Калимуллина Фарида Минвалиевна
воспитатель
ГБОУ «Нурлатская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
г. Нурлат, Республика Татарстан
Сценарий воспитательского интегрированного занятия написан в рамках проведения кружковых занятий по изобразительному искусству «Вдохновение» и ручного труда «Умелые руки». Основой технологии является личностно – ориентированный подход и групповой метод обучения с новой нетрадиционной техникой рисования – пеной для бритья. А также во время занятия демонстрируется мультимедийная презентация, которая создана с помощью электронных образовательных ресурсов в программе Microsoft PowerPoint и адаптирована для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и отражает тематику занятия.
Автор занятия: Калимуллина Фарида Минвалиевна
Образовательное учреждение: ГБОУ «Нурлатская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Тема: «Осень золотая»
Время реализации: 1 занятие (40 минут)
Возраст воспитанников: 6 класс (12-13 лет)
Виды деятельности: изобразительная деятельность, ручной труд
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие
Тип занятия: обобщение и систематизация знаний
Цель воспитательского занятия: развивать художественно – творческие способности детей с ограниченными возможностями здоровья через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
Образовательные:
-расширять знания учащихся об осенних изменениях в живой и неживой природе;
-распознавать признаки осени, находить изменения в природе в осеннее время;
-сформировать обобщенное представление об осени как о времени года, когда заметно меняются условия жизни в лесу;
-учить детей правильно передавать строение дерева в рисунке;
-учить детей нетрадиционным техникам рисования «пена для бритья»;
-закрепить навыки работы с гуашью;
-способствовать формированию эстетического отношения к осенней природе;
-формировать умение составлять коллективную сюжетную композицию;
-упражнять в отчетности о выполненных поручениях самостоятельно и с опорой на справочные мини-таблицы.
Коррекционно-развивающие:
-развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы;
-развивать чувства композиции, цветовосприятия;
-развивать и обогащать активные и пассивные словари детей с ограниченными возможностями здоровья, что способствует связной речи, развитию мышления и воображения;
-развивать мелкую моторику и закладывать эстетический вкус;
-способствовать формированию умения устанавливать причинно-следственные связи, обобщая и делая выводы об осенней поре;
-развивать духовность, чувство прекрасного, эмоциональную сферу, побуждать к творчеству.
Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к природе, к окружающему нас миру, любовь к Родине, родному краю, гордость за ее красоту;
-умение замечать красоту природы;
-подвести к пониманию, что при помощи выразительных средств, можно показать красоту осеннего леса;
-воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, умения работать коллективно в группах, прививать интерес к обучению;
-воспитывать доброжелательность при оценке работ других детей.
Социализация: формировать умение ставить цель, доводить работу до конца, составлять коллективную сюжетную композицию.
Методы и формы работы: групповая форма работы; метод сравнения и сопоставления; метод наглядного показа приемов работы с пеной для бритья; иллюстративный метод закрепления изученного материала; проблемно-поисковый метод.
Оборудование: ноутбук, проектор, мультимедийная презентация к уроку, композиция П.И.Чайковского из серии «Времена года» «Октябрь» для рефлексии, репродукция картин И.И.Левитана на слайдах презентации, образец готовой работы, мини-таблицы, салфетки для рук, фартуки для труда, индивидуальные скатерти для работы, ваза с осенними листьями.
Демонстрационный материал: макеты осеннего леса, где прорисованы карандашом основные элементы рисунка, который должны изобразить дети при выполнении задания шаг за шагом, всего шесть рисунков.
Раздаточный материал: белый лист А4, пена для бритья, клей ПВА, гуашь, индивидуальные емкости для каждого учащегося для размешивания пены для бритья с клеем ПВА и гуашью, кисточки, стаканчик с водой, картинки с изображениями солнышка, тучки и солнышка с тучкой.
Предварительная работа:
-наблюдение за деревьями на прогулке;
–чтение художественной литературы;
-беседа о деревьях нашего края;
-рассматривание иллюстраций, энциклопедий и заучивание стихотворений об осени;
-обсуждение о признаках осени;
-работа с предлогами, именами прилагательными, преобразование существительного в ласкательное;
-рисование нетрадиционными способами;
-рисование дерева на занятиях кружка по изобразительному искусству «Вдохновение» и изготовление различных поделок на осеннюю тему на занятиях кружка «Умелые руки».
Готовим «пенные краски»: 1. для приготовления объёмных красок нам потребуется смешать в равных пропорциях клей ПВА с пеной для бритья. Затем необходимо влить некоторое количество гуаши и тщательно всё перемешать. Цвет краски после высыхания получится темнее, чем первоначальный цвет готовой смеси.
2. рисовать объёмными красками лучше на картоне или плотной бумаге. Лучше выбирать простые крупные формы – в такой технике они будут смотреться более выигрышно.
3. рисовать необходимо широкой кистью и наносить на рисунок толстый слой краски.
4. Готовый рисунок оставляем сохнуть, время сушки – около 3 часов.
Словарная работа: обогатить словарь детей словами: золотая, осень, бордовый, оранжевый, признаки.
Индивидуальная работа: уточнить и закрепить знания детей о разнообразии красок и их изготовлении, а также дать понятие об объемной краске, которая создается путем смешивания пены для бритья с клеем ПВА и различного цвета гуаши. Путем смешивания данных ингредиентов, мы получаем совершенно новую форму краски, которая дает возможность делать объемные рисунки. Данные рисунки легко высыхает за счет добавления в состав клея ПВА, и получаются очень яркими и красочными.
Аннотация
На сегодняшний день рисование с использованием нетрадиционных техник увлекает и завораживает детей, особенно это актуально при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Это творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя и есть возможность нарушать правила использования привычных способов рисования, это свобода фантазии, воображения, увлекательный и интересный процесс обучения для детей с особыми образовательными потребностями.
Пена дарит новые тактильные ощущения, так как очень приятна на ощупь, у неё приятный запах, легко смывается с рук, одежды и любой поверхности. За счет добавления клея можно надолго сохранять данные объемные произведения искусства.
В такой технике можно рисовать осенние пейзажи, можно капать на пенку разноцветные акварельные краски и с помощью тонких кисточек или зубочисток выводить замысловатые узоры, получать красивые эффекты. И разукрашивать заранее подготовленные шаблоны осенних листьев.
Творчество с применением такой техники рисования создаёт положительную мотивацию к рисованию, расслабляет, будит фантазию и дарит массу положительных эмоций! Работы в этой технике всегда уникальны и неповторимы, что позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья раскрепостить свои способности в творчестве. За счет этого этот нетрадиционный метод рисования очень нравится детям, так как этот процесс творчества превращается в уникальную игру, что-то похожее на волшебство. Сначала смешиваются необходимые и очень необычные ингредиенты, что уже весьма увлекательно для данной категории детей, а затем создаются объемные рисунки, что не может не увлечь детей в создании своих шедевров. За счет клея они быстро высыхают и, если потрогать такой рисунок, то он весьма пористый и очень приятен на ощупь, что тоже является интересным результатом работы.
Проблема. Работая с детьми младшего школьного возраста, а особенно с детьми ОВЗ, сталкиваешься с проблемой не желания рисовать, так как у большинства таких детей слабая моторика руки. Дети зачастую испытывают трудности в изобразительной деятельности, так как недостаточно сформированы изобразительные навыки, многие не доводят начатый рисунок до конца.
Целесообразность использования нетрадиционной техники рисования – пены для бритья
1. Необычные нетрадиционные методы рисования всегда находят положительный отклик у детей с ограниченными возможностями здоровья, поэтому повышается мотивация к рисованию, дети с увлечением занимаются.
2. Эффективность личностно-дифференцированного подхода к работе учащихся в процессе всего урока (продуктивная самостоятельная контрольно-коррекционная деятельность, развитие интеллектуальных способностей, индивидуальная траектория закрепления материала);
3. Подача нового нетрадиционного метода рисования делает занятие красочным, неповторимым, что обеспечивает развитие мышления учащихся с ограниченными возможностями здоровья, совершенствует познавательные процессы;
4. Нетрадиционная подача материала на занятии в занимательной, игровой форме способствует повышению мотивации учащихся;
5. Использование нетрадиционного метода рисования открывает новые возможности для усвоения материала.
Ожидаемые результаты
Личностными результатами по результатам занятия являются:
1. формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
2. воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к оборудованию, строгое соблюдение правил техники безопасности;
3. развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки;
5. развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь).
Метапредметными результатами по результатам занятия являются:
-в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ, закладываются основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда;
-владение начальными формами познавательных базовых учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;
-получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных базовых учебных действий, целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий;
Учащиеся школы-интерната, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы с самого начала пребывания в школе-интернате нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, – в поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности.
При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.
Минимальный уровень:
-формирование художественного вкуса у учащихся 6 класса с ограниченными возможностями здоровья;
-развитие творческих способностей у учащихся 6 класса с ограниченными возможностями здоровья;
-улучшение всех психических процессов у учащихся 6 класса с ограниченными возможностями здоровья: восприятия, памяти, мышления, воображения;
Достаточный уровень:
-совершенствование у детей с ограниченными возможностями здоровья умений и навыков работы с различными инструментами и материалами (карандашами, красками, кистями, акварельными мелками, ножницами, бумагой, салфетками, клеем и т.п.);
-развитие мелкой моторики и улучшение речи детей с ограниченными возможностями здоровья;
-расширение и закрепление у детей с ограниченными возможностями здоровья знаний и представлений об окружающем мире;
-повышение самооценки.
Состав базовых учебных действий обучающихся.
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; осознанно относиться к выбору профессии; понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию; дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый – незнакомый и т.) использовать разные виды письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Познавательные учебные действия включают: дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Система оценки результатов развития познавательных процессов учащегося предполагает проведение диагностик: входящих (первичных), динамического наблюдения, текущей и этапной диагностики, итоговой. А так же в течение учебного года (по необходимости) наблюдение за выполнением предложенных заданий, устный опрос, письменные работы.
На кружковых занятиях учитывается дифференциация учащихся.
I группа. Воспитанники данной группы способны достаточно полно воспроизводить учебный материал, отвечая на вопросы, а в простых случаях воспроизводить его самостоятельно. Технико-технологические знания усвоены достаточно полно. Планирование новой работы в пределах программных требований осуществляют успешно. Приемы контроля сформированы, работоспособность высокая, трудовые приемы в объеме программных требований данного класса усвоены успешно.
II группа. Воспитанники данной группы учебный материал воспроизводят в основном правильно, но допускают незначительные ошибки. Самостоятельно использовать знания теоретической и практической деятельности могут только в простейших случаях. Самостоятельно трудовую деятельность планируют с трудом, чаще прибегают к помощи учителя. Приемы контроля сформированы недостаточно, наблюдаются недостатки в усвоении профессиональных приемов, но только в связи с двигательными дефектами воспитанников; работоспособность средняя.
III группа. Воспитанники данной группы учебный материал воспроизводят отдельно, чаще всего частями, главное в содержании выделить не могут. Некоторые технико-технологические знания усвоены на уровне конкретных представлений. К самостоятельному планированию работы не способны. Приемы контроля не сформированы, трудовые профессиональные двигательные навыки выполняют с ошибками; темп работы низкий.
Содержание воспитательского интегрированного занятия на тему «Осень золотая»:
- Организационный момент: приветственное слово воспитателя и проведение музыкальной физкультминутки «Листочки»;
- Актуализация знаний: постановка учебной задачи, определение вида занятия. Введение в процесс занятия;
- Динамическая пауза: проведение пальчиковой гимнастики «Осенние листья»;
- Знакомство с новым материалом: путешествие в мастерскую художника;
- Динамическая пауза: проведение зрительной гимнастики;
- Практическая часть: рисование осеннего пейзажа;
- Итоги урока.
- Оценка работ детьми.
- Рефлексия.
План проведения воспитательского интерактивного занятия:
№ п/п |
Этапы |
Временная реализация |
I |
Организационный момент: приветственное слово учителя и проведение музыкальной физкультминутки «Листочки». |
2 мин |
II |
Актуализация знаний: постановка учебной задачи, определение вида занятия. Введение в процесс занятия. |
8 мин |
III |
Динамическая пауза: проведение пальчиковой гимнастики «Осенние листья». |
2 мин |
IV |
Знакомство с новым материалом: путешествие в мастерскую художника. |
5 мин |
V |
Динамическая пауза: проведение зрительной гимнастики |
2 мин |
VI |
Практическая часть: рисование осеннего пейзажа. |
18 мин |
VII |
Итоги урока. |
1 мин |
VIII |
Оценка работ детьми. |
2 мин |
IX |
Рефлексия |
1 мин |
Итого: |
40 мин |
Ход занятия:
I. Организационный момент – 2 минуты
Воспитатель: – Здравствуйте, ребята, давайте вначале урока проведем веселую музыкальную физкультминутку, чтобы настроиться на занятие.
Музыкальная физкультминутка «Листочки»:
Мы листики осенние (плавное покачивание руками вверху над головой)
На ветках мы сидим. Дунул ветер — полетели (руки в стороны)
Мы летели, мы летели, И на землю тихо сели (присели)
Ветер снова набежал, И листочки все поднял (плавное покачивание руками вверху над головой)
Закружились, полетели, И на землю снова сели (дети садятся по местам).
Воспитатель: – Ребята, вы слышали, как осенние листья, кружась в воздухе, тихо падают на землю? Сядьте так же тихо, как осенние листочки.
II. Актуализация знаний – 8 минут
(Звучит спокойная красивая музыка, воспитатель читает стихотворение):
Уж пахнет в воздухе дождём,
Всё холоднее с каждым днём,
Деревья свой наряд меняют,
Листочки потихонечку теряют.
Понятно всем, как дважды два,
Пришла………….
Дети: – Осенняя пора.
Воспитатель: – Скажите, ребята, как вы думаете какое сейчас время года?
Дети: – Осень.
Воспитатель: – Как вы узнали, что наступила осень? (ответы детей)
Воспитатель: – Что происходит осенью с природой? Назовите приметы осени (ответы детей)
Воспитатель: – Королева наша, Осень,
У тебя мы дружно спросим,
Нам свой секрет открывай
Своих помощников называй?
Воспитатель: – Ребята, как вы думаете, какие три помощника есть у осени? (ответы детей)
Воспитатель: – Правильно, это осенние месяцы. Вы их знаете? Назовите их (ответы детей: сентябрь, октябрь, ноябрь)
Воспитатель: – Какая погода бывает осенью? (ответы детей)
Воспитатель: – Когда идет дождь? (ответы детей: дождливая)
– Когда дует ветер (ответы детей: ветреная)
– Когда холодно? (ответы детей: холодная)
– Когда пасмурно? (ответы детей: пасмурная)
– Когда сыро? (ответы детей: сырая)
– Когда хмуро? (ответы детей: хмурая)
– Когда ясно? (ответы детей: ясная)
Воспитатель: – Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием.
Воспитатель: – Ребята, а как вы думаете, вся осень бывает одинаковая?
Дети: – Нет, осень бывает разная.
Воспитатель: – Кто знает, какая она бывает?
Дети: – ранняя, золотая и поздняя.
Воспитатель: – Первая, ранняя – радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем, похожа на лето.
Другая, золотая – это когда листья на деревьях меняют свой наряд. Данное явление называется? (ответы детей: листопад)
А третья – неприглядная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, с тяжелыми тучами на небосводе. Это поздняя осень.
(На слайдах презентации выходят иллюстрации трёх периодов осени, дети должны определить, где какая осень и объяснить, почему так решили)
Воспитатель: – Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием!
– Давайте мы с вами для закрепления посмотрим видеофрагмент про осенний лес в сопровождении музыки Петра Ильича Чайковского «Октябрь», которая посвящена времени года – осени.
(дети смотрят и любуются осенним лесом в сопровождении музыки)
– А сейчас предлагаю вам отправиться в путешествие, но для начала давайте выполним пальчиковую гимнастику, чтобы лучше заниматься в мастерской художника. Ведь, чтобы в путешествие отправиться, надо быть сильными, ловкими и быстрыми.
III. Динамическая пауза – проведение пальчиковой гимнастики «Осенние листья» – 2 минуты
Ветер северный подул: с-с-с (дети шевелят всеми пальцами)
Все листочки с липы сдул… (подуть на пальцы)
Полетели, закружились (вращение кистями рук)
И на землю опустились (кладут пальцы на стол)
Дождик стал по ним стучать: (стучат пальцами по столу)
Кап-кап-кап, кап-кап-кап,
Град по ним заколотил (стучат кулаками по столу)
Листья все насквозь побил.
Снег потом припорошил (плавные движения кистями рук вперёд, назад).
Одеялом их накрыл (крепко прижать ладони к столу).
Воспитатель: – Итак, приглашаю вас в мастерскую художника. А чтобы быстро попасть в художественную мастерскую, нам поможет вот этот волшебный колокольчик.
(Воспитатель звонит в колокольчик и говорит слова: Колокольчик, позвони, в мир искусства позови!)
IV. Знакомство с новым материалом – Путешествие в мастерскую художника – 5 минут
Воспитатель: – Как вы думаете, кто такой художник?
Дети: – Художник – человек, который занимается изобразительным искусством, создаёт картины, художественные произведения.
Воспитатель: – Молодцы. Что такое мастерская?
Дети: – Мастерская художника – это там где живет вдохновение. Дом, где художник пишет картины.
Воспитатель: – Молодцы! Кто знает, как надо вести себя в мастерской?
Дети: – Тихо, не толкаться, не кричать, не трогать чужое.
Воспитатель: – Правильно. Ребята, а теперь послушайте загадки и, если вы угадаете, мы узнаем, какими инструментами пользуется художник.
1. Я люблю купаться в краске.
Совершенно без опаски
С головою окунаюсь,
А потом, не вытираюсь,
По бумажному листу
Или тканному холсту
Влево, вправо, вверх и вниз
Я гуляю. Кто я? (ответы детей: кисть)
2. Вот тебе помощник деревянный.
Должен быть он острым постоянно.
Контур, натюрморт, портрет, пейзаж
Быстро нарисует… (ответы детей: карандаш)
3. Чтобы ноты разложить,
У музыкантов есть пюпитры,
А чтобы краски разводить,
Художникам нужны… (ответы детей: палитры)
Воспитатель: – Ребята, как вы думаете, почему мы сегодня попали именно в мастерскую художника? (ответы детей)
Воспитатель: – Правильно, чтобы творить в ней и рисовать, но что мы сегодня будем рисовать, как вы думаете?
(ответы детей: осень)
Воспитатель: – Да, рисовать мы будем осень, но как мы будем это делать? Чтобы это понять, нам нужно посмотреть на экран и ответить на вопросы.
(дети смотрят на экран, где отражены слайды презентации)
Воспитатель: – Ребята, как вы видите, картины в мастерской художника расположены по жанрам. Как называется картина, на которой изображен человек?
Дети: – Портрет
Воспитатель: – Как называется картина, на которой художник написал предметы?
Дети: – Натюрморт
Воспитатель: – А как называется картина, на которой художник написал природу?
Дети: – Пейзаж.
Воспитатель: – Правильно, ребята, а, если мы решили рисовать осень, как вы думаете в каком жанре ее лучше изобразить: портрете, натюрморте или пейзаже? (ответы детей: пейзаже)
Воспитатель: – Конечно, вы совершенно правы, осень – это время года и мы будем изображать природу, осенний лес, поэтому лучше подойдет жанр – пейзаж.
Воспитатель: – Давайте вспомним, что мы умеем рисовать не только красками и кисточками! Ребята, чем мы можем еще рисовать, давайте вспомним, какими нетрадиционными способами мы уже умеем с вами рисовать?
Дети: – Мы умеем рисовать пальчиками, ладошкой, печатать поролоном, мятой бумагой, по мокрой бумаге, ватными палочками и т. д.
Воспитатель: – Правильно, ребята, и мы сегодня продолжаем знакомиться и дальше с нетрадиционными методами рисования. Чтобы нарисовать наши осенние пейзажи, сегодня, я предлагаю вам новый способ, который мы еще не пробовали. Хотите его узнать и попробовать?
Дети: – Да!
Воспитатель: – Сегодня мы будем рисовать пеной для бритья. Вы знаете, что такое пена для бритья? (ответы детей)
Воспитатель: – Для рисования нам понадобится: пена для бритья, клей ПВА, гуашь, кисточки, лист белого картона, салфетки и емкости для изготовления краски, а также палитра. На палитре мы смешаем те цвета красок, чтобы получить оттенки осеннего леса.
1. Смешать в 6 емкостях пену для бритья с клеем ПВА в равных количествах.
2. На палитре смешать краски для получения необходимых цветов осеннего леса: оранжевого, бордового, красного, желтого и зеленого цветов. А также коричневого цвета для прорисовки стволов деревьев.
3. Капнуть небольшое количество полученных цветов в 6 подготовленных емкостей и перемешать. Краски готовы.
4. Нарисовать на листе осенний лес по образцу, рисунки рисовать крупные, чтобы было удобно их разукрашивать.
5. При помощи кисти наносим полученные краски на рисунок, не повреждая её вглубь. Работаем всем ворсов кисти без сильного нажима.
4. Даем рисунку хорошо высохнуть.
5. Затем выставляем свои работы и определяем лучшие, подводим итоги.
Воспитатель: – Хочется уже начать? Так давайте приступим к работе и начнем рисовать наши осенние пейзажи. Но прежде чем мы приступим к рисованию, давайте сделаем зрительную гимнастику.
V.Динамическая пауза – проведение зрительной гимнастики – 2 минуты
VI.Практическая часть: рисование осеннего пейзажа – 18 минут
Воспитатель: – Ребята, давайте приступим к рисованию нашего осеннего пейзажа. Для этого смотрим на макет рисунка на экране и повторяем за ним.
(Дети садятся за столы и рисуют, звучит легкая, тихая музыка. Воспитатель проводит индивидуальную работу, оказывает помощь тем, кто затрудняется)
VI.Итоги урока – 1 минута
Воспитатель: – Ребята, вы все большие молодцы! Вы очень сильно постарались и у вас получились настоящие произведения искусства, из которых мы сделаем выставку в классе. И, когда зимними вечерами, нам станет грустно, мы вспомним наше путешествие и замечательную красавицу Осень, и нам сразу станет веселее и теплее на душе!
Воспитатель: – Ребята, а Осень вас благодарит за такую прекрасную встречу, за то, что вы нарисовали такую красоту! Она говорит, что никогда вас не забудет!
Воспитатель: ну и нам, ребята, пора возвращаться в наш класс, в нашу родную школу-интернат.
Ты два раза повернись, в родном классе окажись!
(дети закрывают глаза, звучит музыка)
(развешиваются картины на доске и подводятся итоги)
IV. Оценка работ детьми – 2 минуты
Воспитатель: – Что мы рисовали?
Дети: – Мы рисовали яркую осень.
Воспитатель: – Вам нравятся ваши рисунки, какими они получились?
Дети: – Да, очень нравятся.
Воспитатель: – Почему вам нравятся рисунки?
Дети: – Потому что они получились красивыми и аккуратными.
Воспитатель: – Какой рисунок вам нравятся больше всего? Давайте по порядку определимся с вами
Дети отвечают по очереди, поднимая руки: – Мне нравится рисунок ……, он яркий.
(подводятся итоги, выбираются наилучшие работы, выставляются оценки по итогам обсуждения)
Воспитатель: – Как вы думаете, ваши рисунки понравятся Осени?
(ответы детей)
Воспитатель: – Конечно, понравятся, ведь работы получились очень красивыми, аккуратными и яркими, вы большие молодцы.
V. Рефлексия – 1 минута
Воспитатель: – Закончите предложение:
На уроке время прошло ……… (быстро)
Мы рисовали …………… (осенний пейзаж)
Самое интересное задание было ……………. (ответы детей)
А теперь покажите, какое у вас настроение?
(дети поднимают вверх картинки с изображениями солнышка, тучки или солнышка с тучкой)
Воспитатель: – Как красиво стало в классе!
Скоро прозвенит звонок.
Собери же ты, дружок,
Аккуратно, по порядку
Краски, кисточки, альбом…
(Учитель помогает детям с ОВЗ убрать рабочие места).
Самоанализ воспитательского интегрированного занятия
Структура занятия выдержана, все этапы имели логическую связь. Для проведения занятия заранее было спланировано время на реализацию каждого из этапов, где больше времени отводилось на практическую часть.
На занятии использовались такие приёмы и методы: словесный, наглядный, практический, самостоятельная работа.
Конструируя воспитательское интегрированное занятие кружка, воспитатель должен помнить, что главное в его работе – это не то, что он расскажет и покажет, даст задание и проконтролирует его выполнение, а то, как он научит воспитанников умениям и навыкам рационально учиться. Для самостоятельного добывания учащимися знаний и изготовления рисунка были применены иллюстрации, демонстрация.
Занятие прошло в доброжелательной обстановке. Мне удалось обеспечить быстрое включение детей в занятие и настроить их на продуктивную работу путем использования нетрадиционного метода рисования – пеной для бритья. Использование ИКТ мне в этом очень помогло на разных этапах урока, это использование мультимедийной презентации по теме занятия. Считаю, что триединая цель урока достигнута, так как все воспитанники с ограниченными возможностями здоровья успешно справилась с заданием. Работы получились хорошими, аккуратными. В ходе работы ребята показали умение передавать форму предмета и величину. Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения детей с ограниченными возможностями здоровья, их фантазии, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место. Дети с ограниченными возможностями здоровья овладевают навыками и культурой труда, что важно для их успешной социализации и адаптации.
Тип урока комбинированный. Комбинированные уроки особенно широко распространены в коррекционном обучении. Это объясняется индивидуальными особенностями детей с ограниченными возможностями здоровья (неустойчивость внимания, повышенная эмоциональная возбудимость). В работе с данной категорией детей приходится комбинировать различные виды учебной работы, сочетать сообщение новых знаний с первичным закреплением, повторением ранее изученного. Именно этот урок называется комбинированным, или структурно сложным, уроком. Поэтому для полного достижения поставленных целей мой выбор был сделан в пользу именно этого типа урока.
По результатам использования данной нетрадиционной техники рисования с применением пены для бритья у детей с ограниченными возможностями здоровья появляется интерес и желание участвовать в изобразительной деятельности. Дети становятся более раскрепощенными, проявляют творческую инициативу, самостоятельность, совершенствуются изобразительные навыки.
Выводы: нетрадиционная техника рисования играет важную роль не только в творческом развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья, но и в общем психическом развитии. Ведь главным является не только конечный продукт – рисунок, но и формирование уверенности в себе, в своих способностях, развитию целенаправленности деятельности.
Использованная литература:
1. М. Прудникова «Рисование пеной для бритья». Журнал «Ребенок в детском саду» № 12 2018г.
2. Интернет-ресурсы:
https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-dlja-pedagogov-risovanie-penoi-dlja-britja.html
https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2016/01/25/master-klass-ispolzovanie-art-terapii-dlya
https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-tema-ispolzovanie-yelementov-art-terapi-v-rabote-dou.html
Приложения
Шаблоны рисунков для 2 групп учащихся: сильной группы и слабой