Тютюгина Любовь Алексеевна
педагог дополнительного образования
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детско-юношеского творчества» Альметьевского муниципального района
г. Альметьевск, Республика Татарстан
В большинстве районов нашей страны, где зима продолжительная и снежная, занятия лыжами — один из самых доступных и массовых видов физической культуры.
Передвижение на лыжах в условиях равнинной и пересеченной местности с преодолением подъемов и спусков различной крутизны вовлекает в работу большие группы мышц и оказывает положительное воздействие на развитие и укрепление функциональных систем организма и в первую очередь на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную.
Но интерес к лыжному спорту у детей в последнее время начал снижаться. На это повлияли много факторов. Люди все больше начали идти в фитнес-центры, спортивны залы, где большое и светлое помещение с интересными тренажерами, где комфортная и теплая температура воздуха, забывая о том, что свежий воздух и перепады температур являются основными средствами закаливания организма. В связи с этим возникла потребность вновь вовлечь подрастающее поколение в самый здоровый вид спорта. Показать, что лыжный спорт – это не только зимой на лыжах, это -круглогодичные занятия в любое время года и разнообразные упражнения простыми доступными средствами без дорогостоящего инвентаря.
Разработанная мною программа называется «Юный лыжник», она включает в себя большое количество разнообразных упражнений, как на лыжах (гонки, эстафеты), так и без лыж, (общеразвивающие, специальные и имитационные), в летний период лыжероллеры. Так же используются занятия из других дисциплин: легкая атлетика, триатлон, спортивные игры, плавание, гимнастика, фитнес и др. Во время занятий совершенствуется механизм терморегуляции, улучшающие иммунологические свойства, повышается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Важен так же тот факт, что для занятий лыжным спортом, не надо выбираться за город, секция организована по среди города и в шаговой доступности парк, где организована лыжная трасса.
Так как начальная подготовка на первый год обучения предусматривает занятия 2 раза в неделю по 1 час 30 минут тренировок, что является достаточным для младшего школьного возраста, объем тренировок осуществляется по принципу чередования большого, среднего и малого объема еженедельно, чтобы обеспечить восстановление сил для нового роста объема и смены деятельности. Так же существует отдых между днями занятий, такая система позволяет детям развиваться разносторонне и не переутомляться, есть время для других занятий. Особенностью моей программы является то, что я набираю детей младше 10 летнего возраста, это позволяет постепенно внедрятся в лыжный спорт.
Младший школьный возраст очень трепетный и требует большого внимания со стороны педагога. Чтобы не переутомить детей однообразными занятиями, каждое занятия должно включать в себя или элементы игры, или соревновательный аспект, или изучение чего-то нового. Подвижные игры, эстафеты, походы, вариация разнообразных общеразвивающих упражнений, имитационные упражнения – все применяется на занятиях и принимается детьми на «Ура!». Так дети не заметно, играя, укрепляют свой организм, развиваются физически и приобретают правильные навыки и технику ходьбы на лыжах.
Примеры занятий.
Занятие в форме соревнования. Период, когда сухо, но уже холодно, осенью мы проводим – спортивное ориентирование. Заранее готовится карта местности, отмечаются точки, а на точках задания (физические упражнения) которые нужно выполнить. Кто первый пришел и прошел все точки без ошибок – тот победил. Остальные по порядку прихода и правильностью выполненных заданий распределяются по местам. Для того что бы отметить всех участников, можно придумать и изготовить своими руками наградную атрибутику.
Занятие –праздник. Занятие можно приурочить ко дню лыжника или другие знаменательные даты. Можно нарядиться снеговиками, шутами и т.п. организовать эстафету на лыжах и игры на снегу.
Занятие-поход. Увлекательный поход на 2 часа с лыжными палками – хорошее решение для работы на выносливость. Ходьба + работа рук. Отрезками можно переходить на бег, все зависит от подготовленности детей.
Занятия на лыжероллерах. Инвентарь, который редко используется массово, редко доступен. В основном на лыжероллерах занимаются дети спортивных школ, в дополнительном образовании и в общеобразовательных школах такого инвентаря нет или редкость. Хотя занятия на лыжероллерах, хотя бы 20 мин, хорошо развивают координацию, являются хорошим адаптационным инвентарем для перехода на лыжи зимой. Так же, лыжероллеры привлекают внимание у детей и вызывают интерес.
Игровая тренировка. Подвижные игры и спортивные игры являются хорошим средством для развития координации, выносливости, силы, быстроты и эмоциональной разрядки. Детям младшего возраста игровая форма занятий более приемлема, так как не вызывает перенапряжения нервно-регуляционной системы.
Занятия в зале и в бассейне. Отличная альтернатива, особенно в переходный период от зимы в лето, с осени на зиму. Разнообразность упражнений и использование не стандартных занятий великое множество, остается проявить только фантазию. А плавание, отличный способ снять нагрузку на суставы и позвоночный столб при работе почти всех групп мышц.
Занятия направленные на освоение техники. Это, обычно, скучные занятия для детей младшего школьного возраста. Они сложны своей монотонностью, тем что нужно соблюдать ряд правил, и не понятная терминология, совсем не радует. Детям нужно объяснять доступными словами, показать простыми движениями что бы все получилось естественно, без лишних движений.
Соревнования. Играют большую роль. Пусть будут не большими или товарищескими, впечатление от них останутся яркими. Любая победа – это стимул для дальнейшего развития и роста. Есть традиционные соревнования на призы Деда Мороза, которые проводятся ярко, красочно, весело и каждый участник получает от Деда Мороза коробочку сладких призов. Забег на лыжах на «Масленицу», после потраченных сил можно угостится блинами и чаем, а победители награждаются медалями и грамотами. Кроссы, итоговые соревнования по общей физической подготовке для лыжников – все является хорошей мотивацией для улучшения результатов. Так же важным аспектом является то, что родители видят старания и результаты своих детей, а у учащихся повышается самооценка так как мама и папа испытали гордость за них.
По итогу освоения программы спортивные школы с радостью забирают детей для дальнейшего развития ребенка уже как спортсмена.
Создавая программу, необходимо ориентироваться на современные условия и потребности современного общества.
- Как оказалось, тренер должен еще работать и творчески, не смотря на то что спортивно-оздоровительное направление, в основном, требует строгость и дисциплину.
- Кружки и секции должны находиться не далеко от города и быть доступны детям.
- Дети должны уходить с улыбкой с занятий и в приподнятом настроении.