Возрастная группа: младший дошкольный возраст (3-4 года)
Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель проекта: социально – коммуникативное, познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста, обеспечение обогащенного развития дошкольников, формирование элементарных знаний правил дорожного движения, посредством дидактической игры.
Задачи проекта:
- Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
- Использование полученных навыков и умений в игре.
- Пополнение и обогащение словарного запаса.
- Развитие разговорной речи.
- Развитие способностей к художественному творчеству.
- Развитие внимания и мышления.
Примеры использования проектного метода для детей старшего дошкольного возраста.
Познавательно-творческий проект: «Всестороннее познавательное и художественно-эстетическое развитие старших дошкольников посредством использования «Скульптур малой формы»
Визитная карточка проекта
Авторы проекта:
Старший воспитатель ГБОУ Школа №1568 д/о №5,6
Домарева Людмила Анатольевна
Воспитатель группы №2 ГБОУ Школа №1568 д/о №5
Добромыслова Ольга Анатольевна
Название проекта: Познавательно-творческий проект:
«Всестороннее познавательное и художественно-эстетическое развитие старших дошкольников посредством использования «Скульптур малой формы».
Вид проекта: познавательно-творческий.
Длительность: октябрь 2017г. – апрель 2018г.
Возрастная группа: старший дошкольный возраст (6-7 лет).
Образовательная область: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
Цель: вызвать интерес к воспроизведению такого вида искусства как «скульптура малой формы», закрепить знание о профессии скульптора.
Задачи:
- развивать познавательный интерес;
- поддерживать потребность в выполнении поставленной задачи;
- обогащать и пополнять словарный запас;
- развивать художественно-эстетический вкус.
Заключение
В контексте ФГОС ДО метод проектов является одной из современных и инновационных педагогических технологий. Ребёнку даётся возможность экспериментировать, обобщать и синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и социально-коммуникативные навыки.
Использование методов проекта в образовательном процессе ДОО помогает вырабатывать собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги могут самостоятельно выбрать способ и вид деятельности.
Перспективность метода проектов в системе дошкольного образования заключается в том, что он даёт возможность всестороннему развитию дошкольников: способность искать информацию, проводить наблюдение и анализировать их; использовать знания, навыки и умения для последующей деятельности.
Таким образом, поставленная цель данной методической разработки достигнута, задачи выполнены.
Приложение №1
Участие педагогов и детей при прохождении этапов проектной деятельности
Этапы проекта |
Задачи |
Ребёнок |
Педагог |
Организационный |
Определение темы. |
Опрос. Принятие задачи. Дополнение задач к проекту. |
Формулирует цель. Формулирует задачу. |
Предварительный |
Актуальность проекта. Изучение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Планируемые результаты. |
Нахождение информации с помощью родителей и педагога. |
Организует проведение проекта. |
Основной |
Выполнение проекта. |
Формирование знаний, умений, навыков. Совершенствование психологических процессов. |
Помощь и контроль при осуществлении проекта. |
Заключительный |
Анализ. Механизм осуществления проекта. |
Осуществляют продуктивную деятельность разрешения проблемы. |
Подготавливают и организуют презентацию проекта. |
Приложение №2
Проект: «Научим Медвежонка выполнять правила дорожного движения»
Визитная карточка проекта:
Авторы проекта: старший воспитатель ГБОУ Школа №1568 дошкольное отделение №5,6 Домарева Л.А.; воспитатели ГБОУ Школа №1568 дошкольного отделения №5: Добромыслова О.А., Новикова С.С.
Название: «Научим Медвежонка выполнять правила дорожного движения».
Вид проекта: познавательно-исследовательский
Длительность: средняя продолжительность
Возрастная группа: младший дошкольный возраст (3-4 года)
Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель проекта: социально – коммуникативное, познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста, обеспечение обогащенного развития дошкольников, формирование элементарных знаний правил дорожного движения, посредством дидактической игры.
Задачи проекта:
- Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
- Использование полученных навыков и умений в игре.
- Пополнение и обогащение словарного запаса.
- Развитие разговорной речи.
- Развитие способностей к художественному творчеству.
- Развитие внимания и мышления.
Планируемые результаты:
- Трансляция опыта создания познавательно-исследовательского проекта на дошкольное отделение и образовательный комплекс, на сайтах дошкольного образования.
- Раскрытие потенциальных возможностей взаимодействия всех участников образовательного процесса.
- Расширение познавательной сферы и кругозора, приобщение детей к безопасному поведению на улице.
- Формирование детской познавательной активности.
- Формирование исследовательских и творческих способностей дошкольников.
Краткое содержание проекта
Познавательно-исследовательский проект «Научим Медвежонка выполнять правила дорожного движения» направлен на социально – коммуникативное, познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста, обеспечение обогащенного развития дошкольников, формирование элементарных знаний правил дорожного движения посредством дидактической игры.
В ходе реализации проекта формируется целостная картина мира, расширяется кругозор. Развивается способность к использованию полученных навыков и умений в игре. Совершенствуется разговорная речь и обогащается словарный запас. Развивается способность к художественному творчеству.
В ходе проектной деятельности дети совместно с взрослыми создали экспонаты выставки «Дорожная азбука», проведена выставка детских поделок и рисунков, выполненных в ходе образовательной деятельности.
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный
Цель этапа: вызвать интерес дошкольников к выполнению элементарных правил дорожного движения; заинтересовать родителей в участии данного проекта.
Тема нашего проекта возникла в результате подготовки к окружному конкурсу
«Дорожная азбука».
Педагоги стремились вызвать интерес у младших дошкольников к данной проблеме:
«Что мы знаем о ПДД?».
Для этого были проведен ряд дидактических игр, где выяснилось, что некоторые дети не совсем правильно понимают ПДД
2 этап – планирование
Перед педагогами встал вопрос: «Как можно доходчиво донести до ребят знание ПДД?».
При подготовке к окружному конкурсу «Дорожная азбука» было прочитано много литературы, просмотрены материалы сайтов.
Обсуждение привело к созданию предметно – развивающей среды, позволяющей помочь в решении данной проблемы, а также привлечению родителей к выполнению данного проекта.
3 этап – Поиск информации – исследовательский
Исследовательский этап включал в себя интеграцию образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Образовательная деятельность в рамках проекта осуществлялась:
в ходе режимных моментов;
в процессе организации педагогами различных видов деятельности;
в ходе самостоятельной деятельности детей;
во взаимодействии с семьями воспитанников
4 этап – оформление проекта
Продуктом проектной деятельности явилась разработка дидактических игр, направленных на элементарное познание детьми ПДД.
Семьи воспитанников принимали активное участие в создании поделок из различных материалов для игр по ознакомлению детей с ПДД.
5 этап – презентация проекта
Презентация проекта происходила следующим образом: педагог представил одну из дидактических игр на конкурсе «Дорожная азбука». Представители комиссии ознакомились с кратким содержанием игры и сделали фотографии.
Также было проведено открытое занятие «Знакомство с частями дороги», досуг «Поиграем в ПДД».
Краткое описание проекта
В начале проектной деятельности проводится оценка первоначальных знаний ПДД у детей младшего дошкольного возраста.
Педагоги уточняют представления дошкольников, обсуждают и составляют план работы проведения проекта, который предусматривает активное участие родителей воспитанников.
Оценка результативности данного метода работы с младшими дошкольниками: динамическое наблюдение;
творческий подход к реализации проекта, а также уровень сформированности знаний дошкольников о ПДД.
Описание форм образовательной деятельности
Работа начинается с обсуждения педагогами вопроса по теме проекта.
Педагоги выбрали тему проекта, связанную с конкурсом «Дорожная азбука». Обсуждался план работы по проекту и вопрос необходимости соблюдения авторских прав.
Работа с родителями: обсуждение основных направлений работы с целью создания данного проекта.
Работа педагога с дошкольниками проводилась ежедневно, в ходе образовательной и самостоятельной деятельности детей.
Педагог в форме беседы и игры выяснил, что знают дети о ПДД – для этого готовился макет из объемных игрушек, задавались вопросы.
Также в своей работе педагог использовал дидактические и подвижные игры; создавал игровые ситуации – Досуг: «Поиграем в ПДД» (прилагается); формировал положительные эмоции.
Был придуман и использован цикл дидактических игр, связанных с ПДД (прилагается).
6 этап – подведение итогов
В ходе реализации проекта, поставленные цели и задачи были выполнены полностью: *обеспечено обогащенное развитие ребенка;
*сформировано элементарное представление правил дорожного движения, посредством дидактических игр;
* у детей развивается способность к использованию полученных навыков и умений в игре;
*пополнился и обогатился словарный запас детей;
*развивается разговорная речь;
*развивается способность к художественному творчеству.
Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Формирование целостной картины мира»
Дидактическая игра № 1: «Научим Медвежонка выполнять правила дорожного движения».
Задача: формировать у детей младшего дошкольного возраста элементарное представление о ПДД, формировать знания о частях дороги, развивать внимание и мышление.
Материал: магнитная доска, мел, магниты трех цветов (красный, желтый, зеленый), магниты-зверушки, машинки на магнитах.
Ход проведения:
Предварительно педагог на магнитной доске мелом рисует картинку, изображающую части дороги: тротуар, проезжую часть, «зебру», светофор, деревья.
Для того, чтобы привлечь детей к выполнению дидактической задачи, педагог рассказывает сказку и сопровождает ее действиями.
– Скоро у Медвежонка день рождение, он направляется в город за покупками. (показывает на магнитной доске нарисованные деревья и улицу). Но, к сожалению, он не знает названия частей дороги, и я сегодня ему расскажу, а вы попробуйте запомнить.
Самое главное на дороге – это светофор. Посмотрите, педагог берет по очереди магниты определенного цвета и рассказывает устройство и работу светофора. Далее, педагог рассказывает про тротуар и проезжую часть, при этом используются магниты-машинки и магниты-зверушки.
Весь показ сопровождается участием «магнита-Медвежонка».
После проведения дидактической игры, педагог задает наводящие вопросы, и дети с помощью использования магнитов отвечают на них.
Конспект дидактической игры № 2.
«Как правильно переходить дорогу».
Задача: формировать у детей младшего дошкольного возраста первоначальные представления о ПДД, формировать навыки перехода дороги, развивать внимание и мышление.
Материал: (см. игра № 1).
Ход проведения:
Предварительно педагог рисует мелом на магнитной доске картинку улицы.
Далее, для того, чтобы вызвать интерес детей к данной теме, педагог начинает рассказывать сказку.
– Медвежонок пошел в гости к друзьям. Подошел к проезжей части, там, где стоит светофор и задумался. Хотя он уже знает, как переходить дорогу, но вы могли бы подсказать, правильно ли он это делает (ставит на светофор магнит красного цвета). Можно ли переходить дорогу? (ответы детей). Далее, дети сами подсказывают какого цвета магнит надо поставить, чтобы Медвежонок перешел дорогу.
Потом, педагог уточняет название частей улицы.
Далее, проходит небольшая игра на макете. Дети играют с магнитами и машинками.
Досуг «Поиграем в ПДД».
После проведения цикла дидактических игр
«Научим Медвежонка выполнять правила дорожного движения» с целью закрепления полученных детьми знаний о ПДД, педагогами был организован и проведен в музыкальном зале досуг.
Педагог: – Ребята, посмотрите, где мы с вами оказались?
Это волшебная страна, в которой мы с вами повторим ПДД.
Дети рассматривают дорожные знаки, светофор, пешеходный переход, машины.
Педагог читает книгу «Уроки светофора»
автор Г.Лиходеда.
«Начинаем разговор
Мы про важный светофор!
На дороге он стоит,
За движением следит.»
(Дети берут флажки по сигналу светофора).
«Если красный свет горит,
Светофор нам говорит:
-Стой на месте! Не иди!
Ты немножко подожди.»
(поднимают красный флажок и становятся около «зебры»)
«Ярко-желтый свет горит,
«Приготовься» – говорит,
Светофор предупреждает,
Что он свет переключает.»
(поднимают желтый флажок).
«Он зеленый свет включил,
Путь вперед нам разрешил,
Все машины дружно ждут:
Дети с мамами идут.»
(дети поднимают зеленые флажки и переходят дорогу).
Молодцы. Теперь мы точно знаем, на какой цвет светофора можно переходить дорогу.
«Если правила ты знаешь
И всегда их соблюдаешь-
Смело в путь! Вперед иди,
За собой друзей веди.»
Давайте поиграем в игру «Автомобили и воробушки».
А это кто пришел к нам? Появляется Медвежонок.
– Ребята, а вы со мной поиграете? Да.
3. Проходит игра малой подвижности
«Найди свой флажок».
На ковре располагают три обруча. В каждом стоит ребенок и держит флажок – красный, желтый, зеленый. Дети распределяются около своего флажка. Звучит сигнал. Ребята рулят и спокойно ходят вдоль улицы.
Медвежонок хлопает, и дети занимают свои места, согласно правилам.
После проведения игры Медвежонок благодарит и хвалит детей.
Приложение №3
Познавательно-творческий проект: «Всестороннее познавательное и художественно-эстетическое развитие старших дошкольников посредством использования «Скульптур малой формы»
Визитная карточка проекта
Авторы проекта:
Старший воспитатель ГБОУ Школа №1568 д/о №5,6
Домарева Людмила Анатольевна
Воспитатель группы №2 ГБОУ Школа №1568 д/о №5
Добромыслова Ольга Анатольевна
Название проекта: Познавательно-творческий проект:
«Всестороннее познавательное и художественно-эстетическое развитие старших дошкольников посредством использования «Скульптур малой формы».
Вид проекта: познавательно-творческий.
Длительность: октябрь 2017г. – апрель 2018г.
Возрастная группа: старший дошкольный возраст (6-7 лет).
Образовательная область: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
Цель: вызвать интерес к воспроизведению такого вида искусства как «скульптура малой формы», закрепить знание о профессии скульптора.
Задачи:
- развивать познавательный интерес
- поддерживать потребность в выполнении поставленной задачи
- обогащать и пополнять словарный запас
- развивать художественно-эстетический вкус.
Планируемые результаты
- трансляция опыта создания познавательно-творческого проекта в дошкольном отделении, публикации на сайтах дошкольного образования
- закрепление навыков познавательной активности старших дошкольников
- расширение познавательной сферы и кругозора детей
Краткое содержание проекта
Познавательно-творческий проект направлен на всесторонние развитие старших дошкольников посредством нового жанра искусства – «скульптуры малой формы».
В ходе реализации проекта расширяется познавательный интерес в области художественно-эстетического развития, развивается способность к творчеству, совершенствуется детская познавательная инициатива. Закрепляются навыки объяснительной речи.
В ходе проектной деятельности родители совместно с педагогами создали мини-музей – «Уголок скульптуры малой формы».
В ходе реализации проекта родители познакомились с такими видами непосредственно-образовательной деятельности, как лепка, входящим в художественно-эстетическое развитие дошкольника.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
Цель: создать установку на работу у детей, заинтересовать родителей, задействовать соответствующие мотивационные механизмы.
Тема нашего проекта: «Всестороннее познавательное и художественно-эстетическое развитие старших дошкольников посредством использования скульптур малой формы» возникло следующим образом: была собрана коллекция фигурок животных. Педагоги решили использовать их для более успешного развития дошкольников не только в познавательном, но и художественно-эстетическом развитии.
В следствии беседы с дошкольниками был получен следующий результат:
Что я знаю?
- Чьи это фигурки?
- Для чего они нужны?
Что я хочу узнать?
- Из какого материала они сделаны?
- Человек какой профессии изготовляет фигурки?
II этап – планирование
Перед педагогами встал вопрос:
- возможно ли детям на данном примере объяснить новый жанр искусства – «скульптура малой формы»;
- рассказать об этом эксперименте можно не только в дошкольном отделении, но и на сайте дошкольного образования;
- обсуждение педагогами продуктов познавательной деятельности, которые планируется получить в конце проекта.
III этап – исследовательский
Исследовательский этап включал в себя интеграцию образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
Образовательная деятельность в рамках проекта осуществлялась:
- в ходе режимных моментов
- в процессе организации педагогом различных видов детской деятельности
- в ходе самостоятельной деятельности детей
- во взаимодействии с семьями воспитанников.
IV этап – оформление проекта
Продуктом совместной проектной деятельности на начальном этапе явилось оформление мини-музея «Уголок скульптуры малой формы». Родители воспитанников принимали активное участие в предоставлении фигурок животных, сделанных из различных материалов, а также оборудование.
V этап – презентация проекта
Педагоги проводили беседы с воспитанниками, ряд открытых занятий для педагогов из других групп и родителей, консультации.
Для закрепления и систематизации материла, полученного в ходе образовательной деятельности, с детьми были организованы дидактические и подвижные игры.
Краткое описание проекта
Описание методов оценивания
В начале проектной деятельности проводится оценка первоначальных представлений дошкольников о новом жанре искусства скульптуре малой формы.
Педагоги уточняют представление дошкольников, обсуждают вопросы, на которые хотелось бы получить ответы, составляют план проведения проекта, который предусматривает активное участие взрослых.
Механизмы отслеживания результатов:
Творческий подход к реализации проекта, а также уровень сформированности творческих способностей дошкольников.
Описание форм образовательной деятельности:
Работа начинается с обсуждения педагогами вопросов по теме проекта. Педагоги выбирают тему проекта, формы представления результатов, обсуждается план работы по проекту и вопросы необходимости соблюдения авторских прав.
Работа с родителями
Консультации, обсуждение основных направлений работы с детьми дома, индивидуальные беседы с родителями с целью создания проекта
Корректировка плана работы над проектом
С дошкольниками проводятся следующие формы образовательной деятельности: ФЦКМ, лепка, беседы, интегрированные занятия.
Педагоги обратились к учебной литературе «Дошкольникам о графике, живописи, архитектуре и скульптуре» под ред. А.А. Грибовской, беседовали с родителями о значении скульптуры малой формы в развитии дошкольников.
В группе были проведены открытые занятия с участием родителей и педагогов из других групп.
По мере появления новых фигурок животных на полках, интерес детей повышался. Многие родители привозили маленькие скульптурки из других регионов страны. Наш мини-музей пополнялся новыми экспонатами.
В работе с детьми педагог использует дидактические и подвижные игры,
проводит беседы, создает различные игровые ситуации.
Работа с родителями: участие в создании и оборудовании мини-музея; групповые и индивидуальные консультации, открытые занятия.
Презентация проекта представляется в ходе проведения эксперимента.
Методические разработки
Тема: «Методика ознакомления детей дошкольного возраста со скульптурой малой формы».
Говоря о воспитательном влиянии данного вида искусства нужно отметить, что это необходимый элемент в формировании всесторонне развитой личности ребенка.
Выбирая скульптуру малой формы необходимо знать она должна вызывать у дошкольников только положительные эмоции. Содержание произведений должно быть богатым и разнообразным.
Необходимость знакомства дошкольников со скульптурой связана не только с ее воспитательной стороной.
В старшем возрасте скульптура малой формы, а также можно ознакомить и с монументальной скульптурой.
Знания, получаемые в процессе непосредственно-образовательной деятельности, обширны.
В младшей и средней группах дети не только проявляют интерес к народным игрушкам, но и знают их названия, умеют рассказать о них. В этом возрасте формируются предпосылки по ознакомлению с профессией «скульптура».
В старшем возрасте знают какая бывает скульптура, умеют рассматривать ее, обращая внимание на содержание и выразительные средства.
Создание лепного образа всегда связана с передачей пластики, которую дети достигают не сразу. Но уже в дошкольном возрасте они начинают понимать плавность очертаний формы. Для этого при рассматривании скульптур детей учат тому, что движениями рук в воздухе можно показывать линию перехода из одного объема в другой. Для того, чтобы добиться такого перехода используют прием заглаживания или наращивания.
Скульптура открывает большие возможности для обучения детей композиции. Детей 4-х лет учат понимать содержание скульптуры и средства ее выразительности. У детей 5-ти лет формируют представления о скульптуре как виде изобразительного искусства. В старшем дошкольном возрасте рассматривание многофигурных композиций подводит детей к умению видеть взаимосвязь между предметами и самостоятельно располагать их на подставке.
Наиболее доступно детям восприятие ясно выраженного образа, поэтому при ознакомлении со скульптурой малой формы следует обращать внимание на сами фигурки, предлагаемые детям для осмотра.
Наибольшее предпочтение дошкольники всех возрастов отдают образам животных. Например, знакомя детей с «дымковской игрушкой», можно показать несколько предметов разного содержания (козлика, индюка и т.д.), чтобы дать ребенку представление о том, какие «дымковские игрушки», кого они изображают. Как дополнительный материал можно использовать 2-3 иллюстрации, цветные фотографии или набор открыток.
Для ознакомления дошкольников старшего возраста со скульптурой:
-необходимо расширить знания самих педагогов чтением соответствующей литературы
-организовать мини-музей в группе с привлечением родителей
Создается мини-музей целенаправленно. Педагоги могут использовать его в качестве наглядного пособия в ходе непосредственно-образовательной деятельности дошкольников. Под влиянием скульптуры они быстрее осваивают изображения фигур и впоследствии становятся «скульпторами». Таким образом, элементарные знания о скульптуре дают возможность делать выводы, рассуждать. Разнообразие скульптурных материалов (камень, дерево, керамика и тп) значительно обогащают сенсорный опыт детей, а небольшие размеры скульптуры малой формы делают ее доступной восприятию каждого ребенка.
Жанр «Скульптура малых форм» не только эстетически обогащает дошкольников всех возрастных групп, но и в значительной степени способствует непосредственно-образовательной деятельности в различных областях: познавательное развитие (ФЦКМ), речевое развитие (составление творческих рассказов), в процессе которой формируются основы художественного вкуса.
Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию
Тема: «Мы — юные скульпторы».
Цель: вызвать интерес к лепке скульптуры малой формы, закрепить знание о профессии «скульптора».
Задачи:
- Закрепить умение передавать выразительность животных в лепке.
- Закрепить умение передавать характерные признаки внешнего вида.
- Продолжать развивать эстетический вкус.
Материал и оборудование: Мини-музей в группе – «Уголок скульптуры малой формы», пластилин, доски для лепки, салфетки, конверт с письмом, фигурки собак, накидка.
Ход занятия: Дети располагаются около мини-музея (полок с фигурками животных).
Педагог: «Ребята, мы с вами находимся в нашем мини-музее, в котором часто меняются экспонаты. Что сейчас вы видите на полках?» (ответы детей).
Педагог предлагает вспомнить, как называется такой вид искусства. (Скульптура).
Педагог: «Как вы думаете, кто их сделал?» (Люди)
Педагог: «И как называется эта профессия?» (Скульптор).
Педагог: «Из какого материала выполнил скульптор данные фигурки?» (ответы детей).
Педагог: «Для чего их делают? Как можно их использовать?» (Для украшения дома).
Педагог: «Ой, ребята, забыла вам сказать, когда я пришла утром, то увидела письмо. Это письмо было написано для нас детьми из другой группы».
Текст письма:
Мы хотим, чтобы у нас в группе был музей с фигурками собачек, которые являются «СИМВОЛОМ ЭТОГО ГОДА!»
Педагог: «А как вы думаете, как мы можем помочь ребятам? (Слепить).
Педагог: «Значит мы сегодня с вами сможем быть настоящими скульпторами! Каждый мастер начинает свою работу с рассматривания образа. Интересно, а что же у нас спрятано под накидкой?» (Педагог поднимает накидку).
Педагог: «Ой, а кто это? Посмотрите какие они разные?» (Дети берут в руки и рассматривают фигурки собак. Педагог просит детей описать их).
Педагог: «Мы с вами будем лепить этих животных! Перед тем, как приступить, разомнем пальчики!»
Пальчиковая гимнастика:
«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
Прилетайте, птички!
Сала дам синичке.
Приготовлю крошки
Хлебушка немножко.
Эти крошки – голубям,
Эти крошки – воробьям.
Галки да вороны,
Ешьте макароны!
(«зовущие» движения пальцев 4 раза, «режущие» движения одной ладони по другой, пальцы щепоткой – «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев друг о друга, вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью то же – левой рукой тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»).
Педагог: «А теперь каждый из вас займет свое рабочее место скульптора, немного подумает о том, какую фигурку собачки он хотел бы слепить. Итак, начинаем».
(в процессе работы педагог помогает детям).
Итог: Педагог предлагает детям устроить выставку вылепленных фигурок. Дети разглядывают и делятся мнениями.
Педагог благодарит всех за работу и сообщает, что все фигурки замечательные и детям другой группы обязательно понравятся.
Пускай они пока порадуют всех нас и ваших родителей, а потом мы их отправим по адресу, указанному на конверте.