Басирова Гулюса Мансуровна
педагог-психолог
МБДОУ «Детский сад № 25«Сказка»
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Цель: «Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников»
Задачи:
Обучающие:
1.Умение различать мимику, самостоятельно сознательно пользоваться мимикой для выражения своих эмоций.
2.Закрепить умение узнавать и выражать эмоции, эмоциональные состояния в мимике.
Коррекционно – развивающие:
1.Способствовать улучшению эмоционального состояния ребёнка.
2.Развивать правильное дыхание, снизить уровень негативных эмоциональных переживаний.
3. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом, активизировать словарный запас.
4.Сохранение здоровья воспитанников через психогимнастику и релаксацию.
Образовательные:
1.Научить передавать эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.
2.Ознакомить детей с понятием «Что такое эмоции».
Воспитательные:
1.Формировать положительное отношение к окружающим.
2.Формировать доброжелательные и равноправные отношения между сверстниками.
3.Формировать умение поддерживать беседу, участвовать в коллективном разговоре.
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, Практическая
Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, презентация, развивающая игра «Игровизор», иллюстрации с изображениями разных эмоциональных состояний разрезанные на 4 части, цветные карандаши, фломастеры, фасоль, цветной песок.
Ход занятия:
Психолог:
Здравствуйте ребята. В этот чудесный зимний день, я очень рада вас видеть. «Давайте начнем наше занятие с игры «Ты мне нравишься». Игра с мячём, сопровождая свое движение словами: «Лена (Олег, Максим)! Ты мне нравишься, потому что… (с тобой очень весело играть в разные игры)».
Лена, выслушав обращенные к ней слова, передает мяч следующему участнику. После этого Лена должна подумать и решить, кому передать мяч дальше. Передавая его Олегу, она тоже произносит добрые слова: «Олег! Ты мне нравишься, потому что ты помог мне найти мой бантик, который я вчера потеряла». И так игра продолжается, до следующего участника.
Цель данного упражнения – развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми.
Психолог: Мы с вами поделились добрыми словами, и объяснили почему мы друг другу нравимся.
А Давайте ребята мы с вами поздороваемся необычным способом. Я, буду вас спрашивать, а вы будете отвечать жестами.
– Как живешь? (вот так)
– А плывешь? (вот так)
– А бежишь? (вот так)
– Вдаль глядишь? (вот так)
– Ждешь обед? (вот так)
– Машешь вслед? (вот так)
– Утром спишь? (вот так)
– А шалишь? (вот так)
Психолог:
Я вижу, что, вы чувствуете себя хорошо, и предлагаю отправиться в путешествие в «Волшебную Страну Эмоций». И познакомиться с его жителями.
Психолог: Волшебная страна находиться за семью морями? Как вы думаете, на каком
транспорте можно туда добраться?
Психолог: Я, вам предлагаю отправиться на необычном транспорте –воздушном шаре.
Ребята, чтобы отправиться в путешествие, ведь оно может быть трудным и опасным, нам нужно взять самое необходимое. Только мы возьмем не вещи, а эмоции и чувства. Я думаю, что для успешного путешествия нам обязательно понадобиться храбрость, вы согласны? А что еще? Игра «Собери рюкзачок»
Давайте с вами представим, что у нас в руках рюкзачок. Открыли рюкзачок и складываем храбрость, ловкость, смелость, отвагу и хорошее настроение.
Психолог:
Ну что же, ребята, к путешествию мы готовы.
В Волшебную страну направляемся мы,
Где будем смеяться, грустить, и удивляться.
Психолог:
Взлетаем мы с вами на воздушном шаре
Вот мы с вами и в Волшебной стране.
Психолог:
Ребята, посмотрите, что я нашла?
Читает записку.
Для добрых и умных, скажем вам друзья
Не вызовет трудностей загадка сия
Вы нам соберите эмоций букет
Сложите все части, вам будет ответ
Психолог:
Ребята, посмотрите, как много эмоций собрано здесь, какие это эмоции? Радость, удивление, грусть.
Игра “Собери эмоцию» (эмоция грусти)
На столе разложены пазлы, давайте мы их соберём и узнаем какая эмоция в них спрятана. Это и будет ответ на вопрос жителей волшебной страны эмоций. Дети собирают пазлы синего цвета с изображением эмоций.
Психолог:
Какую эмоцию вы собрали? Ответь: Грусть.
Психолог: Ребята, когда вам грустно?
Психолог:
Вот и Жители Волшебной страны, грустные, потому что они рассыпали бусы?
А вы хотите им помочь? А сможете?
Игра «Игровизор»: «Собери бусы»
Педагог-психолог: Молодцы ребята, вы помогли жителям.
Упражнение «Закончи предложение» (с мячом) веселая музыка)
«Зимой мороз, а летом(жара)
Собака- животное, а паук (насекомое)
Гром гремит, а молния сверкает
Продавец- продает, а швея шьет
Вата мягкая, а кактус (колючий)
Сахар сладкий, а перец горький
Нам веселые жители подготовили еще одно интересное задание. Давайте ребята посмотрим на экран.
Следующее задание жителей волшебной стран слайды: Ребята нам надо с помощью песка и фасоли изобразить эмоцию радость. Как вы думаете у нас получиться. «Игра «Найди Фасольку» (выкладывают эмоцию радости на соленом тесте)
Психолог:
Игра на внимание.
Перед детьми выставлены три мешочка разного размера.
Психолог:
Дети, перед вами необычные мешочки.
Давайте попробуем их открыть. (Открывает первый мешочек. Раздается плач – фонограмма.)
В этом мешочке лежит настроение. Какое оно? (Ответы детей. Педагог открывает второй мешочек. Раздаются сердитые возгласы – фонограмма.)
А в этом мешочке какое настроение лежит?
Какое же настроение лежит в самом последнем мешочке?
Посмотрим. (Открывает мешочек. Раздается звонкий, веселый смех – фонограмма.) Какое это настроение?
Молодцы, вы все правильно угадали: в первом мешочке лежит грустное, “испуганное” настроение во втором – плохое, “сердитое” настроение, а в третьей – радостное, веселое.
Какое настроение мы возьмем с собой в группу?
Рефлексия:
Психолог: Ребята мы помогли жителям волшебной страны стать счастливыми. Ответы (Да)
-А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Садимся на наш волшебный воздушный шар и возвращаемся в детский сад.
С какими чувства мы познакомились в Волшебной стране?
. А как это можно выразить одним словом?
-А что вам больше всего понравилось?
-Молодцы, ребята! Вы были дружными, активными справились со всеми заданиями!
-Мне тоже очень понравилось наше путешествие. Я желаю вам хорошего настроения, и чтобы выговорили друг другу только хорошие и добрые слова.