Корабельникова Татьяна Васильевна,
Григоревская Ольга Павловна,
Ладыкина Вера Дмитриевна
воспитатели
«Детский сад общеразвивающего вида №45» исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района
г. Нижнекамск , Республика Татарстан
Интегрируемые образовательные области:
Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие
Вид:
Интегрированная совместная образовательная деятельность
Специфические виды детской деятельности, в которую вовлечены воспитанники:
Игровая, коммуникативная, художественно-эстетическая деятельность.
Цель:
Создание условий для познавательного развития детей через интеграцию содержания образовательных областей и использование развивающих технологий
Задачи:
образовательные: закреплять навыки счета в пределах 10; сравнения чисел; умение ориентироваться во времени, на листе бумаги в клетку, совершенствовать знания геометрических фигур, умение вычленять из представленного ряда лишний предмет по характерному признаку; соотносить предметы, выявляя сходный признак. Совершенствовать умения по измерению объемов при помощи условной мерки.
развивающие: развивать внимание, связную речь, орфографическую зоркость, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость, слуховое восприятие, мышление, память.
воспитательные: воспитывать интерес к занятию, усидчивость, активность, инициативность.
Методические приемы и формы организации деятельности:
I часть. Вводная часть.
1.Привлечение внимания детей, мотивация их интереса, желания участвовать в совместной деятельности – 2 мин.
II часть: реализация задач программного содержания.
Задание 1 «Неделька» -2 мин.
Задание 2 «Волшебная гора» -2 мин.
Задание 3 Выполнение графического диктанта – 3 мин
Задание 4 «Найди пару» – 1 мин.
Задание 5 Круги Эйлера – 2 мин
Задание 6 “Что лишнее?”- 3 мин.
Задание 7 Измерение объемов – 8 мин.
III часть: заключительная – 2 мин.
Подведение итога, анализ.
Оборудование и материалы:
Раздаточный материал: карандаши красного и черного цвета, лист бумаги, лист бумаги в клетку, 3 пуговицы, простой карандаш, мерный стаканчик, 2 стаканчика, подкрашенная вода розового и зеленого цвета.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор.
Предварительная работа:
Изготовление пиратской карты, измерение объемов при помощи условной мерки, выполнение графических диктантов, дидактическая игра «Что лишнее?»
Подбор музыкального сопровождения
Последующая работа
Совершенствовать умения по измерению объемов при помощи условной мерки.
Ход занятия:
-Ребята, я пришла сегодня в детский сад и увидела вот эту бутылку. Как вы думаете, что в ней может быть?
Ответы детей.
– Ну что, посмотрим, что в этой необычной бутылке?
Ответы детей.
– Верно, это пиратская карта. Она очень старая, рассыпалась от времени. Видно, бутылка долго плавала в море. Необходимо собрать части карты и рассмотреть ее.
(Карта с островами для детей. Выведена и на интерактивную доску)
– Посмотрите, здесь изображено несколько островов, а в конце карты пиратский корабль. Что это может означать, как вы думаете?
Ответы детей.
– Нужно, миновав все острова, добраться до пиратского корабля и находящихся на нем сокровищ.
Ну что ж путь нам предстоит долгий и трудный, и нам надо будет выполнить немало разных заданий. Вы готовы? Может кто-то сомневается в своих силах и хотел бы остаться на берегу?
– Хорошо, если все согласны, то отправляемся за пиратскими сокровищами.
1 «Неделька»
– Ребята, но все моряки, прежде чем отправляться в плавание, сверяются со звездами. Вот и я обратилась к знакомому звездочету. Он сообщил мне, что среду и следующие два дня на море ожидается сильный туман, а в субботу и следующие два дня будет сильный шторм и, мы тоже не сможем подобраться к сокровищам. Когда же нам отправляться в путь? Сейчас мы узнаем.
Дети выбирают цифру 1-7. Нужно расставить цифры по порядку следования дня недели. Амир, какой у тебя день недели? (Понедельник). Понедельник какой по счету день недели (Первый день недели).
– А теперь давайте определим, когда отправляться в море нельзя (закрывают цифры согласно условиям задачи)
– Осталась незакрытой одна цифра. Как вы думаете, какой день недели остался? (Вторник). Вторник какой по счету день недели? (Второй). Значит именно во вторник можно отправляться в путь. А сегодня, какой день недели, ребята? (Вторник). Так значит, сегодня, мы смело можем отправляться за сокровищами. Не будем терять времени.
– На чем можно добраться до островов, изображенных на карте? (Корабле, катере, самолете). Мы поплывем на корабле.
– Тогда отправляемся в плавание! (Песня)
-Вижу остров, приплыли! 2. Это «Остров Волшебной горы». Высаживаемся.
– А вот и сама Волшебная гора.
– Почему как вы думаете, она так называется?
– Потому, что она необычная и состоит из разных геометрических фигур.
Из каких фигур она состоит? Давайте сосчитаем все треугольники, круги, квадраты.
– Каких фигур на горе больше всего?
– Каких фигур на горе меньше всего?
– Молодцы, ребята, с заданием на этом острове вы справились и получаете за это один фрагмент заветного ключа.
– Поплыли дальше.
(«Звуки моря»).
– Вижу новый остров на горизонте. Это остров «Нетландия». Но очень уж на нем тихо, как будто никого нет. Но здесь, ребята, жители просто боятся выходить на улицы. Остров охраняется, а кто его охраняет, мы не знаем. Кто так пугает жителей? Чтобы узнать, необходимо выполнить задание. Садитесь за столы.
3 Графический диктант
Рисование по клеткам под диктовку воспитателя:
2 – вверх, 2 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 3 – вниз, 3 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 5 – вниз, 2 – влево, 2 – вверх, 1 – влево, 2 – вниз, 2 – влево, 4 – вверх, 2 – влево.
– Кто же охраняет этот остров? (собака).
– А как будет «собака» по-татарски (Эт).
-Балалар, эт нинди? (эт зур, матур, чиста)
– Ребята, пес благодарен вам за доброе к нему отношение и обещает больше не пугать островитян. А еще, ребята, Рикки говорит, что если мы доберемся до клада, нам будет необходим ключ от сундука, где он лежит. Псу так понравилось ваше доброе к нему отношение, что он готов дать нам фрагмент волшебного ключа. Вот он.
– Ну что ж, пока все складывается удачно. У нас уже есть еще один фрагмент ключа. Двигаемся дальше!
(«Звуки моря»).
– И вот уже новый остров на горизонте. Согласно карте это «Остров потерянного времени»
– Ребята, жители этого острова просят нас о помощи. Пираты пробрались в музей прошлого и настоящего на этом острове и все перепутали. И время на острове остановилось. Чтобы освободить жителей от злых чар нам нужно все разместить на свои места.
4. Игра «Прошлое-настоящее».
Детям предлагается серия картинок: свеча- лампа, чугунок — кастрюля, газовая плита- русская печь, счёты – калькулятор, лапти – сандалии, самовар – чайник. Дети находят пару картинок и объясняют свой выбор.
– Ребята, жители острова благодарят вас за помощь и дарят еще один фрагмент ключа.
– Спасибо добрым жителям острова. А нам пора отправляться к следующему острову на нашей карте.
(«Звуки моря»).
– Прямо по курсу «Остров головоломок». Высаживаемся. Рассаживаемся за столами.
5. Круги Эйлера
Начертите на листе 2 круга: красного и черного цвета так, чтобы они пересеклись друг с другом.
Возьмите 3 пуговицы и расположите их так, чтобы:
В красном круге было 2 пуговицы, а в черном круге 1;
В черном круге было 2 пуговицы, а в красном круге 1;
В черном круге было 3 пуговицы и в красном круге 3;
В черном круге было 2 пуговицы и в красном круге 2.
6. Игра «Что лишнее» (на мультимедийное оборудование)
– Молодцы, отважные путешественники! Все были внимательны и поэтому задание выполнили верно! Получаем за старания фрагмент ключа от сундука сокровищ. Продолжаем наш путь. Осталось добраться до последнего острова.
Занимаем места на корабле. В путь!
Звучит музыка (Шум моря)
7. Измерение объемов.
– Ребята, посмотрите, мы приближаемся к острову «Тортуга»
– На этом острове жителям тоже нужна наша помощь. Недавно все жители этого острова простудились и попросили доктора привести им лекарство от кашля и натираний. Доктор выполнил их просьбу, привез лекарство и уехал. Но когда стали разгружать багаж, кувшины с лекарством от кашля и натирании перепутались и теперь не знают жители острова, где у них какая жидкость. Но они хорошо помнят, что: лекарства от кашля было меньше, чем жидкости для растираний.
Вас очень просят помочь разобраться, в каком сосуде какое лекарство.
На глаз сравнить нельзя, так как кувшины непрозрачные, заглянуть внутрь нельзя: ведь горлышко узкое и ничего не видно.
Задача очень ответственная — ошибиться нельзя, надо знать наверняка, где какое лекарство, ведь жидкость для растираний пить нельзя.
Вместе с воспитателем дети решают, что надо жидкость из каждого кувшина измерить меркой и сопоставить результаты измерения. Подбирают мерку, договариваются о полноте, заготавливают таз, в который будут переливать из стакана измеренную жидкость. Измеряют сначала жидкость из одного кувшина — желтую (подкрашенную), а затем из другого кувшина — розовую.
В ходе практической деятельности дети выясняют, в каком сосуде, какая жидкость.
– Ребята, жители острова благодарят вас за помощь и просят запомнить волшебное заклинание, которое поможет открыть сундук с сокровищами.
Собираем ключ.
Посмотрите, ребята, вот и ключ, собранный нами и заветный сундук с сокровищами. Давайте откроем его наконец. Закройте глаза, покружимся, произнося волшебное заклинание:
Эне бене раба кинтер квинтер жаба
Дети кружатся, произнося заклинание. Происходит превращение сундука с мультимедийки в настоящий сундук.
– Вот он наш заветный клад! Заглянем в волшебный сундучок?
Конфеты-медальоны.
– Ребята, вам понравилось путешествовать? Что вам понравилось?
А какие задания вам показались самыми трудными?
Ответы детей.
– Да, ребята, сегодня мы с вами не просто получили сокровища, но и сделали очень много добрых дел и многим помогли по пути. А почему как вы думаете вам это удалось?
-Мы дружно выполняли задания, помогали друг другу, были внимательны.
– А с кем вы сегодня поделитесь впечатлениями.
– А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте свои места в корабле.
(«Звуки моря»)
– Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались! Вы были настойчивыми, внимательными, сообразительными и поэтому вам удалось отыскать сокровища.