Сайранова Ольга Григорьевна
Устинова Светлана Григорьевна
воспитатели
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №11 «Планета детства»
Менделеевского муниципального района Республики Татарстан
г. Менделеевск
Тема: |
«Юные спасатели» |
Интегрируемые образовательные области: |
Познавательное развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие. |
Вид: |
Интегрированная совместная образовательная деятельность. |
Специфические виды д\деятельности, в которую вовлечены воспитанники |
Организованно – образовательная деятельность. |
Цель: |
Упражнять в количественном и порядковом счете, пространственной ориентировке и ориентировке на листе бумаги. Закрепить знания детей в решение задач в пределах 10. Закрепить умение выполнять графический диктант. Закрепить умение сочинять свою задачу. Закрепить умение решать примеры. |
Задачи: |
Обучающие: Упражнять в количественном и порядковом счете, пространственной ориентировке и ориентировке на листе бумаги. Закрепить знания детей в решение задач в пределах 10. Развивающие: Развивать логическое мышление, умение мыслить, рассуждать, доказывать. Воспитательные: Воспитывать целеустремленность, устойчивость, интерес к математическим знаниям. |
Методические приемы: |
Создание проблемной ситуации; Беседа; Создание игровой ситуации; Вопросы, пояснение, обьяснение, педагогическая оценка. |
Оборудование и пособия |
Конверты с цифрами от 1 до 10 (20 шт.); Листы в клетку (20 шт); простые карандаши (20шт); Детские стулья (20шт.); детские столы (10 шт); Смайлики (тучка и солнышко); Мольберт (1шт.); Письма (2шт); Су – джок (20 шт.); Картина «Царство – государство»(1 шт.) Цифры на магните (10шт.). |
Подготовительная работа воспитателя: |
Изготовление цифр от 1 до 10; Разучивание пальчиковой гимнастики: «Мячик – ежик»; Разучивание физ. минутки; Изготовление математических выражений. |
Словарная работа: |
Название на татарском языке: один – бер, два – ике; три – өч; четыре – дурт; пять – биш; шесть – алты; семь – җиде; восемь – сигез; девять – тугыз; десять – ун. |
Структура: |
1.Мотивация детей к познавательной деятельности. 2.Выстроить числовой ряд из цифр. 3. Игра: «Вычисли» 4. Игра «Самый внимательный» 5. Физ. минутка 6. Задачи. 7. Пальчиковая гимнастика. 8. Графический диктант. 9. Беседа. 10. Рефлексия. 11. Эмоциональная рефлексия. 12. Сюрпризный момент. |
Посадка детей, размещение |
В 1 части занятия – воспитатель читает письмо от Царицы Знаний. во 2 части занятия – дети строят числовой ряд от 1 до 10; в 3 части – дети решают математические примеры. в 4 части – дети играют в малоподвижную игру. в 5 части – Физ. минутка: «Ну- ка встаньте, улыбнитесь!» в 6 части – дети решают и составляют задачи. в 7 части – дети выполняют пальчиковую гимнастику. в 8 части – дети пишут графический диктант. в 9 части – воспитатель проводит беседу о результатах спасательной операции. в 10 части – опрашивает детей, воспитатель благодарит их за старание. в 11 части –дети выбирают смайлик по настроению. в 12 части – дети угощаются подарками. |
Ход занятия
1.Организационный момент.
Вос-ль: Воспитатель приглашает детей в круг и проговаривает текст:
Вос-ль:
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся.
И друг другу улыбнемся.
2. Проблемная ситуация и принятие детьми цели занятия.
Создание проблемной ситуации.
Вос-ль: Ребята, сегодня утром нам пришло письмо. Хотите узнать от кого? Это письмо нам прислала сама Царица Знаний. Посмотрите, какая она? (ответы детей) Давайте узнаем, что у нее случилось. Вот послушайте.
(Воспитатель читает детям письмо.)
Вос-ль: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Царица Знаний. Мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что в мое царство забрался двоечник и хулиган. Он совершил ужасные вещи: спутал все цифры, решает задачи и примеры с ошибками. Все нарушилось в моем царстве –государстве! Жители моей страны страшно напуганы, и некому нам помочь. Дорогие ребята, если вы смелые, сообразительные, внимательные и не боитесь трудностей, поспешите к нам на помощь». Ваш друг – Царица Знаний.
Вос-ль: Ну, что ребята, поможем Царице Знаний навести порядок в царстве государстве? Но попасть в это царство совсем не просто, для этого нам нужно пройти несколько препятствий. Помните, чтобы справиться со всеми препятствиями, вы должны быть внимательными, смелыми и наблюдательными. Но самое главное, что вернуться мы сможем только в том случае, если справимся со всеми заданиями. Ну, что, не передумали? (Ответ ты детей.) Тогда в путь!
Вос-ль: – Чтобы попасть в страну, нам нужно выполнить следующее задание, которое приготовила для нас Царица Знаний. Вы готовы? (Ответ ты детей.)
Вос-ль:
- Сколько ушей у 2 кошек?
- Сколько дней в неделе?
- Сколько углов у треугольника?
- Сколько пальцев на одной руке?
- Сколько солнышек на небе?
- Сколько в неделе выходных дней:
- Какое число стоит между числами 6 и 8?
Вос-ль: – Молодцы, ребята, вы успешно справились с заданием. Закрываем глазки, кружимся, открываем, смотрим вверх, вниз, вправо, влево. Вот мы с вами и оказались в стране Знаний. Сейчас вам предстоит стать юными спасателями. Предлагаю вам занять места и составить числовой ряд от 1 до 10.
Случай странный,
Случай редкий,
Цифры в ссоре,
Вот те на!
Со своей стоять соседкой,
Не желает ни одна,
Нужно цифры помирить,
И их строй восстановить.
Вы оказались замечательными строителями. Молодцы! А теперь, прочитайте мне пожалуйста порядковый ряд от 1 до 10 в порядке возрастания, затем в порядке убывания. А теперь прочитаем цифры на татарском языке в порядке возрастания..
Поднимем цифру, которая расположена правее цифры 7, левее цифры 8 и т.д.
Ребята, какие математические знаки вы знаете? (ответы детей).
Рассказ детей о математических знаках.(плюс, минус, равно)
Вос –ль: Кто сейчас хочет стать моим помощником?
Макар желает.
Воспитатель приглашает ребенка к себе и дает задание.
Воспитатель: Макар, возьми одно из математических выражений, прочитай его и покажи ребятам. Ребята подумают, решат и поднимут то число, которое получается в ответе. Следующее задание будет таким- Я поднимаю цифру, а вы составляете математическое выражение, в результате которого получается эта цифра.
Вос-ль: Здорово ребята, справились с заданием, но впереди у нас еще много дел, поэтому нам нужно немного отдохнуть и размяться.
Поиграем в малоподвижную игру «Кто самый внимательный»
(Воспитатель обьясняет детям правило игры). Дети выполняют.
Вос-ль: Молодцы, справились! Все были внимательны! А сейчас нам предстоит составить и решить арифметические задачи. Предлагаю вам занять свои места.
Вос-ль: Но прежде чем составить и решить задачу, давайте вспомним: из каких частей состоит задача? (ответы детей)
Вос – ль: Правильно, задача состоит из 4- х частей: условие – это то, что у нас есть, вопрос –то, что ищем, решение и ответ –то, что мы получаем в процессе решения.
А теперь послушайте внимательно задачу: «На ветке сидели 3 воробья. Прилетели и сели рядом еще 4 синицы. Сколько птиц сидит на ветке? (7)
Вос-ль: В мастерской было 4 машины. Через день пригнали еще 4 машины. Сколько всего машин стало в мастерской?
– Назовите условие задачи!
Назовите вопрос!
Решение задачи.
Ответ.
Вос-ль: – Молодцы, а теперь Царица Знаний хочет проверить, как вы умеете составлять задачи. (Дети составляют свою задачу)
Воспитатель показывает картинку и говорит: «Как вы думаете, по ней можно составить задачу?» (Ответы детей).
А теперь определим, где условие, где вопрос, решение и ответ.
Вос-ль: А сейчас мы отдохнем, пальчиковую гимнастику начнем. Пальчиковая гимнастика «Мячик – ежик»
Ежик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко.
Ежик нам ладошки колет –
Ручки к школе нам готовит.
Мячик-ежик мы возьмем, (подбрасываем мячик вверх)
Покатаем и потрем. (прокатываем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (опять подбрасываем мячик)
И иголки посчитаем. (пальчиками мнем иголки мячика)
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем… (катаем мячик)
Потом ручку поменяем (меняем руки)
Вос-ль: – Вот и отдохнули наши пальчики. Я уверенна, что со следующим заданием мы справимся быстро. Царица предлагает вам попутешествовать по листу бумаги. Перед вами лежит листок в клеточку, возьмите его, на нем мы будем рисовать. Но чтоб вы правильно выполнили задание, без ошибок, давайте мы с вами вспомним где правая рука? Где левая рука? Покажите на листе бумаги правый верхний угол, левый нижний угол, середину листа и т.д. А сейчас вспомним правило нашего поведения:
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем мы сейчас опять.
Смотреть, слушать, размышлять и друг другу не мешать!
Ребята, сейчас нам нужно быть внимательными, рисовать в том направление, в котором я буду говорить. На листочке стоит точка от нее и будем рисовать.
Вос-ль: – Что же получилось у вас?
Итог. За ваши старания Царица Знаний ставит вам отметку 5.
Вос-ль: – Предлагаю вам вернуться в детский сад.
Закроем глаза, покружимся, посмотрим вверх, вниз, влево, вправо. Ну, вот, мы в детском саду. Посмотрите, опять пришло письмо от Царицы Знаний. Она хочет нам что то сказать. Послушайте. «Дорогие друзья, огромное вам спасибо за оказанную помощь! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. В моем Царстве царит абсолютная точность и порядок. Спасибо вам, мои юные друзья. Ваша Царица Знаний»
Вос-ль: Ребята, вы оказали помощь Царству – государству и ее жителям. Спасибо за ваше старание. Вас действительно можно назвать спасателями.
Вос-ль: Что было для вас самым сложным? Что больше всего понравилось? Что было тяжело? Почему было тяжело? Что нужно делать для этого?
Ребята, у меня на столе смайлики в виде солнышек и тучек. Выберите пожалуйста тот смайлик, который подходит вашему настроению. Если оно у вас хорошее – поделитесь им с нашими гостями: улыбнитесь им, подарите им свою улыбку!
А за вашу внимательность, решительность, смелость и сообразительность, Царица Знаний отправила вам угощение. (Дети угощаются).