Кутяшова Нина Ивановна
воспитатель
ГБУ «Детский дом Приволжского района
г. Казани», Республика Татарстан
В современных условиях проблема социального сиротства является одной из самых острых в России. Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ежегодно возрастает и составляет сегодня более 700 тысяч человек, большинство из них воспитывается в интернатных учреждениях. «На сегодняшний день в Республике Татарстан количество таких детей составляет более 11 тысяч человек, 2760 из них отданы в приемные семьи. В детских домах и приютах воспитываются 657 детей».
Исследования детей в детских домах показывают, что среди сирот нет абсолютно здоровых детей. Нарушение межличностного общения воспитанников детских интернатных учреждений связано с рядом специфических особенностей:
– последствиями социальной и материнской депривации;
– трудностями адаптационного периода от проживания в семье к проживанию в детском доме;
– искаженными, нереальными представлениями о формах общения в связи с неблагоприятными условиями в семье;
– клиническими проявлениями задержки психического развития (ЗПР) и сопутствующими соматическими заболеваниями у детей-сирот.
Эти дети нуждаются в особом внимании, специальной психологопедагогической коррекции и комплексном сопровождении.
С целью созданий оптимальных условий для развития устной речи у детей с задержкой психического развития предусматриваются занятия, на которых формирование речи осуществляется в связи с изучением предметов и явлений реального мира. Основной для речевой практики на занятиях развития речи становятся:
– тексты произведений;
– рассматривание картин;
– создание рисунков по прочитанному произведению;
– работа с картиной (иллюстрацией);
– уточнение представлений после проведённой экскурсии с целью подготовки к творческой работе.
Организация занятий по развитию связной речи должна отвечать ряду требований. Главное требование – создание соответствующих условий для возникновения у воспитанников потребности говорить. Нужно приложить все условия, чтобы заинтересовать детей изучаемым материалом. Интерес к теме может быть вызван у детей с помощью различных средств. Во-первых, манерой педагога вести занятие, заинтересованностью воспитателя в том, о чем он спрашивает или рассказывает. Во-вторых, поощряет одобрением. В-третьих, организацией разнообразных видов деятельности детей на занятиях: отгадыванием недостающих элементов в картине, работа со скрытой картинкой, ролевой игрой, определением последовательности в серии картинок.
Например, занятия «Речь и культура общения» я провожу в нетрадиционной форме. Здесь существует как можно меньше всякого рода запретов – больше свободы, фантазии. Конечно, существует обязательный программный материал, но, чтобы обеспечить формирование определенных умений и навыков, необходимы сквозные виды работ. Они позволяют переключить ребят с одного вида деятельности на другой, снять усталость. К ним относятся:
– пятимутки речевой гимнастики: упражнения «Произнеси шёпотом, но отчётливо…», «Задули свечу» (для развития дыхания); «Пусть прожужжит жук: «Ж-ж-ж»; «З-з-з»; «Вспомним веселые стихи. Кто прочитает?»;
– импровизационные задачи: т.е. неподготовленные диалоги и монологи, развивающие спонтанную речь.
Огромную роль в формировании навыка связной речи на занятиях оказывают игровые упражнения и задания, которые позволяют избавиться от формалистики и скуки.
Например, «Игра в слова».
Задание №1. «Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты» (овощи, деревья, цветы, диких и домашних животных и птиц, игрушки, инструменты, мебель, профессии т.п.).
Задание №2. «Сейчас я буду называть тебе слова, а ты будешь мне рассказывать, что этот предмет может делать. Метель-метет, а гром- …, ветер – …, а снег – …, дождь – …, а солнце – …».
При каждом ответе целесообразно спросить: «А что еще делает солнце, оно ведь не только светит?» пусть ребенок4 подберет как можно больше слов, обозначающих действие.
Следующая игра «Закончи слово».
Задание: «Отгадай, какое слово я хочу сказать? По … (Подушка). Объясни слово». Слоги, с которых могут начинаться слова: за, ми, му, ло, ку, зо и т.п.
Задание: «Я хочу выяснить, как много слов ты знаешь. Скажи, что такое велосипед, нож, шляпа, мяч и т.д.»
На занятиях помимо речевых упражнений предусматриваются задания на восстановление психофизических функций. Это упражнения на релаксацию.
Релаксационные упражнения позволяют детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.
Упражнение на релаксацию и развитие воображения «ПОРХАНИЕ БАБОЧКИ». (Все упражнения на релаксацию выполняются под спокойную расслабляющую музыку). «Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движением крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он – бабочка, что у него красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат самого цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат… и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях».
В заключение я хочу отметить, что научить детей с ЗПР связной правильной речи – большой и кропотливый труд. Только повседневная работа над развитием речи даст положительные результаты.
Одной из наиболее главных задач на современном этапе обучения детей с ЗПР, считаю, развитие речи, так как научиться хорошо и правильно выражать свои мысли, уметь убедительно, ярко говорить – необходимо каждому.
Литература
- Сайт информационного агенства «Татар-информ» [электронный ресурс] // URL://www/tatar-inform.ru/news/2014/12/05/433425/
- Из опыта работы с детьми, имеющими задержку психического развития // Начальная школа. Антипина А.Н. – 1993. – №2.
- Обучение детей с задержкой психического развития. Под ред. В.Ф. Мачихиной – М.: «Просвещение», 1987.
- Организация обучения детей с задержкой психического развития // Начальная школа. Шурдукалов С.Г. – 1993. – №2
- Основы социальной педагогики и психологии. Масюк В.Ю.. – М., 2004.