Хазиева Альбина Рашидовна,
Бариева Зульхия Радиковна
воспитатели
МБДОУ «Балтасинский детский сад №2»
пгт Балтаси, Республика Татарстан
Цель: познакомить детей с татарским народным костюмом. Развивать эмоциональную отзывчивость и доброжелательность.
Задачи:
воспитательные: развитие дружеских взаимоотношений между детьми в группе, желания оказывать помощь; продолжать воспитывать интерес к занятию.
развивающие: развитие интересов детей, логического мышления, любознательности; обогащение знаний о правилах этикета;
обучающие: учить узнавать и называть национальную одежду; формулировать интерес детей к быту татарского народа.
Словарная работа: Платья с оборками, камзол, фартук с вышивками, сундук.
Материал: Сундук, национальная одежда (платье, камзол, передники, тюбетейки.), фартук для подарка, полотенце.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, мы сегодня пойдем с вами в гости к бабушке. Узнаем, как у неё дела? Не болеет ли? Здорова ли? А вы знаете, что у бабушки есть волшебный сундучок. А в сундучке волшебном знаете, что хранится?
– Там хранятся очень ценные сокровища. Это ни деньги, ни золото, ни алмазы. А это- полотенца, передники, тюбетейки. И они все ручной работы. Этими работами восхищались и любовались все. Про свои ценные сокровища наши бабушки хранят много воспоминаний.
На сегодняшний день, эти драгоценные и такие красивые сокровища хранятся в укромном месте, на донышке волшебного сундучка. Наши бабушки их очень бережно хранят. А если они откроют волшебный сундучок, то сразу вспоминают свою молодость.
Давайте, поближе подойдём и спросим у бабушки про волшебный сундучок.
В сундучке у бабушки
Что только не храниться.
А давайте попросим её
Пусть откроёт нам свой сундучок.
Бабушка будто нас поняла
Сама подошла, открыла, показала
И вот, что нам рассказала.
Бабушка: Эх, полотенце, моё дорогое полотенце. Знаете дети, перед тем, как выйти замуж, все молодые девушки вышивали полотенца, красивым татарским орнаментом. (бабушка показывает полотенце).
Воспитатель: Милая бабушка, а вот наша Розочка знает стихотворение про полотенце. Ну-ка расскажи.
Роза: Полотенце яркое в подарок
Пусть станет украшением для тебя,
С любовью я тебе вручаю,
Надеясь, что понравиться оно.
Бабушка: Молодец, внученька. Откуда ты знаешь, такое красивое стихотворение.
Роза: Меня бабушка научила.
Бабушка:А вот этот передник носили молодые девушки. Они сами эти узоры вышивали вручную. А кто-нибудь из вас не знает стишок про передник?
Алина: Я знаю.
Бабушка: Ну-ка расскажи.
Алина: На праздник девица собиралась,
И в передник красный наряжалась
На душе радостно становилось
Вся округа веселилась.
Бабушка: Ну молодец, внученька. А вот это что, кто знает?
Дети: Это тюбетейка.
Бабушка: Это татарский, национальный мужской головной убор. Тюбетейки носили мальчики, дяди, дедушки.
Воспитатель: Наши мальчики знают стихотворение и про тюбетейку. Ну-ка мальчики расскажите.
Адель: Тюбетейка, тюбетейка,
Мусульманский атрибут.
Говорил своему внуку
Старый дедушка Махмуд:
Рузаль: Укради себе невесту,
Чтоб во лбу была звезда,
И она тебе на свадьбу
Спляшет танец живота!..
Бабушка: Ой какие интересные у вас стишки. А вот это сокровище называется кокошник. Этот головной убор носили молодые девушки. Наверняка вы знаете и про кокошник стишок.
Зухра: Я знаю.
Бабушка: Ну-ка расскажи.
Зухра: Лето в радужном кокошнике над настоями колдует,
То цветы душицы бросит, то кипреем очарует,
Обагрит татарским мылом, и добавит лилий цвет,
Мятным листиком приправит, до чего ж хорош букет!
Бабушка: Ну, молодцы какие. А давайте теперь поиграем в одну игру. Игра называется «Что спряталось?». Вы закройте глаза, а я в это время спрячу что- ни будь из своих сокровищ. Вы должны будете отгадать, что я спрятала. (Игра играется 3-4 раза).
– Ну молодцы! Какие вы внимательные.
Воспитатель: Дети, вот и познакомились с волшебным сундучком. А теперь пора и домой собираться. Большое тебе спасибо бабушка. Не болей.
Дети: Спасибо бабушка. До свидание.
Бабушка: До свидание ребятушки.