Дейнеко Валентина Михайловна,
Гильметдинова Лилия Ивановна,
Володина Светлана Александровна
воспитатели, логопед
МБДОУ №74 «Айсылу»
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Актуальность
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города, края и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников и их родителей. Успешность развития дошкольников при знакомстве с малой Родиной возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Гипотеза.
В ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, края, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил край, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.
Цель проекта: Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям.
Задачи проекта: Дать знания детям о родном крае, городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в крае. Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город Набережные Челны. Пополнить собственные знания и знания родителей о своей малой Родине. Пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям
Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды и здорового образа жизни. Воспитывать чувства гордости за татарских спортсменов, их успехи, желание попробовать себя в спорте.
Участники проекта: дети, воспитатели,логопед, родители.
1 этап: Подготовительный
1.Информационно-накопительный: Изучение интереса детей и родителей для определения целей проекта. Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
2.Разработка проекта: Беседы с родителями и детьми. Цель: выявить знания о родном крае, их готовность пополнить эти знания, поделиться друг с другом. Создание творческой группы (родители, заинтересованные в данной теме, воспитатель). Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.
Составление плана работы над проектом.
2 этап: Основной
Формы и методы работы с детьми
Игровая деятельность: Настольно-дидактические игры «К нам гости пришли», «Кто что делает», «Вежливый разговор по телефону» и т. д. Сюжетно-ролевые игры. Оформление дидактических игр по краеведению:
“Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Карта моего города», «Город будущего», «Мой край родной», «Я — фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»
Познавательное развитие: Экскурсии по городу. Экскурсия в библиотеку. Рассказ библиотекаря об образовании нашего города. Игры, песни и костюмы наших бабушек и дедушек. Проведение цикла познавательной образовательной деятельности, на темы: “Набережные Челны – прошлое и настоящее», «Моя Родина – Татарстан!», «Красная книга Татарстана», «Татарстанцы – участники ВОВ», «Моё имя, его значение», «О чём рассказали старые фотографии», «Семья. Родословное древо моей семьи»
Просмотр видеофильма «Мой детский сад», «Наша Родина – Россия». Посещение музея. Река Кама. Экскурсия по карте. Символика города-гимн, герб.
Продуктивная деятельность: Роспись татарским узором. Народное творчество Татарстан. Лепка «Животные и птицы». Создание папки рисунков «Набережные Челны — глазами детей и родителей». Изготовление макетов «Наша улица», «Наш детский сад». Оформление серии фотоальбомов «Путешествие по Челнам» («Театры Челнов», «Музеи города», «Челны промышленные», «Их имена прославили наш город»).
Развитие речи: составление творческих рассказов «Мой любимый уголок Челнов»; беседы с детьми «Я люблю свою маму», «Моя бабушка самая хорошая», «Мы – дружная семья».
Ознакомление с художественной литературой: знакомство с творчеством детских писателей Челнов (библиотека); Разучивание стихов, песен о Татарстане.
Физическое развитие: занятие – игра «Знакомство с играми бабушек и дедушек», «Пришла коляда накануне Рождества» , «Праздник каши»
Формы и методы работы с родителями
Беседы с родителями о важности данной проблемы. Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной». Изготовление семейных альбомов. Привлечение родителей к пополнению уголка краеведения предметами русского быта. Спортивный праздник «Папа, мама, я- здоровая семья». Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями). Оформление альбомов “Достопримечательности моего города”, “Красная книга Татарстана”, «Птицы родного края», «Природа нашего края». Информация для родителей «История родного города», и т.д.
Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, городе»
3 этап. Завершающий
Презентационно — завершающий: Оформление альбома краеведения «Мой любимый край». КВН «С чего начинается Родина». Изготовление семейных альбомов (герб моей семьи, семейное дерево, творческое сочинение «Зимние каникулы»). Выставка продуктов детской деятельности.
Презентация проекта.
Контрольно-рефлексивный
Подведение итогов. Беседа «Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?»
Литература:
1. Логинова В.И., Бабаева Т.И. Программа развития и воспитания в детском саду «Детство», — С.-Петербург: Детство-пресс, 2000.
2. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007.
3. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Подготовительная группа. / Сост. Т.В. Иванова – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
4. Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005.
5. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. – М.: УЦ «Перспектива», 2008.
6. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2009.