Юрикова Эльмира Рустамовна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 63 «Калинка»
пгт. Нижняя Мактама,
Альметьевский район, Республика Татарстан
Актуальность: Дошкольное образование – процесс непрерывный (ежеминутный). В соответствии со спецификой работы ДОУ, воспитанники пребывают в учреждении на протяжении 12 часов. Именно поэтому воспитательный процесс должен осуществляться постоянно, выполняя поставленные задачи рабочей программы воспитания. Процесс воспитания – это процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения с первых лет жизни дошкольника. Ядро нравственности составляют нормы и правила поведения.
Любовь к Родине, добросовестный труд – это неотъемлемые элементы сознания, чувств, поведения и взаимоотношений. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Мы воспитываем в наших детях и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Патриотическое воспитание – это, прежде всего, воспитание чувства ответственности, собственного достоинства, эмоциональной привязанности, честность. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом.
Патриотическое воспитание, возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка – благодатный и ничем незаменимый источник воспитания любви к Родине, к своему народу. Дошкольный возраст – возраст сказки. Именно в этом возрасте ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если естественно и вместе с тем выразительна рассказана, можно быть уверенным, что она найдет в детях чутких, внимательных слушателей, рассказчиков и артистов. И это будет способствовать развитию патриотических чувств.
Цель работы: создание условий для восприятия и закрепления знаний русских народных сказок, побуждение к активному речевому общению.
Задачи для выполнения цели:
Образовательные: формировать умение узнавать и называть героев сказки, предметы из сказок, умение рассказывать по картинкам знакомые сказки, соотносить предметы и героев с соответствующими сказками, умение решать логические задания; активизировать словарный запас детей, формировать коммуникативные навыки (диалогическую речь через совместное обсуждение; правильное словопроизношение, ситуативно-деловое общение в работе над сказками, связную речь).
Развивающие: продолжать развивать способность детей к эмпатии; умение мыслить с помощью приемов анализа, синтеза, сравнения, развивать познавательную активность, внимание, память, креативное мышление, творческое воображение, активизировать словарь детей, развивать связную речь.
Воспитательные: воспитывать любознательность, дружелюбие, желание прийти на помощь, вызвать у детей позитивные эмоции.
Одной из наиболее удачных форм по работе с детьми на знакомство с русскими народными сказками стала для нас дидактическая игра «Круги Луллия». Дидактическое пособие мобильное и легкое в использовании. Пособие можно использовать как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе с детьми. Используя данное дидактическое пособие в образовательной деятельности ребенок усваивает материал просто великолепно и без всяких усилий. Круги Луллия развивают фантазию детей, обучают мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Они представляются дошкольникам как чудесные кольца или загадочные круги, тем самым мотивируя детей к выполнению заданий.
«Расскажи сказку «Гуси-лебеди. »
Цель игры: создать условия для духовно-нравственного воспитания дошкольников через изучение русской народной сказки, как духовное наследие нашей Родины. Понимание смысла сказки «Гуси-лебеди», состоит в том, что дороже всего для человека его семья. Любовь к родным и близким, ответственность за их судьбу — такая тематика красной нитью проходят через всю сказку. Сказка также учит читателя быть находчивым и решительным, не теряться в трудных ситуациях, быть послушными и следовать правилу «за добро добром и платят».
На верхнем кольце выкладываем карточки с изображением героев этой сказки: родители, девочка, братец. На нижнем ситуации и места: печь, яблонька, молочная речка, Баба-яга, гуси – лебеди. Задача детей сопоставляя сюжеты и атрибуты с героями рассказать сказку.
«Из какой сказки тень?» Цель: Учить, зрительно, анализировать силуэты и находить заданные силуэты; закреплять знания детей о знакомых литературных персонажах, сказках. Развитие зрительного восприятия детей, внимания, логического мышления, памяти, наблюдательности и усидчивости.
На первом круге силуэты героев по сказкам. Ведущий показывает тень, и спрашивает «Из какой сказки, тень? На втором круге дети находят нужный силуэт, называют героя сказки, его основные характеристики и название сказки.
«Придумай сам». Цель: придумать самостоятельно историю со сказочным героем, исходя из знаний о личностных характеристиках персонажа и задуманной ситуации. Что могло произойти именно с этим героем, если он окажется в такой ситуации. Его действия в заданный момент, охарактеризовать поступок и рассказать, как поступил бы сам в этой ситуации. На верхнем круге: Хаврошечка, Колобок, Курочка Ряба, Царевна-лягушка, Снегурочка, Емеля. На нижнем картинки мест: болото, море, пустыня, небо, Антарктида, футбольное поле.
«Соедини пары (герои сказок)». Цель: актуализация знаний по сказкам для успешного выполнения практических и проблемных задач, выявить степень знания сказок, развивать смекалку, находчивость, терпение и выдержку.
Вывод: Данный игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала. Данная методика универсальна – применяя лишь несколько кругов, можно получить разные варианты игры. Дошкольники вовлечены в игру, они самостоятельно заменяют круги, а также придумывают новые варианты выполнения заданий. Варианты использования этой методики безграничны. Мы активно ее осваиваем, детям она очень нравится.
Хочется отметить, что в результате работы с кругами Луллия дети научились группировать предметы по общим признакам, находить причинно-следственные связи между объектами; у детей происходит систематизация знаний об окружающем мире, развивается творческое воображение и мышление, обогащается словарный запас. Также воспитанники учатся свободно высказывать свои мысли и самостоятельно принимать решение проблемных ситуаций, фантазировать. У дошкольников сформированы представления о богатстве русской народной культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека.