Бикмухаметова Ирина Аркадьевна,
Дубровина Ирина Сергеевна,
Сергеева Юлия Владимировна
учитель -дефектолог
воспитатели
МБОУ «Начальная школа – детский сад компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения №71» НМР РТ Г. Нижнекамск
В соответствии с реализуемой «Адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования детей с амблиопией и косоглазием» в группе должен быть организован коррекционный уголок. Это предметная развивающая среда, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие зрительного восприятия и компенсаторных механизмов каждого ребенка.
Коррекционный уголок в группе представляет собой специально оборудованное пространство, которое включает:
1. «Хозяйку» коррекционного уголка,
2. Зону развития зрительного восприятия,
3. Зону развития пространственной ориентировки и зрительно-моторной координации,
4. Зону развития коммуникативных навыков (речевых и неречевых навыков общения), 5. Игровую зону (для организации сюжетно-ролевых игр и театрализованной деятельности, как основы социально-бытовой ориентировки)
Одним из основных аспектов в работе дефектолога является эффективное взаимодействие с воспитателями через организацию коррекционных уголков, как части предметно-развивающей среды в группе для детей с нарушениями зрения.
В соответствии с реализуемой «Адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования детей с амблиопией и косоглазием» в группе должен быть организован коррекционный уголок. Это предметная развивающая среда, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие зрительного восприятия и компенсаторных механизмов каждого ребенка.
Коррекционный уголок в группе представляет собой специально оборудованное пространство, которое включает:
- «Хозяйку» коррекционного уголка,
- Зону развития зрительного восприятия,
- Зону развития пространственной ориентировки и зрительно-моторной координации,
- Зону развития коммуникативных навыков (речевых и неречевых навыков общения),
- Игровую зону (для организации сюжетно-ролевых игр и театрализованной деятельности, как основы социально-бытовой ориентировки)
«Хозяйка» коррекционного уголка – кукла Василиса. Игрушка многофункциональна, сшита своими руками. Цветовая гамма ткани помогает легко запомнить основные цвета и оттенки. Фактура ткани из которой сшита кукла, ее одежда и аксессуары – разнообразна, что способствует формированию тактильной чувствительности, застежки, кнопки, крючки, шнуровка, помогают детям освоить навыки самообслуживания, развивают мелкую моторику рук. Психологически нейтрально (дети могут самостоятельно модулировать мимику, отражая эмоции для разных ситуаций). Она сопровождает детей на занятиях и в свободной детской деятельности: задает «вопросы-ловушки», придумывает интересные истории, неожиданные сюрпризы, приглашает к себе в гости, вызывает у детей живой интерес, побуждает к активности. Также коррекционная работа предполагает непосредственное взаимодействие ребёнка с игрушкой, обучение способам адекватного телесного выражения различных эмоций, чувств.
Яркое, оригинальное оформление коррекционного уголка вызывает у детей интерес, стремление к самостоятельной деятельности. Многофункциональное, модульное оборудование, гибкое зонирование пространства уголка обеспечивает достаточный простор для всех видов игр и занятий, позволяет охватить одновременно всех детей группы.
Дидактическое оснащение коррекционного уголка определяется особенностями восприятия и приоритетной линией развития каждого ребенка в группе, соответствует структуре нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям.
В основу наполняемости коррекционного уголка положено тематическое планирование. Подбор игрового и дидактического материала осуществляется на основе рекомендаций учителя-дефектолога, что делает его взаимодействие с воспитателями не формальным, а очень тесным и плодотворным. Подбор игрового и дидактического материала направлен на максимальное раскрытие индивидуальных возможностей каждого воспитанника.
Материал, содержащийся в коррекционном уголке интересен и привлекателен, имеет многофункциональный характер, располагается рационально, логично и удобно для детей, наполнен развивающим содержанием, динамично изменяющимся в соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными возможностями детей, интересами мальчиков и девочек.
Игры подобраны в порядке нарастающей сложности, с учетом разного уровня овладения детьми программным материалом и возможностей «зоны ближайшего развития».
Игры и пособия для развития зрительного восприятия направлены на развитие восприятия, предусматривает развитие зрительной реакции на предметы окружающего мира, определение их формы, цвета, величины и формирование навыка действия с предметами, воспитание интереса к окружающему миру.
Наиболее успешно освоение детьми ориентировки в окружающем пространстве осуществляется в дидактических играх и упражнениях. Игры и упражнения помогают совершенствовать умения выделять и анализировать пространственные признаки и отношения, получать информацию об окружающем пространстве с привлечением всей сенсорной сферы, расширять знания о теле человека и его основных частях, развивать зрительно-моторную координацию.
Сюжетно-ролевые игры и театральная деятельность – основа социально-бытового развития дошкольников. Где взаимодействие детей в процессе игры или спектакля способствует получению знаний о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, помогают приобрести практические умения, которые позволяют детям с нарушениями зрения успешно адаптироваться в быту в соответствии с нормами и правилами поведения.
Развитие коммуникативных навыков неотъемлемая часть коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения. Умение дошкольников правильно и говорить, «считывать эмоции», способствуют их социализации в обществе.
Игры и упражнения, используемые педагогами для развития коммуникативных навыков направлены на развитие дыхания, закрепления правильного произношения звуков, развитие словаря и связной речи.