Насырова Вера Юрьевна
воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Высокогорский детский сад «Шаян» комбинированного вида Высокогорского района, Республика Татарстан
«Ум ребенка находится на кончиках
пальцев» — В. А. Сухомлинский
Это не просто красивые слова, в
них содержится объяснение того,
каким образом развивается ребенок.
Еще Аристотель отмечал, что
“рука это инструмент
всех инструментов”
История возникновения
- Техника Айрис Фолдинг уходит корнями в Голландию, где местные жители с помощью цветной бумаги и картона научились создавать объемные работы со спиральным изображением. Изделия были схожи с диафрагмой фотоаппаратов, используемых в те годы, и отчасти напоминали радужную оболочку глаза.
- Поэтому и возникло название Aris Folding. Что в переводе обозначает – «радужное складывание глаза». Суть работы сводилась к подбору нескольких гармонично сочетающихся цветов бумаги и выкладке их под углом в последовательности, соответствующей шаблону.
Техника и принцип рукоделия
Начальный этап освоения может идти по двум направлениям:
- выкладывание цветной бумаги с использованием готовых шаблонов;
- создание своих шаблонов, работа над их наполнением.
- Новичкам проще разобраться с алгоритмом действий на шаблонах, а далее, переходить к разработке собственного дизайна.
Цели и задачи обучения дошкольников
айрис-фолдингу:
Цель: Совершенствование координации руки и глаза, развитие мелкой моторики рук.
Задачи: Формировать умение у детей понимать айрис-схему.
Продолжать закреплять умения складывать бумагу пополам и приклеивать ее на шаблон.
Развивать умение создавать композиции, подбирать сочетаемые цвета.
Развивать ассоциативно образное мышления, фантазию, осязание(тактильное ощущение).
Воспитывать культуру труда и безопасность, усидчивость, внимание.
Применение айрис-фолдинга
в работе с дошкольниками способствует:
- Освоению новых видов продуктивной деятельности, таких как работа по шаблону, цветоведение.
- Развитию произвольного внимания, мышления.
- Развитию мелкой моторики кисти руки и пальцев.
- Развитию эстетического вкуса.
- Одним из несомненных достоинств совместной деятельности педагога и ребенка по айрис-фолднигу является интеграция образовательных областей (познавательное, художественно-эстетическое, коммуникации ).
Основные этапы обучения айрис-фолдингу:
- Подготовительный:
- Знакомство с нетрадиционной техникой аппликации – айрис-фолдингом.
- Закрепление умения сгибать полоски бумаги пополам.
- Основной:
- Научиться наклеивать полоски бумаги согласно схеме по часовой стрелке (сначала по цветовым меткам, затем по цифрам).
- Заключительный:
- Научиться самостоятельно решать творческие задачи, выбирать схему для работы, продумывать сюжет, сформировать личностное отношение к результатам своей деятельности.
Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Это – материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Интерес детей к творчеству из бумаги объясняется ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Дети увидят, что бумага универсальна, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что у большинства современных детей, все чаще специалистами отмечается общее моторное отставание и слабое развитие моторики рук. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой.
Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложно координированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.
– Занятие айрис- фолдингом совершенствует моторику рук, тонких движений пальцев, что благотворно влияет на общее интеллектуальное развитие и успешное обучение в школе.